Фрагменты из книги, авторская редакция
Ты веруешь… хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»
(Иак. 2:19–20)
Поведай нам, как душу в плен берут…
(Данте. Божественная комедия. Ад)
А кто в беспечности живет,
Того, мы знаем, гибель ждет».
(В. Шекспир. Макбет)
Вступление
Рукопись, предлагаемая благосклонному вниманию читателя, была обнаружена в одной из церквей города Михайловска, во время первого за двести лет ее существования капитального ремонта, устроенного после смены настоятеля. В ходе этого ремонта на церковном чердаке был обнаружен сундук с ветхими старопечатными книгами и нотными сборниками, а также многочисленными рукописными тетрадками, в которых православные молитвы перемежались с заговорами на кровь-руду, на трясавицу и огневицу, а также записями пророческих видений и сновидений. На самом дне сундука была найдена малиновая бархатная папка. А в ней — семь школьных тетрадей в клеточку и косую линейку с напечатанными на задних страницах обложек таблицей умножения, клятвой пионеров Советского Союза, а также таблицей мер и весов. Тетради были убористо исписаны выцветшими багряными чернилами и сшиты между собой бордовыми ирисовыми нитками. Что до почерка писавшего, то он представлял собой нечто среднее между готическим и церковнославянским шрифтом. При попытке датировать рукопись мы столкнулись с неразрешимым затруднением. А именно: хотя на школьных тетрадках имеется ГОСТ пятидесятых годов двадцатого столетия, упоминания о телевизорах и компьютерах позволяют предположить, что это — современный текст. С другой стороны — кто в наше время будет исписывать от руки тетрадь за тетрадью, вместо того, чтобы воспользоваться компьютером и принтером? Ответить на этот вопрос не представляется возможным, поскольку у рукописи нет как первых листов, так и последних. Но главное — как она попала на церковный чердак? Никто из доселе здравствующих церковных старожилов не смог дать мне ответа на этот вопрос.
Так же представляет сложность определить жанр, к которому относится текст. Суда по всему, это конспект некоего лекционного курса. При этом докладчик, судя по всему, бес среднего ранга, имел длительный опыт деятельности в России, в том числе (и прежде всего) по работе с православными людьми. Возможно, именно с этим связаны некоторые особенности его лексики. А именно: сочетание в его речи церковнославянизмов с жаргоном (несомненно, бесовским). Подобное может себе позволить лишь существо, называемое не ангелом, но аггелом. То есть, бесом.
Кому принадлежал загадочный конспект? Существуют ли на самом деле не раз упомянутое в нем учебное заведение и его профессорско-преподавательский состав? И, самое главное — почему при прочтении этой рукописи возникает пресловутое ощущение «уже знакомого». Причем знакомого на собственном горьком опыте.
Разумеется, диавол — лжец и отец лжи… и человекоубийца от начала (Ин. 8:44). И, как в свое время мудро подметил Шекспир, ад лжет даже правдой[1]. Поэтому к тому, о чем повествуется в рукописи, следует отнестись с недоверием. Ибо «в аду, как и на земле, умеют приукрашивать мысли в угоду своим намерениям»[2]. Потому-то и важно научиться различать в своей душе негромкий зов Господень и назойливые зазывания тех, кто стремится увести нас с вами с узкого пути спасения на широкую и торную дорогу, ведущую к погибели.
Лекция 1. О человеке, как предмете изучения и о великом почине.
Немилостивые судари и сударыни!
Предметом нашего изучения (как и века, и тысячелетия тому назад) является человек. Поэтому в первую очередь следует определить, что представляет собой это существо.
