Размышление о «Ностальгии» Тарковского
Поначалу ты раздражаешься от праздного бездействия и бесконечной болтовни его вечно рефлексирующих героев, интеллигентов — сталкеров, проводников на нейтральную полосу. Ты улавливаешься на это знакомое тебе с юности «травление пара» от «кипения возмущенного разума» на полуночных «совковых» кухнях. А потом, когда ты поддаешься на эту уловку мастера и начинаешь прислушиваться к тому, о чем же все-таки говорят между собою герои, пытаешься поймать «главную рыбу» беседы, — ты вдруг догадываешься, что уловлен сам…
Этими разговорами режиссер отвлекает тебя, как ловкий арбатский «наперсточник» своими пассами, чтобы в один прекрасный момент «показать фокус»: ты думаешь, что пришел сюда смотреть кино? Как бы ни так! А про обратную перспективу, как на иконе, слышал?!
Нет, нынешняя молодежь не знает этого счастья дружно посмеяться или сурово взгрустнуть целым залом! Как это важно чувствовать себя членом общества! И когда тебя преследовали уныние или тоска, ты шел в наш советский кинозал не столько для того, чтобы посмотреть, например, новую французскую кинокомедию с Пьером Решаром, сколько для того, чтобы «подзарядиться» положительной энергией от нашего в целом здорового советского зрителя.
Все-таки прав был товарищ Ленин, сказавший, что важнейшим из всех искусств является для нас кино!
Наверное, вождь сказал эту фразу именно для того, чтобы пролетариат хорошенько знал, в кого он должен со всей яростью метнуть свой булыжник праведного гнева или сокрушительного сатирического смеха.
Нам нужны, необходимы знаки, эти щелчки пальчиками за кадром, чтобы мы понимали, где нам нужно дружно смеяться, плакать, негодовать. Мы уж так выучены. У нас, как у собачек Павлова, без этих сигналов рефлекс не срабатывает и эстетическое чувство в организме вырабатывается плохо.
Но вот тут появляется Человек, который вместо того, чтобы метать «праведные» булыжники, начинает чертить знаки на песке.
«Что Он там чертит?! Почему Его не волнует то, что мы тут решаем?! Почему Он противопоставляет Себя обществу и уводит нас в сторону от решения насущной нравственной проблемы?!» И кто-то заглядывает через Его плечо на знаки на песке — и вдруг понимает, что подглядел себя… Себя, уважаемого всеми фарисея, подглядел за каким-нибудь пошлым грехом...
А кто без греха?
Нас учили, что 1+1=2. Все просто и понятно. И как сказал товарищ Ленин: «Главное — учет!» Но герой в фильме «Ностальгия» смотрит в зеркальную створку платяного шкафа и видит отражение другого героя, который до этого говорил, что капля, соединяясь с другой каплей, являет собой не два капли, а одну. И на стене в его странном доме «без крыши» висит плакат: «1+1=1». И нас вдруг озаряет: да, это так, если не считать по головам, если не суммировать булыжники! Человек отражается в человеке. А в людях отразится Бог.
А как Он видит человека?!
Есть в фильме «Ностальгия» такой эпизод: герой (Олег Янковский) стоит в галерее храма, камера плавно перемещает за его спиной фон и вдруг останавливается. В перспективе колоннады герой оказывается точно пойманным, как в оптическом прицеле. Осталось только медленно спустить курок финальных событий фильма. И выстрел (сцена со свечой в бассейне) оказывается точным.
Герой уже «помечен» странной сединой. Но Тарковскому этого мало. И вот на героя сквозь провал в крыше, как «знак Неба», медленно опускается птичье перо… Знакомо? Правильно, это начало фильма «Форест Гамп». Режиссер Земекис подберет у Тарковского это перышко, с американской аккуратностью положит в детскую книжку. Пригодится…
Что ж, пожалуйста! Не жалко. У нас всего много. Но вот с душою — шалишь! Это как тлеющий на огне томик стихов. И если Форест Гамп все время бежит, бежит сквозь пестрый календарь американской истории, саму Америку, сквозь всю свою собственную жизнь — то наш герой замирает мудрым сфинксом в оптическом прицеле Божьего взора…
И как это почтенно! Торжественно! Трагично! Что там «Титаник»?!
