Встречая сердце,
обращаюсь к сердцу.
Встречая маску,
обращаюсь к сердцу.
Встречая злобу,
обращаюсь к сердцу.
Встречая подлость,
обращаюсь к сердцу.
Встречая гордость,
обращаюсь к сердцу.
Встречая низость,
обращаюсь к сердцу...
Я сердце —
знаю только сердце.
Прости меня,
кто с сердцем не знаком.
Комментарии
В чужих сердцах зеркальное
Елена Костакова, 24/10/2012 - 11:08
В чужих сердцах зеркальное отражение…
Светлана, мне очень созвучны Ваши мысли)
Мне кажется
Светлана Коппел-Ковтун, 24/10/2012 - 13:26
Мне кажется, мы тут по-разному смотрим, Леночка!
Для меня тут вовсе не о зеркальном отражении речь, а о рефлексах души, о привычке мировидения, мироощущения, мирообщения. Люби ближнего как самого себя. Но ведь люди по-разному любят себя, в разном нуждаются, к разному привыкли, разное считают нормой...
Кстати, принцип зеркала - не абсолютный, а относительный. Он далеко не всегда работает. Убедиться в этом легко, взглянув на Христа, на Его судьбу в мире людей. Нам всегда следует оглядываться именно на Христа, чтобы правильно видеть, понимать, оценивать...
Святитель Николай Сербский:
СпасиБо за отзыв
Абсолютен или относителен
Елена Костакова, 24/10/2012 - 16:37
Абсолютен или относителен принцип зеркала, честно говоря, для меня как-то не важно. Да и существует ли Абсолют здесь, в земном мире, где всё относительно?
Не могу сказать за всех: кто и как любить умеет, Светочка, - себя и то полностью не знаю.
Однако, чем ближе старость, тем чётче (и чаще) в чужих зеркалах своё видится.
И со Христом тут (в определённом смысле!) связи быть никак не может – безгрешен Он!
Да, стремиться вычистить свою душу до блеска – надо, иначе – смерть. Да только как бы немощь свою не переоценить, а то ведь святой блеск можно запросто с блестящей прелестью перепутать.
Так что я до стремления к Идеалу ещё не доросла, мне бы с Божьей помощью грехи свои увидеть да к покаянию приступить, а всё остальное ой как далеко.
Оттого и в стихе своё увидела)
Но это и не плохо)
Многослойность стиху не вредит:) ИМХО!
Как-то посчастливилось мне на одном из отрезков литературного пути заполучить в свою торбу несколько кусочков (на мой взгляд) спасительной мудрости.
Вот одним из них, Светочка, хочу поделиться. А уж принимать или нет – дело хозяйское:)
«Духовный мир таит в себе множество опасностей для ослеплённой грехом человеческой души - не доверяй Наитию. Не надейся самостоятельно различить, каким духом душа твоя полнится. Порождённая гордыней самонадеянность – распахнутая дверь искушающим дьявольской гениальностью, духовным подселенцам. Стремись, как можно чаще испытывать душу: не возмущается ли от замечаний и не услаждается ли сладострастием похвалы.
Помни, в поэтических упражнениях (как и в любом труде) верен лишь тот результат, что поможет открыть дверь вечности. Всё остальное – ложь».
Спаси Господь Вас, Светлана!
я до стремления к Идеалу ещё
Светлана Коппел-Ковтун, 24/10/2012 - 18:50
Лена, да ведь покаяние только и возможно на фоне стремления к идеалу. Сравнивая себя со Христом, мы как раз и обнаруживаем свои грехи - несоответствия, не совпадения с Ним. А как иначе? Даже не представляю, честно говоря. Наверное мы просто по-разному называем вещи - так бывает...
А вообще, самое сложное - разложить все по полочкам: духовное - к духовному, душевное - к душевному, телесное - к телесному. Большинство заблуждений и перекосов существует как раз на уровне неверного приложения и применения тех или иных принципов. Например, то, что верно для душевного может быть ошибочным на уровне духа. И наоборот...
И люди идут разными путями: кто-то от духа - от самого корня идёт, кто-то занят множеством листочков, пока научится видеть структуру - ветви, корни, листочки - и понимать взаимоотношения уровней. Путь у каждого свой. Это важно понимать и принимать. Главное, чтобы шел человек, а не грезил наяву, что идет. Но, опять же, кто силен судить о том? Кому дано - силен, кому не дано - нет.