На этот счет имеются две концепции. Одна Вражеская[3]. Другая наша. Обе эти концепции согласны в том, что человек — это дело рук Врага, созданное Им под конец сотворения мира. И, тем не менее, сей последыш Его творения лишь немногим уступает нам[4]. Как это возмутительно, как унизительно для нас! Ведь мы были созданы гораздо раньше! Вдобавок, мы — бесплотные духи, способные перемещаться в пространстве с неизмеримо большей скоростью, чем они, и даже менять свой облик. Мы могучи[5]… Другое дело, что люди (разумеется, с помощью Вражией) то и дело побеждают нас. Какое унижение! И так на протяжение тысячелетий…
Утешает лишь одно: они почти не задумываются о том, что немногим умалены по сравнению с нами. А еще меньше людей делает из этого опасные для нас выводы. То есть, обращается к Врагу и живет по тем заповедям, которые Он им дал. Большинство людей (благодаря нашим неустанным и многовековым усилиям) усвоило нашу концепцию на происхождение человека, гласящую, что существо под названием homo sapiens есть животное, целиком и полностью подчиненное животным инстинктам. Как правило, последователи оной концепции живут сообразно ей, и все их интересы сводятся к еде, сну и размножению. Собственно, именно такими мы бы хотели видеть всех людей. Увы, среди них есть весьма крепкие орешки… Разумеется, я имею в виду верующих во Врага.
Впрочем, даже люди, которые впадают в противоположную крайность и мнят себя существами духовными, хотя и облеченными в плоть (каковой иные из них даже стыдятся и тяготятся), не потеряны для нас. Главное — найти к ним должный подход. Например, их легко увлечь различными видами общения с… нами. Например, магией. Благодаря нам магия не только перестала слыть в людских глазах одним из дел отца нашего, и, в связи с этим, вызывать отвращение и страх, но даже вошла в моду. Загляните ради любопытства в их книжные магазины. Какое разнообразие книг и книжонок по магии! Черная магия, белая магия, заговоры на успех, на любовь, на приворот и отворот, советы ясновидящих, создай-свой-амулет… одним словом, полный набор нашей абракадабры. Вдобавок, есть множество писателей, которые (кто ради денег, кто ради известности, кто, так сказать, из идейных соображений… эти — всех занятнее) сочиняет книжки про магию и магов. Мол, какие это замечательные люди, как это прекрасно и мучительно — колдовать самому или быть околдованным…
В свое время в России была одна забавная дамочка-писательница, увлекавшаяся магией. Еще та гагара! Представляете, она верила, что книжки про колдунов и чародеев ей диктует некий покойный английский граф — она даже подписывалась двойной фамилией: своей и его: Крыжановская-Рочестер. Любопытно было бы взглянуть на физиономию этой дуры, узнай она, что вместо английского графа всю эту пургу ей нес наш аспирант Охмуряло! Однако что с того! Книжки, написанные этой дамочкой, раскупались нарасхват, и свое дело делали: читатели проникались искренней верой в силу магии и почтительным страхом перед ней. Наше шампанское, изготовленное из подобных дур разных времен и народов, было бы вполне сносным, если бы оно не воняло дешевыми женскими духами в той же мере, что и их книжонки. «Любящее сердце колдуна Хоремхеба истекало кровью и разрывалось на части от страсти к прекрасной, но такой недоступной царевне Ноферуре. «О, великий властелин! — вскричал несчастный, падая ниц перед статуей Молоха, пьедестал которой был обагрен кровью зарезанных им младенцев и дев. — Надеюсь, ты не будешь ревновать и не накажешь меня за любовь к этой благоуханной лилии Нила… ». Вижу, что вы уже хихикаете в кулак. А ведь в этих книжонках от каждой страницы вот такой патокой разит…