Заливает, заливает книги, стоящие в доме на полках, дождем. («Солярис») Откуда в нем собаки и почему идет в нем снег? Откуда здесь чужие люди? («Жертвоприношение») Это же наш с вами дом! Мы живем тут!
«Пап, а это и есть конец света?» «Да, сынок. Просто в нашем доме оскудела любовь…»
Есть нечто неуловимо двоякое в сцене «спасения семьи» С одной стороны, действительно жалко жертв «религиозного фанатизма». С другой стороны, сцена с отцом, который бежит по ступенькам за сыном, подана так мастерски, что жалость разворачивается наоборот, как гнев фарисея, подглядевшего знаки на песке…
И образ матери, целующей сапоги «освободителя полицейского», страшен…
А что может противостать оцепеневающей холодом нелюбви, если не огонь?
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы», — говорит Апостол Павел (1 Кор. 13:3).
А есть польза, если я имею любовь? Я могу отдать свое тело на сожжение хотя бы для того, чтобы людям стало светлее? Теплее? Яснее?
Вот и идет герой в конце фильма со свечой по дну бассейна.
Кстати о свечах. Иногда, когда речь идет о единосущности лиц Святой Троицы, приводится такой пример: если зажечь две свечи от пламени третьей, то, суммируя сами свечи, мы не сможем суммировать огонь свечей. Природа огня одна. Таким образом, рождается еще одна чудная арифметика: 1+1+1=1. Или даже можно сказать так: 3=1. Именно эту христианскую «арифметику» и утверждает режиссер в самой финальной сцене фильма «Ностальгия»: герой сидит на берегу небольшого пруда, а в воде пруда отражается три окна все того же храма, который вбирает в себя как частность русскую деревеньку, как целое- весь мир. Это мироздание. Удивительно…
Но в чем тут, собственно, христианство?! Герой умирает без церковного напутствия. Весь фильм он только ходит и говорит, не совершив ни одного доброго дела. Не считать же за доброе дело участие в судьбе его сумасшедшего итальянского alter ego? И не полагать же за аскетический подвиг путешествие с зажженной свечой по дну бассейна?
А чего стоит самосожжение (самоубийство) его итальянского двойника?!…
Все так… Но вдруг что-то щелкнет в твоем сознании, как свет включится: «Господи, что же я на-тво-рил?!»
Все-таки прав был Леонид Ильич Брежнев в качестве героя популярного анекдота 70-х1.
«Видел тебя под смоковницей» — по сути дела, все фильмы Тарковского именно об этом. А завораживающее движение вод, замысловатые вензеля машин по скудному ландшафту его фильмов, бесконечные словесные элоквенции его героев- это только лишь таинственные письмена, знаки на песке…
Когда я в первый раз ходил в Ярославле начала 80-х на фильмы Тарковского, я осуждал нашего советского зрителя, который, купив абонемент на режиссера, ставшего благодаря своей смерти на чужбине по популярности вровень с Высоцким, сначала валил в кинозал валом, а потом, где-то к середине любого из его фильмов, лавинообразно покидал сеанс. Но с годами я стал смотреть на это как бы другими глазами: а может быть, мои соотечественники и современники не просто уходили тогда с фильмов Андрея Тарковского? Может, советские люди, покидая зал, освобождались от своих запазушных булыжников и учились быть просто людьми?
Люди уходили домой, ругая, на чем свет стоит «мутного» Тарковского, но им еще нужно было определиться, как с этим со всем жить дальше? Что делать с этими вопросами, которые рождались из меняющейся и распадающейся материи его фильмов, из этой «поэзии разрушения», как росток из погибшего зерна?
