Вы здесь

Нужна ли православным Украины независимость от Московского Патриархата?

Страницы

В последние дни друзья и знакомые, живущие не в Киеве, с тревогой пишут: «Что там у вас происходит? Украинская Церковь отделяется от Московского Патриархата? Вы вообще понимаете, к чему это приведёт?».

Для начала несколько фактов.

8-го июля в Киево-Печерской Лавре проходил юбилейный поместный Собор УПЦ (МП). Его неожиданно быстрый созыв (без обстоятельного выдвижения делегатов от епархий) вызвал недоумение у той части верующих и священно-служителей, которым не безразлична судьба церковного единства.

Представители православной общественности Украины обратилась к своему священноначалию с призывом не предпринимать шагов к разрыву канонического единства с Московским Патриархом, а демонстранты у стен Лавры подтвердили свои просьбы молитвенным стоянием и соответствующим содержанием плакатов и транспарантов.

В тот же день в церковной прессе один из епископов строго отчитал всех «нагнетающих ажиотаж» и уверил, что автокефалия украинской церкви не будет рассматриваться.

Вместе с тем итоговое Постановление Собора (Ухвала) содержит ряд странных положений, говорящих о том, что подспудное движение к автокефалии и разрыву с Москвой всё же продолжается.

Патриарх Московский в документе нигде не упомянут. Нет ни слова о послушании Матери Русской Православной Церкви, а Матерью называется УПЦ. Нигде не сказано о том, что УПЦ является частью РПЦ. Говорится лишь о каноническом и молитвенном общении с Русской Церковью, но в таком контексте, будто УПЦ равная РПЦ Поместная церковь.

Список «странностей» в документах Собора можно было бы продолжить. Тут и сомнительное выражение «Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа», сильно отдающее ересью филитизма. И утвержденный в новой редакции церковный Устав, где, по мнению специалистов, припрятаны пункты, открывающие дорогу к полному отделению.

Однако для тех, кто живет и молится на Украине, во всём этом нет ничего удивительного. Тягостная двусмысленность — часть нашей церковной жизни. И даже лидер известного православного братства, один из тех, кто стоял с плакатом у стен Лавры (фамилию не называю, чтобы не создавать ему проблем) недавно с горечью произнёс: «Наверное, автокефалия всё-таки будет». Потом он тяжело вздохнул и добавил: «Но мы должны сделать всё, чтобы это случилось как можно позже…».

Почему же православные Украины в большинстве своем не хотят разрыва с Московским Патриархом и Русской Церковью? Какими могут быть последствия украинской автокефалии? И, наконец, откуда эта обреченность — большинство не хочет, но «всё равно будет»?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, а заодно описать украинскую церковную ситуацию и атмосферу, в которой мы живем.

Правда, мне могут сказать: вы, не богослов, можете ли касаться столь сложной и неоднозначной темы. Но, во-первых, богословы Украины избегают высказываний на подобные темы (похоже, опасаются). А во-вторых, вопрос каноничности церкви, к которой принадлежишь, далеко не отвлеченный. Тут речь идет о наличии благодати, о присутствии в твоей Церкви Самого Бога, а значит, о личном спасении каждого из нас, верующих. Поэтому право на личное мнение, думается, у меня есть.

Итак, я — обычный рядовой мирянин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На каждой литургии вместе со всеми, кто находится в храме, когда священник или диакон произносит: «Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла да помянет Господь Бог во Царствии Своем…», стараюсь нелицемерно, от всего сердца просить Бога о спасении и укреплении, Московского Патриарха, и прошу о нём, как о своём и нашем общем духовном отце и пастыре.

Однако все пятнадцать лет моей осознанной церковной жизни я постоянно слышу в прессе, интернете, вне храма, а иногда и в храме некий глухой вкрадчивый шепот: «Скоро мы не будем поминать этого человека».