С конца восьмидесятых годов прошлого столетия, когда лоскутное одеяло под названием Союз советских социалистических республик распалось на пятнадцать частей, из которого оно в свое время было неладно, но крепко сшито, мы развели в России целое полчище магов. Поистине, какие громкие имена! Ашперовский, Лоба, Джума, Чуманик… кое-кто из них уже отслужил нам службу на земле и теперь служит нам вечно в качестве угощения (хе-хе!). Так вот, в ту пору все эти маги в России получили такую волю, что часами проводили по телевидению свои сеансы: заряжали воду и кремы, а также вешали на уши бывшим советским гражданам тонны словесной лапши. «Ваше тело становится невесомым, наливается здоровьем, болезни покидают вас, вы исцеляетесь… » А доверчивые обыватели часами пялились в телеэкраны, как баран на новые ворота, будучи уверенными в том, что от этого все их болезни, от паралича до геморроя как рукой снимет. Ну-ну…
Чтобы мои лекции не казались вам сплошной теорией, последую мудрому изречению герра Иоганна Вольфганга Гете… Между прочим, господин Гете немало способствовал тому, чтобы приукрасить нас в людских глазах. Его Мефистофель, умный, услужливый, проницательный вельможа отца нашего, скорее привлекателен, чем страшен. Глупые двуногие бараны всегда стремятся романтизировать нас. А мы способствуем им в этом… Так вот, герр Гете устами своего Фауста сказал — теория-де суха, а древо жизни пышно зеленеет. Поэтому я буду разнообразить свои лекции примерами из литературы, а также из нашей (в том числе моей) практики. Ибо за тысячелетия работы с людьми мы приобрели поистине богатейший опыт, который негоже держать под спудом. Как говорили древние римляне, старый бык учит пахать быка молодого… Итак, в свое время (как раз конце восьмидесятых годов двадцатого столетия) я время от времени посещал один дом престарелых. Была там одна больная, которая после перенесенного инсульта лишилась возможности ходить. А вылечиться-то ей хотелось, еще как хотелось! Поэтому не пропускала ни одного телесеанса Ашперовского. И вот однажды ночью в полусне слышит она его голос: встань и иди! Разумеется, на самом деле это был вовсе не Ашперовский, а один из наших, да где этой дуре было о том догадаться! Она и вскочила от радости, а парализованная нога возьми да подкосись… В итоге — перелом шейки бедра. В те времена, да еще в доме престарелых — верная смерть. Опять же, человек, у которого отняли надежду, как правило, не жилец на свете… Вот и она умерла, проклиная и Ашперовского, и все, и всех на свете — мы позаботились хорошенько нашпиговать ее ненавистью, как сало чесноком. Забавно, не правда ли? Вообще, судари мои, человек весьма забавное существо… Поработаете с людьми с мое — сами в этом убедитесь…
Впрочем, если вы будете работать с верующими во Врага, вам вряд ли удастся пристрастить их к магии. А вот спиритизма некоторые из них не чуждаются. Не говорю уже о гаданиях — под предлогом, так сказать, возвращения к истокам, и ради романтики россияне (особенно молодежь, по примеру пушкинской Татьяны) во время святок нет-нет, да примутся гадать. Мелочь, а все ж нам приятно.
Так вот, о спиритизме. В свое время, то ли в конце девятнадцатого века, то ли в начале двадцатого по их летоисчислению один русский купец похоронил жену. Ах-ох, плач-рыдание, горе безутешное, места себе не находит… Запомните: когда эти двуногие бараны предаются радости или, наоборот, горю, за ними нужен глаз да глаз. Потому что в это время кое-кто из них вспоминает о Враге и обращается к Нему за помощью и утешением. Понятно, что тогда происходит… А кое-кто, наоборот, отрекается от Врага и осыпает Его проклятиями. Важно не допустить первого исхода и всячески способствовать второму.
Следует помнить еще вот о чем: те из них, кто верует во Врага, убеждены, что, стоит им только обратиться к Нему с просьбой о помощи, как Он немедленно им поможет. Так оно и бывает. Однако Враг, по каким-то лишь Ему известным соображениям, может оказать им помощь не сразу, и не так, как они хотят. К примеру, впадет человек в нужду и просит Врага помочь ему найти клад или получить наследство от американского дядюшки. А тут вдруг подворачивается ему возможность получить работу с неплохой зарплатой. Но что им до этого? Ведь они хотят другого… Ан нет! Неудивительно, что им кажется, будто Враг их оставил. И они оттолкнут протянутую им руку помощи, не догадываясь, Чья это рука! Вы поняли, к чему я клоню… Впрочем, вернусь к своему рассказу.