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Анекдот 70-х: Л.И. Брежнев на экскурсии в «Третьяковке». Экскурсовод: «Демон» Врубель. Брежнев поощрительно: «Хорошая картина, недорогая». Вдруг его взгляд падает на мутноватое зеркало где-то в сторонке. Он к нему подходит, подозрительно рассматривает в нем свое отображение, спрашивает: «А это что такое?!» «Это зеркало, Леонид Ильич…» Брежнев сокрушенно: «Опасный человек Тарковский!»
Комментарии
Андрей Тарковский
Гость Мирра, 24/01/2013 - 19:08
Созвучно весьма, спасибо за искренность, Андрей)
Я не знаю, чему там вам
Протоиерей Андрей Кульков, 01/02/2013 - 21:21
Я не знаю, чему там вам созвучно, господин мирррра...
О человеке, который увидел Ангела
читатель, 13/11/2012 - 21:01
«Человек, который увидел Ангела», так гласит надпись на могиле Тарковского.
Наверное, его творчество его было озарено особым Светом... и неповторимый взгляд на мир - тоже прозрение свыше...
Да, и мы смотрели все, что можно, обсуждая до хрипоты. А кто-то молчал после просмотра, боясь своим неуклюжим словом нарушить гармонию тонких сфер....
Кумиром для всего мира и изгой для родной страны. Как это напоминает некоторые ситуации сегодняшнего дня, в чуть иных масштабах...
Спасибо, Вам.
Вы имеете право писать о нем.
Спасибо. Я не знал об этой
о. Андрей, 14/11/2012 - 00:25
Спасибо. Я не знал об этой надписи, но и не важно. Только хочу с Вами не согласиться: не был он кумиром для всего мира, как и не был изгоем для своей страны. Это легко подтвердить: кому сейчас нужен Тарковский на Западе? А из тех, кто еще помнит првила спряжения в русском языке и прочтет наизусть хоть одну главу "Евгения Онегина"- кому он не родной?! А про ситуации Вы правы. Спасибо!
Простите, О. Андрей,
читатель, 15/11/2012 - 12:04
но осмелюсь продолжить свою мысль (по поводу кумира и изгоя).
Я имела ввиду "изгоем для СТРАНЫ", не для людей. И только о ТОМ времени.
Да ведь и на самом деле, за почти 20 лет работы в Союзе, ему удалось сделать "всего" пять фильмов (зато каких!). При этом каждый выход сопровождался травлей и нападками прессы.
Тарковский не вступал в полемику, не поддавался на провокации (старался избегать), - он просто делал гениальное кино.
Затем, "Ностальгия" и "Жертвоприношение", снятые заграницей...
Эти фильмы были приняты и оценены по достоинству, - зрителем, высшими наградами, критикой. Он стал кумиром для Европы.
НО! и там его продолжали доставать из Союза, объявив изменником и запретив выезд семьи. "Страна" продолжала улюлюкать и тянуть руки за кордон, лишь бы достать и добить... И постепенно добивалась своей цели.
А Франция, в которой он тогда жил, была поражена цинизмом политики Союза в отношении "великого режиссера" (Европа ставила его в один ряд с Бергманом и Феллини). И к примеру, только письмо Франсуа Миттерана, направленное "Горби", повлияло на решение страны выпустить семью к умирающему.
После смерти Андрея Тарковского страна наградила его посмертно высокими премиями... И отдав почести, очистила тем самым свою совесть перед режиссером, прославившим ее на весь мир.