В лихие оранжевые годы шепот переходил в откровенный вопль: «Нам нужна своя украинская церковь! Когда же мы, наконец, отделимся от Москвы и её Патриарха? Независимой державе — независимую церковь!». И хотя сегодня, при новой посторанжевой власти крики поутихли, в обществе постоянно ощущается опасность отделения, а сторонники автокефалии, закономерно обласканные при Ющенко, ныне, при православном президенте, стали действовать ещё увереннее, а свои позиции укрепили ещё больше.

«Успокойтесь, всё давно решено, — вновь слышу я шепот знатоков закулисной жизни церкви. — Высшее церковное начальство давно лелеет мечту об автокефалии и втайне готовит отделение, которое неизбежно произойдет в нужное время».

Все эти голоса и намеки, устные и печатные, в светских изданиях звучащие открыто, в церковных — искусно завуалированные, смущают меня и вводят в соблазн. В том числе, в соблазн осуждения. Ведь подобное двоедушие — называть «Великим Господином и отцом» и при этом тайно тяготиться связью с отцом, интриговать, стремиться к расколу — отвратительно. Где тут Христос, где Евангелие?

Но те же знатоки продолжают: «Уже немало епископов поддерживают идею отделения. Их число растёт. Пусть на прямой вопрос на пресс-конференциях они, спокойно глядя в камеры, уверяют, что против автокефалии. Мы понимаем — пока так надо. Но процесс идёт и рано или поздно он увенчается…»

Стоп! Чем он увенчается?! Отвечают: «Появлением новой украинской автокефальной церкви. Поместной и независимой». И всё это подаётся как несомненное благо.

Но, видимо, я отношусь к тем непродвинутым, неевропейским православным, которые не понимают, в чем состоит это благо, и не стремятся к нему. К тем, кто, узнав о внезапном созыве Собора УПЦ, просил Пресвятую Троицу не допустить разрушения Церкви Христовой на землях Святой Руси.

Что ж, видно, пора мне, рядовому мирянину, перейти от смутных тревог и страхов к ясному осмыслению того, почему именно я не хочу отделения от Московского Патриархата.

Начну с очевидного. Для чего мы, христиане, живем? Наша цель — спасение во Христе, Царство Небесное и жизнь с Богом. Так учит Мать Церковь, и никто пока эту цель не отменил. Как достичь её? Живи по Евангелию. Исполняй заповеди Христа. И тогда встретишь Его и будешь с Ним всегда. Так это? Несомненно.

А теперь я спрашиваю себя. Живу ли я так? Нет, не живу. Наоборот, часто живу так, словно Бога вообще нет. Хотя верю Евангелию. И это страшно, потому что иду в погибель.

Вот суть моей жизни. Хочу спастись и не могу. Стремлюсь вверх и падаю вниз. Здесь центр моего существования. Здесь решается моя судьба в вечности. Остальное второстепенно.

И тут я задаю себе простой вопрос: создание Украинской автокефальной церкви, отделение от Московского Патриархата может помочь мне стать другим и приблизиться к Царству Небесному? Как разрыв канонической территории Московского Патриарха поможет мне исполнить заповеди блаженства — стать кротким, плачущим о грехах, жаждущим правды и чистым сердцем? Да никак! Тут лишь мои тайные отношения с Богом, тайна Его Промысла обо мне окаянном. И помещенный в новый, для кого-то вожделенный формат поместной церкви, я не стану автоматически милостивым, любящим Бога и ближнего. (Кстати, украинская поместная Церковь, в подлинном значении этого слова, у нас давно уже есть — мы исповедуем Христа в месте, называемом Украина).

И вот мой первый осмысленный вывод: если отделение от Московского Патриарха никак не решает моей главной проблемы, не избавляет от моей главной беды, и ни на шаг не приближает к спасению, это отделение не имеет смысла и мне не нужно. А разговоры об отделении и всяческие радения о нём лишь уводят меня и подобных мне от важнейшего — поиска жизни в Боге.