Тема сложная. Самая простая формула духовного пути: люби Бога и делай, что хочешь. А всем ли она понятна, всем ли посильна? Кому-то даже говорить об этом покажется чрезмерно высоким, а кто-то живет по ней каждый день - ему легко. Пути - различны! Были бы они подлинными, остальное - неважно...
«Люби Бога и делай, что
Елена Костакова, 24/10/2012 - 22:11
«Люби Бога и делай, что хочешь»
Да, лучше святых отцов и не скажешь!
Вот сколько «размышлялок» вызвало Ваше стихо, Света:)))
Спасибо!
часто вспомниаю Дровосека из
Инна Сапега, 12/10/2012 - 17:59
часто вспомниаю Дровосека из Изумрудного города, который сокрушался, что у него нет сердца, чтобы чувствовать...
так мало сейчас таких Дровосеков. и все же как их много
очень рада твоему стихотворению, Свет-Светлана!
Да, у него-то оно было изначально
Монахиня Евфимия Пащенко, 12/10/2012 - 22:04
Да, у него-то оно было изначально... Если вспомнить его рассказ о том, как он, живой юноша, стал Железным Дровосеком... Страшная участь. Волков как-то замолчал, что стало с любимой девушкой героя. А ведь она продолжала его любить... Но это не для детской сказки. Поклон от меня всем, включая шиншилл Шнурка, Шоню и рыжую свинку! Е.
Да, без сердца трудно -
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 18:48
Да, без сердца трудно - пусто, и с сердцем трудно - грустно, больно. С сердцем ещё надо научиться жить правильно.
А я тебе рада, свет мой, Инночка!
Радуй нас почаще!
А мне вспомнилось
Андрей Ковтун, 12/10/2012 - 15:13
А мне вспомнилось вот это:
Это мне Целана напомнило
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 15:20
Это мне Целана напомнило
Красиво, хоть и невероятно кажется, нелепо... Но здорово!!!
Вот бы научиться такой хрупкости ))) А может оно так и есть на самом деле...
СпасиБо
Дорогая Светлана! Четко
Раиса, 12/10/2012 - 16:58
Дорогая Светлана! Четко сложено стихотворение - ни убавить, ни прибавить. И все же, как все Ваши стихи предполагает не одну глубину, не одно видение, для каждого свое. Ваше "От сердца к сердцу" предполагает "любящее сердце". А сердца - это суть человека. И она разная. Даже у одного и того человека к одному цвету примешано много оттенков. Мы, ведь, все НЕ святые, а грешные. Как лоза евангельская призвана быть плодоносящей, а не просто прорасти. Так сердце - любящим. Для этого оно должно быть мудрым. И этому, наверное, всю жизнь надо учиться. Главное, не отступать.
Ведь, прощение можно попросить, как пощечину дать. А можно смолчать и покрыть своей терпимостью чью-то не зрелость, малость, самому умалясь. И притворяться, надевать маску не понадобится, оставаясь самим собой. Только всегда ли каждый из нас мудр? А про наши - "человеков" - слова мне очень нравятся строки о. А. Зайцева:
"…Игре красивых слов, где нет Любви – не верь."
Еще очень полезным для себя нахожу его ответ на такой вопрос:
"...бывает и так: для исцеления души надо сказать неприятные для неё слова и тем жестоко ранить. Как, не лицемеря, в то же время не обидеть?"
Его ответ:
"Для того, чтобы и не лицемерить и в тоже время не обижать нужна духовная мудрость... В этом отношении подавляющему большинству, в том числе и мне самому, не просто находить золотую середину. Но нужно учиться и просить у Господа благодатной помощи в этом важном деле".
ВСЕМ - ВСЕМ И СЕБЕ ПОЖЕЛАЮ ЭТОГО.
И разделяю Ваши слова. (По крайней мере, надеюсь на это, ведь, кто из нас может знать твердо ВСЕ о себе; лукавый силен, мы грешны, каждый сильнее и слабее в своем; главное понимать, что без Бога - погибель.)
Вам, Светлана, здоровья. Храни Вас Бог!
В человеческом сердце часто
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 17:31
В человеческом сердце часто плевелы срослись с зернами. Это и есть главная трудность.
Но псевдость глуха к подлинности. Когда человек слушает другого плевелами своего сердца, когда он обращен к ближнему плевелами (а это происходит у всех, кто ещё не научился различать в себе подлинное и ложное), общение с таким человеком не просто затруднительно, оно, зачастую, мучительно - для всех (разве только два мертвеца сойдутся поговорить о своей мертвечине). Живое и неживое не могут договориться - у них разные ценности. Единственный шанс, что неживое захочет быть живым.