PS я могу долго говорить на тему А.Т., но не буду никого утомлять. Все таки, это поле для отзывов на ВАШЕ произведение. :)
Мне очень приятно продолжить
Протоиерей Андрей Кульков, 16/11/2012 - 01:50
Мне очень приятно продолжить с Вами беседу о Тарковском, на мой взгляд, самом лучшем режиссере в мире. И я могу бесконечно говорить на эту тему, потому что сильная творческая натура сродни исповеднику. Это особенно хорошо заметно на фоне нынешнего попкорна от "типа кино". Ингмара Бергмана рядом с Тарковским с уважением принимаю. К тому же, и учитель Андрея. А вот за Феллини простите. Всего пересмотрел, много читал. Пошло. Давайте поставим в ряд Брессона, как они и сидели в ряд на одном из кинофестивалей, получив втроем первое место и первый приз: Тарковский, Брессон и Бергман. Православный, католик и протестант. Три истых христианина, прославивших Христа, каждый- на своей языке своего высочайшего искусства. Еще раз- спасибо!
Все время оправдываюсь :)
читатель, 16/11/2012 - 08:39
...и опять. Согласна с Вами полностью - ставьте! Сама не люблю Феллини (а может, просто не умею готовить). Связка Бергман-Феллини, прозвучавшая в тексте, - штамп того периода, однако.
Но Вас разочарую - совсем мало знаю Брессона, к сожалению. Поэтому дальше со мной нет смысла полемизировать. Сначала нужно поднять уровень, чтобы быть достойной хотя бы Вашего времени.
______________
А на Вашу фразу "сильная творческая натура сродни исповеднику" - можно писать сочинение, взяв ее эпиграфом. Глубоко можно копать.
Эта фраза, конечно, условна.
Протоиерей Андрей Кульков, 17/11/2012 - 02:21
Эта фраза, конечно, условна. Речь идет о тех сильных творческих личностях, которые знают и любят Творца. Тут нельзя забывать, что "гений"- одно из имен сатаны. И еще. Просто в яндексе наберите "Робер Брессон"- и Вы прочитаете: "Любимый режиссер Андрея Тарковского". Посмотрите фильм Брессона "Деньги" по мотивал Л. Толстого. Кажется, именно с этим фильмом почтенный французский мэтр выставился с Тарковским на каком-то кинофестивале, когда Тарковский привез туда "Настольгию". Если я не ошибаюсь. И еще мне нравится фильм Брессона "Дневник сельского священника". Искренний фильм.
Отлично подмечено
Игорь Бахтин, 13/11/2012 - 14:03
Отлично подмечено, хорошо написано, получил удовольствие и приятные ностальгические воспоминания. О скрытых смыслах в творчестве Тарковского и не только его и мы много говорили с друзьями в те времена. Теперь Зd, попкорн и думать не нужно, никто не уходит с сеанса --за удовольствие заплачено. Мир вам.
И Вам мир, Игорь! Спасибо!
о. Андрей, 14/11/2012 - 00:34
И Вам мир, Игорь! Спасибо! Ехал как-то с сыном в поезде из Питара, а в купе два мужика: один примерно моего возраста, другой помоложе. Заговорили. И мой современник, буквально через фразу после рукопожатий бросает своему спутнику: "А вот я сейчас скажу такую вещь, о которой Андрей прекрасно знает, а вам, салагам и марсианам, этого не объяснить: вы кончики своих совковых и дубовых клюшек в соленой воде размачивали, об батареи загибали?!" О чем, бишь, я? Вы поняли...
Для всех остальных читателей:
Протоиерей Андрей Кульков, 15/11/2012 - 01:31
Для всех остальных читателей: клюшкИ (приспособлениЯ для игры в хоккей) в советское время выпускалИсь из очень толстой фанеры. Для того, чтобы этой клюшкой можно было кинуть шайбу (такая черная штучка, из-за которой за воротами противника загорается красный свет), нужно было ужасно толстые кончики советских клюшек распаривать в горячей и соленой воде, а потом загибать их об горячие советские батареи. А сказал я это на фоне творчества Тарковского только к тому, чтобы мы с вами еще раз глубоко прочувствовали Тютчева: "УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ..."