Но может быть, говорю я себе, ты со своей невысокой кочки не видишь картины в целом. Возможно, связь с Московским Патриархом не позволяет нашей Церкви исполнять свои задачи в этом падшем мире. И только получив автокефалию, церковь Украины сможет выполнять предназначенную ей от Бога роль.

Но какова эта роль? В чем задача церкви? Церковь — корабль спасения. Она должна проповедовать Евангелие, указывать путь в Царство Небесное, через церковные таинства соединять человека с Богом, укрепляя и освящая его. Кроме того Церковь и её служители призваны являть образцы высокой жизни, праведного христианского поведения, являть себя Небом на земле.

Скажите, имеет ли УПЦ (МП) в её нынешнем статусе хоть какие-нибудь препятствия для осуществления всех этих задач? Что или кто мешает Украинской Церкви учить своих чад слову Божию, приносить Богу бескровную жертву, крестить, венчать, провожать в вечность усопших. Кто ставит преграды проявлениям братской любви и стремлению к святости? Ничто и никто.

И вот мой второй вывод: если Украинская Церковь в полной мере может исполнять свою великую миссию на своей земле и не имеет к тому препятствий, её отделение и реорганизация лишены смысла, а следовательно, не нужны и даже вредны, поскольку в духовном плане единство и мир всегда лучше разделений и обособлений.

Но возможно, есть иные мотивы для стремления к автокефалии? Мне неведомые, но благие, и пока недоступные моему пониманию? Быть может, общество Украины получит некие преимущества от обретения нового церковного статуса?

Тогда обратимся к тем людям, кто явно и открыто (или не слишком открыто, но вполне очевидно) выступает за отделение от Московской Патриархии. И следуя принципу «по делам узнаете их» (зная взгляды и поступки этих людей) попробуем понять, какие последствия для политики, образования, культуры и общественного сознания Украины будет иметь церковное разделение.

Первое, что бросается в глаза: все аргументы за обособление от Московского Патриарха, исходящие от политиков, деятелей культуры и даже отдельных священнослужителей, не касаются сферы духовной, то есть отношений с Богом. Речь, как правило, идет о весьма приземлённых этнических, державных, фольклорных и прочих прагматических выгодах (да и выгодах крайне сомнительных). И тут сразу же напрашивается еще одна мысль: если устремления и мотивы этих людей не определяются Евангелием Иисуса Христа, то и результаты их деятельности, скорее всего, будут Евангелию противоречить.

Но не будем спешить, и перейдём к примерам конкретным.

К откровенным сторонникам церковной «самостийности» относятся многие политические деятели Украины со своими командами аналитиков, политологов и журналистов.

Какое им дело до Церкви? Ведь большинство из них не знает молитву Господню «Отче наш» и уж, конечно, не сможет прочесть православный «Символ веры». Иной раз читаешь рассуждения «аналитиков» о церкви и религии, и понимаешь — люди говорят о том, чего не знают, чего не любят, за что не больно. Пишут с позиции интеллектуала, наблюдающего за странными и смешными человечками, которые кому-то кланяются и кого-то о чем-то благодарят. Откуда такое отношение понятно — здесь верой и не пахнет. Церковь Христова для них не божественное установление, а некая организация, вроде партии или профсоюза, в которой собирается электорат. Чего же тогда ждут эти господа от церковного разделения?

Несомненно, этот шаг в сторону дальнейшего обособления одной части Святой Руси (Украины) от других, кровно связанных с ней частей, для политиков лишь средство, облегчающее борьбу за власть при уменьшении политической конкуренции. Антирусская карта накануне выборов разыгрывается большинством политиков (все подчеркивают, что Москва им не указ). Теперь же к словесной эвилибристике прибавится и церковная тема (наша партия и наш вождь поддерживает национальную церковь).

В «своей» местной автокефальной церкви политические деятели видят её большую зависимость и доступность для внешнего манипулирования. А также возможность более эффективного использования церковного народа в совершенно чуждой ему роли — носителя идеологии партий, превращения его из народа Божия в примитивных держателей бюллетеней.