Итак, горюет наш купчик, горюет. И тут один знакомый (не без нашей подсказки) посоветовал ему побеседовать, так сказать, с духом покойной жены с помощью блюдечка. Простейший вариант спиритического сеанса, который под силу даже искусителям-новичкам. Ну, купец, недолго думая, согласился. Разумеется, мы с ним тогда так душевно побеседовали, что со временем у него беседы с нами не только вошли у него в привычку, но и стали потребностью. Тем более что он наивно верил, будто с ним говорит его покойная женушка.
Тем временем мы придумали кое-что позанятнее. Однажды, когда наш купчик в очередной раз засел за блюдечко, ему отозвался… Наш сотрудник Штукарь решил поглумиться над ним по полной, и представился… одним из самых почитаемых русских святых. Не много, не мало, самим преподобным Сергием Радонежским. Будь наш двуногий барашек немного умнее, он бы сразу заподозрил подвох. Ведь все было шито белыми нитками. Ведь святые являются людям во сне или наяву. Но где это видано и слыхано, чтобы они разговаривали с ними посредством блюдечка? То-то и оно… Однако к тому времени мы уже настолько хорошо обработали нашего подопечного, что он полностью утратил бдительность. И попался, как последний лох!
Но Штукарь решил поиграть с ним по полной. И начал давать ему консультации по торговым делам. Советовал заключить ту или иную сделку, а часть барыша отдать на Врагоугодные дела. Купчик опять повелся — сделки-то неизменно оказывались выгодными. Опять же, разве-де бесы могут советовать жертвовать на Вражии церкви и монастыри? Им невдомек, что наш девиз: «цель оправдывает средства». Ради своей выгоды мы и Писание процитируем![6] Но об этом я расскажу вам позднее.
Тем временем, Штукарь придумал новую забаву. И посоветовал купцу заключить очередную выгодную сделку. Он и послушался, и разорился вчистую. Кинулся к блюдечку, а оно ему в ответ: «ха-ха-ха… » Тут наш купчик и повредился умом. Не правда ли, забавная история!
Однако я, кажется, увлекся. Возвращаюсь к основной теме нашей сегодняшней лекции.
Итак, человек — это творение Вражие. В этом мы согласны с Врагом. Зато в отношении к человеку мы с Ним расходимся с точностью до наоборот. Если для Врага люди — это сыны (так Он их называет, с поистине безумным упорством призывая их к Себе в надежде, что они свободно и (хе-хе!) бескорыстно станут Его последователями и служителями), то для нас это объекты потребления, стадо двуногих баранов, предназначенное нам в пищу. Между прочим, Враг тоже называет людей Своими овцами. Кажется, это пошло с тех пор, как Он стал Человеком, и чуть больше тридцати лет прожил в Палестине среди людей. В основном Он общался с тамошним простонародьем: пастухами да рыбаками. Понятное дело — люди простые, необразованные. Поэтому Он с ними по большей части притчами говорил, чтобы им понятнее было. И не раз в тех притчах упоминал о пастухах и овцах. Мол, хороший пастух о каждой овце заботится, от волков их защищает, а, коли одна из них заблудится, идет ее искать. Когда же отыщет, радуется об этом радостью великой. Жизнь свою за овец полагает — вот оно как[7]. Возмутительная формулировка! Ведь овцы лишь на то и годятся, чтобы их резать и стричь! В том числе — двуногие словесные овцы и бараны, именуемые людьми. Таков закон преисподней.
Разумеется, мы Вражьи притчи на свой лад людям перетолковываем: мол, служители Врага, сиречь попы ради собственной выгоды стремятся сделать из вас глупых покорных баранов. Зато мы вас зовем к подлинной свободе. И ведь что забавно: многие этому верят и бегут за нами. Ну, разве не бараны?!