В таких случаях общения живого с неживым чаще упрекают живое за то, что оно не достаточно свято, и редко говорят о вине неживого, которое должно бы быть живо, но мертво. Есть некое неравенство претензий к живому и неживому. Это тоже - конфликт. Неживое и само должно быть в ответе за свою неживость. Выбор быть мнимо живым - его выбор. Подлинная жизнь сердца очищает его от плевел.
Но подлинное порой мучительно давит на тех, кому нет до него дела. Оно им мешает, как нечто лишнее. И подлинное обязано считаться с этим нежелением быть, с этим желанием казаться. Но КАК именнно это осуществляется, я не знаю. Да и всегда ли это возможно? Не знаю.
Спаси Бог, дорогая Раиса, за разделенные мысли и переживания!
Я сердце - знаю только
Алла Немцова, 12/10/2012 - 09:35
Прочла стихотворение и подумала, это кто у кого должен просить прощения...
И, немного по касательной, вспомнился фрагмент "Афона" Бориса Зайцева:
Иногда прощения приходится просить у самого себя. Той частью сердца, которая еще жива, у той, которая высохла.
Живое стремится к живому. Мертвое - к окончательному истлению. Спасти может только живое.
Храни тебя Бог, Светланочка!
Алла
Я сердце -
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 14:00
Чтобы не врать и не притворяться чем-то и кем-то другим, чем и кем не являешься. Быть собой. Но это лишь начало пути, на котором предстоит научиться прятаться, маскироваться... Из любви к ближнему.
Я так вижу и чувствую. Но пока не умею.
СпасиБо, Аллочка!
Дар Господень
Монахиня Евфимия Пащенко, 12/10/2012 - 08:57
Дар Господень, о котором говорил о. Иоанн Кронштадский (и не только он) - видеть не грех, а человека. Видеть лучшее в нем. Счастье, кому дано подобное видение. Но...Вы правы - видящий иначе - не поймет. Хотя известный осколок известно-чьего зеркала (сказку Андерсена помнят все) в оке ли, в сердце ли - искажает вИдение. Дай Бог Вам видеть и дальше в людях не их зло, а их сердце и их боль. Е.
Видеть сердце
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 13:48
Видеть сердце - это и грех видеть, и боль видеть, и любовь видеть. Любовь сердца (а это самое показательное в человеке). Комплексный подход получается и глубокий взгляд.
А всем ли нужен такой глубокий взгляд, глубокие отношения? Нет, конечно. Скользить по поверхности - проще и приятнее. Но кому-то это дается, а кому-то нет. А как надо? Да каждому своё, наверное.
СпасиБо, матушка Евфимия
Я Вам отвечу
Монахиня Евфимия Пащенко, 12/10/2012 - 22:05
Я Вам отвечу ста-арым присловьем: "сердце сердцу весть подает"...
Прощает тоже сердце, а если
Татьяна Бобровских, 12/10/2012 - 07:23
Прощает тоже сердце, а если "с сердцем не знаком", то... вряд ли простит...
Люди перестали "обращаться к сердцу", поэтому смотрят косо на тех, кто ищет живое сердце.
И вот ещё вспомнила из Евангелия: "От избытка сердца глаголят уста..." (Лк. 6, 45)
Спаси Господь, Светланочка! Какое оно живое, твоё сердечко!
Да, как правило - не прощают.
Светлана Коппел-Ковтун, 12/10/2012 - 13:39
Да, как правило - не прощают. Не могут понять, потому не могут принять, не могут и простить. Каждый ведь из себя смотрит.
Но мне кажется, надо уметь иначе общаться, чтобы не задевать других.
Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я.
Но ты мне душу предлагаешь —
На кой мне чёрт душа твоя!..
Лермонтов из Шиллера, 1829.
СпасиБо, Танечка
"Но ты мне душу
Татьяна Бобровских, 12/10/2012 - 22:12
"Но ты мне душу предлагаешь"... М-дааа... Не знают они что с ней, с этой душой-то делать - ни со своей, ни с чужой тем более...
"надо уметь иначе общаться, чтобы не задевать других"
Точно-точно, Светочка, просто смотреть сквозь мутное стекло и пытаться разглядеть крупицу хрусталя...