В обособленной церкви борцы за власть надеются использовать церковных иерархов (теперь более от них зависимых) для влияния политического, мирского, а не духовного. Навязать священнослужителям несвойственные и вредные для духовных лиц и для их паствы деяния.

И, возможно, главное: с «национальной церковью» удобнее исполнять волю западных кураторов. Тех, кто всегда в центре своего политического внимания удерживают раскол и ослабление Русского мира и всей православной цивилизации. А идеология «отдельности украинцев», как инструмент этого раскола, после разрыва с Московским Патриархом будет поддержана ещё и «отдельностью церкви».

Какие же последствия можно ожидать от деятельности таких политиков на церковном поле Украины? В случае, если автокефалия стоится, она может принести только зло.

Жители Украины и России ещё больше удалятся друг от друга, что в свою очередь, противоречит словам Самого Спасителя «да будут все едино».

Усилится, и без того постоянно разжигаемая неприязнь к России, восприятие её в качестве врага. Церковное разделение как бы закрепит и разрешит русофобию, которую уже двадцать лет используют политические группировки для манипулирования общественным сознанием, и которая, к сожалению, уже отравила сотни тысяч молодых душ.

Автокефалия «освятит», легализует эту навязанную псевдопатриотами «нелюбовь» ко всему русскому. А там, где нет любви, нет Бога, нет Христа. Кто в злобе, тот с диаволом. Причем, рискует остаться с ним навсегда.

Политики Украины, финансово зависимые от стран запада, по-прежнему будут вынуждены продвигать в общество Украины «ценности и стандарты» своих европейских кураторов. Только теперь они будут опираться на прозападное, оранжевое лобби в церкви (эта часть клира сегодня и есть главным двигателем к автокефалии). А что это за «ценности» известно — узаконенная содомия, ювенальное разрушение семьи, совращение детей с помощью новых школьных программ, полная религиозная «толерантность», а по сути, допуск в страну любых духовных монстров, вплоть до сатанистов.

В конечном счете, на Украине может возникнуть ситуация, приближающая миллионы к вечной погибели.

Активными сторонниками автокефалии также выступают и многие деятели украинской культуры, писатели. От них, как и от политиков, мне ни разу не приходилось слышать о мистической, сакральной стороне церковной жизни. В большинстве своем это либо бывшие коммунисты-атеисты, либо неоязычники, либо вскормленные галицийской идеологией профессиональные русофобы. Вопиющая церковная безграмотность при огромном самомнении заставляет их требовать немедленного слияния канонической церкви с раскольниками, католиками, униатами в «єдину помісну церкву». О дикости подобного требования они не догадываются, поскольку им неведомо, что Церковь есть Тело Христово. Они рассматривают церковь, как еще один атрибут специфически ими понимаемой украинской державности. Вместе с тризубцем, орденоносцем Бандерой и первыми на планете земледельцами украинцами-ариями, жившими якобы сотни тысяч лет назад. И весь этот «болезненных набор» новой автокефальной церкви придётся освящать и помогать внедрению в умы бедных наших соотечественников.

Ведь для наших «культурных деятелей» важно, чтобы церковь учила не христианству, но «агрессивному украинству». То есть, вместе с ними питала народ той же злобной мифологией, которой господа писатели уже постарались наполнить школьные и вузовские учебники. Это раньше писатель был совестью нации, и эта христианская совесть подсказывала человеку путь к спасению. Нынешний украинский писатель есть совесть, которая требует верности не Христу, но державе, то есть, на место Бога ставит идола.