Надо сказать, что мы пасем… то есть, изучаем людей едва ли не с того самого времени, как они были сотворены. И почин в этом принадлежит отцу и властителю нашему.
Чтобы вы яснее уяснили суть этого поистине великого почина и ту выгоду, которую мы от него получили (и имеем до сих пор), остановлюсь на особенностях человека, как творения Вражия.
Итак, Враг сотворил человека по образу и подобию Своему[8]. Что это значит? Сделаю акцент лишь на некоторых аспектах так называемого образа Вражия, которыми наделен человек. Поскольку из них мы можем и должны извлечь максимальную пользу для себя. К числу этих аспектов следует отнести разум, свободную волю, способность к творчеству и любовь. Все это и многое другое Враг дал людям, чтобы они уподоблялись Ему. Поистине, уму непостижимо, насколько (а главное — почему?) Он возится с этими жалкими созданиями!
О том, как использовать разум человека, его свободную волю и способность любить в наших целях, будет подробно рассказано в следующих лекциях. Пока скажу о том, как это было впервые осуществлено отцом нашим. Ибо мы, в сущности, следуем методике, разработанной и впервые примененной им в блестящем эксперименте над людьми, который наши историки именуют великим почином.
То было, когда люди еще существовали в количестве всего-навсего двух особей — мужской и женской. И жили в месте, которое создал для них Враг. Оно называлось рай или Едем. Вот туда-то и проник наш отец, приняв образ змия. И завел беседу с женщиной (она звалась Ева)[9].
Разумеется, он мудро начал разговор издалека: правда ли, что-де Враг запретил им есть плоды со здешних деревьев? Вопрос таил в себе подвох. Однако Ева не заметила его. И ответила: мол, запрет этот касается лишь плодов с одного дерева (среди людей принято считать, что это была яблоня), которые им с Адамом запрещено вкушать под страхом смерти. И тут отец наш сделал блестящий выпад, свидетельствующий об его поистине змеиной мудрости. Он сказал, что Враг-де запретил это потому, что знает: стоит им попробовать этих плодов, как они тотчас познают добро и зло и сами станут, как боги. А Он-де того не хочет, вот и обманывает их, и пугает всякими небылицами. Да стоит ли бояться?
И что же?! Эта бабенка повелась на его слова, как последняя дура. Яблочко приятно для глаз, а потому наверняка вкусное. Вдобавок дает знание. Но и этого мало — только надкуси его — станешь божеством! Ну, она и надкусила… да мало того, что сама попробовала, так еще и мужа угостила. Как же, мужа, да не угостить?! А он и съел! Что ж, запретный плод всегда сладок. Только горько же потом пришлось этим лохам!
Первым делом они заметили, что наги… а до того им это и в голову не приходило. Так сказать, первое из полученных великих знаний… Ай-ай, ой-ой, нарвали листьев, кое-как прикрылись. Тем временем Враг идет по Едему, кличет: Адам, где ты, Адам? А Адам с Евой шасть в кусты, словно зайцы! Нашли, куда прятаться! И от Кого! От Него и в бездне морской не скроешься… и даже у нас! Ан нет — сидят в кустах и блеют: мол, испугались мы, мы-де наги, не одеты. Дальше еще забавнее пошло: Адам вину за все случившееся валит на Еву. Да мало того, еще и Врага обвиняет, что Он-де дал ему такую жену. Ева во всем винит змия… всегда это племя стремится свою вину на кого-нибудь свалить! Это — не я, вина не моя: среда заела, жизнь заставила, сам-не-знаю-как-вышло, воспитали так, бесы попутали. Ну-ну! Горазды они все на нас сваливать!