Что греха таить, есть тут у наших «пысьменныков» и личный творческо-коммерческий интерес. Ну, не покупают их «литературный продукт» на рынке. Катастрофически проигрывают наши деятели русским авторам. И церковь, говорящая на украинском языке (а вопрос о реформе богослужения и введении службы на украинском вместо тысячелетнего, благодатного церковно-славянского несомненно поднимут те, кто сегодня изнутри отрывает Церковь от Московского Патриарха и кто уже сейчас продавливает на отдельных приходах эту замену) «новая церковь» будет еще одним аргументом в пользу ограничения русского языка, запрета на ввоз российской книги («пысьменныки» об этом мечтают) и дальнейшего вытеснения русского языка из культурного пространства Украины. (Хотя нынешнего главу союза писателей В.Яворивского, пожалуй, не будут читать, даже если к этому обяжет специальный закон Верховной Рады, а за нечтение будут привлекать к суду).

Что же произойдет в сфере культуры Украины, в случае принятия церковной автокефалии? Последствия эти будут поистине катастрофичны.

Прежде всего, будет сделан решительный шаг в сторону, теперь уже благословлённого церковью, разрыва в Великой Русской Культурой.

Ах, если бы случилось чудо, и эти господа писатели вдруг осознали, что и они тоже (как это не удивительно!) тоже часть русской культуры. Что язык Украины до своего искусственного ополячивания и большевистской украинизации — это всё тот же русский язык, на котором говорила юго-западная часть Святой Руси. И существование на территории нынешней Украины двух братских единокровных и единосущных культур могло бы только обогатить нашу жизнь, и потому это многообразие надо беречь, а не душить. (Разумеется, говоря об украинской культуре, я не имею ввиду конъюнктурные поделки вроде недавно вышедшего романа В.Шкляра, где воины УПА с наслаждением и чуть ли не с песнями режут отвратительных москалей. Речь идёт о гениальном украинском фольклоре, самобытной живописи, музыке, архитектуре). Народ, имеющий многоликую культуру, становится сильнее, взаимные проникновения делают его богаче. Но пока о подобных метаморфозах в душах наших культурных лидеров приходится лишь горестно мечтать.

Наоборот, судя по тому, с каким пиететом принимают отдельные украинские иерархи нашу «творчу еліту», нарастание провинциализма в культуре будет продолжено, а наглая местечковая имитация, порожденная завистью и глубоко скрытыми комплексами неполноценности по отношению к русской культуре, будет всё громче выдавать свои жалкие потуги за подлинное искусство.

Наконец, продолжится процесс формирования искаженной картины мира, с ложными ценностями. Не христианскими, но «европейскими». А что это значит, мы уже знаем. Западный бог не Христос, а свобода. Свобода греха и беззакония. В политике, в личной жизни. Символ этой свободы — извращенец-наркоман, сбрасывающий бомбы на православные храмы и уверенный в глубине своей затуманенной души в том, что он спасает цивилизацию от «тоталитаризма».

И всё это тоже несёт автокефалия со временем. Таковы тенденции.

Теперь с грустью обратимся к третьей категории сторонников разрыва с Московским Патриархом. Это собственно священнослужители нынешней УПЦ (МП). Здесь говорить будет особенно нелегко. Количество этих людей установить невозможно, поскольку они нигде открыто не выступают. Поэтому об их взглядах, устремлениях и мотивах поведения можно судить лишь косвенно (по их отдельным поступками, высказываниям, интервью). По той же причине с известной долей осторожности скажем: партия «автокефалистов» (что бы она о себе не говорила) в церкви есть, она активна, и вот как определяется.

Страницы

Комментарии

добрый день,
смею предположить, что не будет упц без мп пока митрополитом будет Владимир. Как известно, св. Лаврентий Черниговский в свое время предсказал судьбу и нелегкий крест Владимира, дал благословение.
Как известно св. Лаврентий Черниговский призывал не отделяться от РПЦ.

обращаться друг к другу по имени. Чего боится т.н. "гость", скрывая свое имя? Почему о блаженнейшем митрополите Владимире он говорит фамильярно и пишет УПЦ МП с маленькой буквы? Наверное, боится не Бога.

 Господи, спаси и сохрани Русь Святую Единой и неделимой! Сохрани матрицу!

Дай процветание народу, укрепи его духовно!

Не дай свершиться непоправимому: разделу камня. (Разделенное не устоит)

Спаси Бог! за неравнодушие. Для меня это не пустые слова.

"конъюнктурные поделки вроде недавно вышедшего романа В.Шкляра, где воины УПА с наслаждением и чуть ли не с песнями режут отвратительных москалей"

В романе В. Шкляра идет речь о событиях начала 20-х годов ХХ в. на территории Холодного Яра (нынешние Черкасская и Кировоградская области). Ни хронологически, ни территориально УПА там действовать не могла.
В этой связи, во-первых, остается выразить сожаление, что автор такого эмоционально насыщенного полемичного текста преподносит ложную информацию. Возможно, это делается по неведению, но в этом случае выходит, что автор использует источники, с которыми не познакомился лично. Может, это делается сознательно, в рассчете на российскую аудиторию, которая не знает ничего о Холодном Яре, но готова поддержать автора статьи, эмоционально отреагировав на раскрученный жупел УПА.
Во-вторых, в романе речь идет в том числе и о борьбе крестьянства с продотрядами, продразверсткой и т.д. Очень сомневаюсь, что в нынешней православной России, оплакивающей братоубийство гражданской войны, принявшей прах Деникина (не ошибаюсь?) в родную землю, меняющей отношение в генералу Власову и РОА, так осуждался бы роман о русском крестьянстве, поднявшем тамбовское восстание в то же время и в тех же исторических условиях. К сожалению, то, что в украинские села пришли русскоязычные красноармейские части, возглавлявшиеся евреями - командирами и комиссарами, является историческим фактом (вспомните Левинсона в романе Александра Фадеева "Разгром"). Трудно ожидать в таких условиях от повстанцев (часто малограмотных крестьян) интернационализма и братской дружбы народов СССР. Факт остается фактом и он описан в романе.
Думаю, отсюда сознательное все-таки искажение истины и замена Холодного Яра на УПА.

Ян Таксюр

Нет, уважаемый Вадим, речь не идет о сознательной лжи (зачем Вы сразу предполагаете подлость?). Речь идет о досадной ошибке, история которой такова. По одному из наших телеканалов мне пришлось слушать главы романа в исполнении то ли автора, то ли приглашенного актера (не помню). Помню лишь то омерзение, которые вызвали сцены насилия (иного, по моему они не могут вызывать у душевно здоровых людей). Вот под этим впечатлением я помянул роман в статье. Об ошибке, сделанной, действительно, в некотором полемическом контексте, сожалею. Вам за указание благодарен и впредь буду внимателен. (Ну, а зверства с наслаждением описанные Шкляром и зверства УПА в своей мерзости очень похожи. Может, и здесь еще причина ошибки)

 

Зверства были и со стороны деникинской армии. Нет времени искать документы, свидетельства очевидцев и т.п., вспоминается прочитанное давно о вырезанных живьем звездах из кожи...
Есть проблема, на мой взгляд, в том, что неприглядные факты из истории белого движения начинают замалчиваться, а само белое движение начинает героизироваться (разве не доказательство героизации то, что памятник на могиле семьи Деникиных был установлен на личные средства премьер-министра России Владимира Путина. Или вот еще нашел в интернете, что на церемонии перезахоронения праха генерала Деникина закладной камень Мемориала национального примирения и согласия освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На церемонии освящения присутствовали полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, первый зампред Госдумы Любовь Слиска). Такая героизация, и соответсвенно замалчивание зверств, происходят, на мой взгляд потому, что белое движение вполне вкладывается в некую патриотическую русскую идею, которую современное российское государство старается развивать. И стоит его похвалить за то, как активно оно это делает на своей территории в целях патриотического воспитания своего народа.
Так почему бы не распространить "национальное примирение и согласие" на повстанцев Холодного Яра и УПА подобно тому как это делается в отношении Белой Армии, Власова, "эффективного менеджера" Сталина (тоже зверствами отличился - я например в "расстрельных списках", подписанных Сталиным, Молотовым и Ворошиловым, и опубликованных на сайте общества "Мемориал", нашел своего двоюродного деда, расстрелянного в 1937 г.) и т.д.? Только потому, что эти повстанцы боролись за ненавистную кому-то (может быть, и Вам) идею независимого Украинского государства?
В упомятых мной противостояниях рядовые (думаю, что и нерядовые) участники не видели каких-то высоких богословских целей, мало кто отдавал жизнь за Истину. И поэтому, на мой взгляд, омерзение должны вызывать любые зверства с любой стороны, и "национальное примирение и согласие", если уж оно началось, должно распространяться на всех, даже если чьи-то идейные позиции кому-то не нравятся.