Помню, слышал я от Бузотера, давненько уж тому, как в одном монастыре игумен застукал монаха в келье за стряпней: честной инок Великим Постом яйцо на свечке пек. А, как увидал игумна, давай оправдываться: мол, это не я, это бес меня в искушение ввел, а я тут ни при чем! Уж на что Бузотер калач тертый, и то возмутился, и рявкнул из-за печки — не стыдно, мол, на нас поклеп возводить, я сам первый раз вижу, как яйца на свечке пекут![10] Да, по части лукавства они подчас немногим нам уступают, это уж точно.
Итак, резюмируя вышесказанное, суть великого почина отца нашего в отношении первых людей состояла в том, что он сумел перенаправить их разум, свободную волю и способность любить. В итоге человек отступил от Врага. И стал мнить себя центром вселенной. Ну, не забавно ли это?
Для пущей наглядности поясню это на примере. В свое время у людей велись споры о центре вселенной. И представьте себе, многие из них были настолько наивны, что верили, будто оным центром является та самая крохотная планета, на которой они живут! Ну не забавно ли — Земля — центр вселенной! В свое время Ломоносов об этом басню сочинил: спорили-де два астронома о том, какая планета главней — Земля или Солнце. Одним из спорщиков был Птолемей, другой — Коперник. Тут вмешался в их спор повар: мол, нечего тут судить да рядить, все и так понятно. Не Земля центр вселенной, а Солнце. Ведь кто видел простака из поваров такого, который бы вертел очаг вокруг жаркого!
Но то-то и занятно, что почти каждый из двуногих баранов, именуемых людьми (особенно те, которые не верят во Врага), мнит себя центром вселенной. И, хотя на словах он может чтить Врага, втайне желает, чтобы в мире все творилось не по Вражьей воле, а по его велению и хотению.
Культивируйте в людях самолюбие. И если вы преуспеете в этом, мы не будем испытывать недостатка в пище, и невода и силки, которыми мы улавливаем людей, всегда будут полны.
На сей оптимистичной ноте позвольте закончить.
(прочее — в одноименной недавно вышедшей книге)
_________________
[1] Перифраз из трагедии В. Шекспира «Макбет» (перевод В. Соловьева).
[2] см. К. Льюис «Письма Баламута».
[3] Поскольку повествование ведется от лица демона, автору, скрепя сердце, приходится прибегать к соответствующей стилизации. Например, именовать Бога — Врагом, как это в свое время сделал книги Клайв Льюис в «Письмах Баламута». В свою очередь, он следовал традиции великого английского поэта Джона Мильтона, автора поэмы «Потерянный рай», где описана история грехопадения Адама и Евы. Об этом произведении упоминается в «Письмах Баламута» (см. конец 22 письма).
[4] Пс. 8:6.
[5] Перифраз из драмы Д. Байрона «Каин». На вопрос Каина: «вы счастливы?» сатана отвечает — «мы могучи». В «Письмах Баламута» (письмо 11) упоминается о «реализме, достоинстве и строгости, которые царят в аду».
[6] Английская пословица гласит: «диавол для своей цели и Библию процитирует».
[7] Перифраз Ин. 10:11 (в церковнославянском переводе — «душу свою полагает… »).
[8] И все-таки: что такое образ и подобие Божие в человеке? Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Пространном христианском катихизисе» пишет: «образ Божий состоит, по объяснению Апостола Павла, в правде и в преподобии (святости) истины (Еф. 4:24). А вот как пишет об этом митрополит Макарий (Булгаков) — «наибольшая часть Отцов и учителей Церкви… говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, ее свободе, а подобие — в надлежащем развитии этих сил человеком. Частнее — в совершенствовании его разума и свободной воли, в добродетели и святости, в стяжании даров Святаго Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием. А подобие должно приобретать сами, получивши к тому от Бога такую возможность» (см. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. — М., 1999. — С. 456-457).
[9] Быт. 3:13.
[10] Пересказ известной басни И.А. Крылова.
Комментарии
Я человек, а значит – вместилище всех дьяволов
Светлана Коппел-Ковтун, 04/02/2016 - 22:43
Хорошая обложка в этот раз - живая.