Ян Таксюр

Вообще-то моя статья была о другом. О последствиях церковного разделения и не слишком высоких целях тех, кто за него выступает. Характерно, что Вас заинтересовала лишь фраза написанная в скобках. Эта зацикленность на идее державности вместо мыслей о Боге и спасении мной упоминалась, но к сожалению, подобные подмены отравляют сегодня души многих - не нужен Бог, дайте поговорить о плохих москалях. Это говорит о серьезном духовном нездоровье.

По теме же так Вас волнующей скажу следующее. Ни Путина, ни других перечисленных Вами российских чиновников носителями Православной веры, идеи верности Крешению Святого Владимира и Святой Руси - я не считаю. Это имитаторы, пользующиеся иногда патриотической риторикой. О белом движении приходилось читать немало, и о случаях зверства тоже. Белое движение потому и не победило (я не специалист, только предполагаю) что воевало не за веру и царя, которого фактически предало. Однако многие участники белого движения признали это трагическое заблуждение, принесли покаяние - церковное и публичное (книги, письма). Покаяния мясников и палачей из СС Галичина, УПА и близких им по духу органиций (из тех, например, что в Бабьем Яру укладывали штабелями людей и стреляли в затылок) - их покаяния я не встречал. Наоборот, от меня хотят, чтобы я признал этих подонков героями. Примиряются с теми, кто просит прощения. И как не боролись деникинцы за веру (ибо в большинстве своем ее потеряли), так не боролись за украинскую державу те, кто резал польских детей на Волыни. И чем быстрее общество отрезвится от этого идеологического мифа, тем лучше.

А текст В.Шкляра с точки зрения литературы стоит немного. Поверьте моему опыту.

Ян, а как вы можете судить о литературных достоинствах романа В.Шкляра (последнее предложение вашего поста), если вы его не читали, а только слышали отрывки по телевизору?

К сожалению, Ян, не могу сейчас ответить - уезжаем на дачу. Постараюсь это сделать в понедельник или в воскресенье поздно вечером. Если, конечно, не пропадет желание - раз уж пошли диагнозы "серьезного духовного нездоровья", есть риск перейти на личное. Со своей стороны я стараюсь этого не допускать.

"И хотя сегодня, при новой посторанжевой власти крики поутихли, в обществе постоянно ощущается опасность отделения, а сторонники автокефалии, закономерно обласканные при Ющенко, ныне, при православном президенте, стали действовать ещё увереннее, а свои позиции укрепили ещё больше"

Ну так сами же за него голосовали и крестными ходами ходили в 2004 г., этим нарушая:

1) "Основы социальной концепции РПЦ" ("В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров");

2) законодательство Украины (я лично был свидетелем, как в Благовещенском храме на просп. Победы в субботу перед выборами ( день, в который запрещена агитация), раздавали брошюрку "Спецпроект Ющенко", в которой авторы делились неизвестно откуда им известными секретами ЦРУ.

Бачили очі, що купували, тепер їжте, хоч повилазьте...

"Русский мир, по мнению не только Патриарха Кирилла, но и многих духовно просвещенных людей Церкви, является одной из главных преград пришествия антихриста. В ограде этого мира, в чистоте хранится православная вера, и потому в ней всё еще могут спасаться души человеческие"

А вот слова из Писания, где нигде не говорится, что спасение возможно только в русском православии:
"Говорю же это вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8,11)
"И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров (т.е. со всех четырех сторон света - В.), от края земли до края неба" (Мк. 13, 27)

Ян Таксюр

Уважаемый Вадим! Приведенные Вами слова из Священного Писания вообще по данной теме ничего не объясняют. Они взяты произвольно, и похоже, наспех. Вообще подход "об этом ничего не сказано в Писании" - отдает начетничеством и непродуктивен. Заметьте, в Писании также не сказано о том, что перед едой нужно мыть руки, есть вилкой и вообще вести себя прилично. На этом основании Вы же не станете есть руками и вести себя по-хамски.

 

Ян Таксюр

Дорогой читатель и гость!

Очень хотелось бы: 

а) узнать, чего Вы от меня ожидали
б) услышать от Вас что-нибудь умное (такое, что скрывают от меня глупые люди).

Ответить Вам смогу только поздно вечером.

 

Ян Таксюр

Отче, благословите. Спасибо за Ваш отклик, батюшка. Для меня он очень важен. Понимаю, что нас ждут непростые времена. (Сегодня был на конференции по борьбе с ювенальными технологиями и системами контроля за личностью). Конечно, в покое нас не оставят. Но и унывать не будем. Мне кажется, главное, не соблазниться, не потерять Церковь. Не отпасть. Для меня "корабль спасения" - это не фигура речи, а реальность.
Помолитесь ради Христа о р.б. Иоанне.

И зачем Вы рядитесь в одежды детства и простоты? "Будьте просты как голуби и мудры как змеи"! Вы влезли в тему, где надо быть по-змеиному мудрым.
Вы не видите, что обеспечить возможность нормальной церковной жизни можно порой только путем обособления и даже разрыва. Вспомните историю!

Какое странное рассуждение! "Мудры как змии".  В Священном Писании под мудростью змеи имеется ввиду то, что змея всегда пряча бережёт голову, но не отделяется от неё.  

"...Вы не видите, что обеспечить возможность нормальной церковной жизни можно порой только путем обособления и даже разрыва. Вспомните историю!..."

 Нормальная жизнь - под этим словом всегда понимается жизнь по установленным правилам (нормам). В Церкви эти правила называются канонами. Обособление полностью противоречит канонам. Т. е. обособление и разрыв обеспечивает наоборот - ненормальную церковную жизнь, что приводит впоследствии к перерождению отделившейся части в многочисленные отдельные враждующие секты. И это действительно доказывает история Церкви.

О мире всего мира благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Издревле Церковь призывает молится о единстве всех как о величайшей духовной ценности, и о избавлении от раздоров и разделений как о церковном бедствии.

Тогда почему существует Московский патриархат? Вы должны быть под Константинополем! Все ваши красивые слова - дешевый популизм, рассчитанный на малограмотных людей.

Никто никому ничего не должен. Но проблема в самом деле гораздо глубже, чем просто отделение и расколы. Не нужно забывать и о таком явлении как РПЦЗ с которой каноническое общение было возобовнолено не столь уж давно. Равно как и то, что давно существует 14 независимых от какого одного центра, вроде МП национальных православных церквей. Можно было бы тут много спорить, но факт остается фактом, в своем национальном составе Православие все ж таки не имеет должного единства. Стоит ли упрекать ставшую самостийной Украину за желание иметь свою Православную Церковь? Во всем этом на мой взгляд есть очень большой и назидательный урок, заключенный в евангельских словах, что нет ни иудея, ни эллина....
(а насчет расколов - хоть и модно ныне кивать на Афон и Грецию, как держательницу святоотеческих(!) устоев, но и там, увы, раскол на расколе, просто большой плюс в том, что этот факт не сильно афишируется, как и наличие расколов и в русском православии, хотя бы в виде "российской православной церкви", неискушенный человек навскидку и не отличит сразу кто где- РПЦ МП или РПЦ)

Страницы