А текст непростой.
«Я человек, а значит – вместилище всех дьяволов» – слова, которые вложил Г. Честертон в уста героя своих детективных рассказов мудрого отца Брауна.
И с каждым из нас так. Поглядишь на себя под нужным для этого углом зрения, увидишь, да и зажмуришься, чтобы не видеть. А тут матушка со своей книгой: не зажмуривайся!
Трудно было писать? После нескольких подобного рода книг, думаю, непросто.
Расскажите, о своих впечатлениях, матушка. В душе что было? И как придумывали бесовские козни?
"Баламут" на русский лад
Монахиня Евфимия Пащенко, 05/02/2016 - 05:22
Вы правы: писать это было непросто. Отчасти по той причине, о которой упомянул в своих "Письмах Баламута" Клайв Льюис - психологически тяжело. С другой (к счастью) меня не покидала мысль, что я недостаточно вжилась в образ (это заметно). Здесь (Вы это видели) несколько иная концепция, чем у Льюиса...хотя на основе английской поговорки - бес начинан в Писании, знает жития Святых - как-никак, аггел. Вот только как и для чего он свои знания использует...
Это была давняя моя задумка - написать рассказ на сюжет "Писем Баламута", но на российских реалиях. Но испугалась собственной смелости и дерзости - от лица беса, да еще после Мастера! В итоге...первым это сделал А. Десницкий. Я смогла лишь через много лет, и то, уже не потому, что лавры Льюиса мне покоя не давали. Все проще и прозаичнее - там в первом предисловии, ставшем в печатном издании послесловием, это написано и объяснено - книг о страстях существует много: пишут священники, психологи, педагоги - хотеось написать книгу, непохожую на уже существующие.
Слабые (на мой взгляд) стороны "Балабола" А. Десницкого я старалась избежать. В итоге у меня есть тоже немало сторон, которые кое-кому из читателей кажутся слабыми. Например, отсутствие сквозного сюжета и наукообразность и неровность изложения. Но это сознательная стилизация под курс лекций.
А козни бесовские - что их придумывать? "От юности моея мнози борют мя страсти" - это мы слышим на каждой всенощной. То и оно... Посмотеть в зеркало - вот оно, все тут!
Клайв Льюис в предисловии к своей книге приводит цитату из некоего английского поэта: "явило сердце мне всю злобу зла".
Кто посмеет возразить?
Мало
Игорь, 04/02/2016 - 01:32
Мало, ничего непонятно. Если б ещё кусманчик из сердки, где видно действие уже.
Спасибо, попробую найти книжку.
Книжка в продаже
Монахиня Евфимия Пащенко, 04/02/2016 - 07:55
Книжка есть. Собственно, на сайте "Эксмо" и "Либиринте" есть и ее содержание. То есть, какие темы разбираются в оном лекционном курсе.
Отчасти это похоже на "Письма Баламута". Разница в том, что это - наукообразный, не всегда ровный лекционный курс. У докладчика явно комплекс Хлестакова...ну, почему б аггелу не иметь сверхраздутую гордыню? Ну, и иногда и темперамент персонажа налицо. Баламут страшен своей холодностью и расчетливостью. Здесь - явно мелкий бес. Оттого и надувает щеки.
После Клайва Льюиса на этот же сюжет писал А. Десницкий ("Записки Балабола"), и хорошо написал. Но это больше похоже на "Ночной Дозор". Да и не могу я согласиться с тем, что съели Баламута (собственно, "Записки Балабола" с того и начинаются).
Я отказалась от некоего сквозного сюжета (он есть и у Льюиса, и у Десницкого - история человека, которого бес курирует). Просто а лекции (или учебник). Не хотелось повторять мастеров или подражать им. Тема была - страсти. Опять же - не провести одного персонажа через все страсти (это и Льюису не удалось). Книг и книжек о страстях - море. Пыталась сделать книжку своеобразную.