Вы здесь

Кукла (быль)

— Ихь шпацирие, ду шпацирст, вир шпацирен… Ох, этот немецкий! Ну, зачем он нужен?! Ведь прекрасно все разговаривают по-русски и друг друга понимают: и Бэллочка-караимка, и Нина из Осетии, и даже Валька-немец — все говорят на русском языке», — рассуждала Инночка.

— Инна, дочка! — из столовой раздался голос мамы, — сходи-ка в булочную за хлебом.

«Ну, вот, опять Инна. Конечно, Шура и Сима — старшие, у них — другие, более важные, дела; а Верочка и Люда — совсем малыши… Всё хозяйство на мне», — важно подытожила восьмилетняя Инна.

— Не забудь принести сдачу, — мама протянула авоську и кошелёк.

Саки конца тридцатых годов двадцатого столетия были маленьким, захолустным городком. Если бы не лечебные грязи, никто бы и понятия не имел, что на Крымском полуострове есть такой населённый пункт со странным названием. Центральным местом в нём был Гражданский парк. Инна любила, выполняя мамино поручение по покупке хлеба, проходить мимо многочисленных лотков, расположенных в нём. Особенно её притягивал лоток с игрушками. Чего здесь только не было: и фарфоровые слоники, и забавные клоуны, и плюшевые мишки! И среди этих игрушек стояла она — шикарная кукла в бальном платье. Её головка была из фарфора. На личике выделялись голубые глаза, которые открывались и закрывались. Это был предел Инночкиных мечтаний. Точно такую куклу она видела в прошлое воскресенье у девочки, с которой они ехали на дрезине к морскому пляжу. У самой Инны был только тряпичный клоун, да и то, сделанный своими руками. Девочка, пристально разглядывая куклу на витрине, замечталась… Она представила, что эта красавица — уже её собственная игрушка. Инночка воображала, как играет с куклой, качает, укладывает в кроватку…

Продавец заметила, как ребёнок, словно завороженный, смотрит на куклу:

— Тебе она нравится? Всего — восемь рублей…

Инна заглянула в кошелёк. Там было ровно восемь рублей. Она, не раздумывая, отдала деньги и, наконец-то, мечта её сбылась. Так просто и быстро.

Возвращаясь домой, девочка была, как говорится, от счастья «на седьмом небе». Но вот за поворотом показалась знакомая калитка, и Инне пришлось спуститься «с небес на землю». «Боже! Что скажет мама! Я же оставила всех без хлеба!» — заволновалась провинившаяся дочка. Инна, прижимая куклу к груди, со страхом переступила порог дома. На её «счастье» мама куда-то отлучилась. Инна тихонько пробралась в спальную комнату, где стоял огромный платяной шкаф, и залезла с куклой внутрь него. По боковым стенкам шкафа были вставлены стеклянные окошечки, поэтому внутри него было светло. Инна вдоволь наигралась с покупкой и, утомлённая, уснула в шкафу.

А тем временем, в семье случился настоящий переполох: восьмилетний ребёнок ушёл с утра за хлебом и пропал! Старшие сёстры уже успели обежать улочки города, мама обошла всех подруг и знакомых, а Инночки нигде не было! Неизвестно, что бы дальше предприняли родители, только Шуре что-то понадобилось в шкафу. Когда она его открыла, то увидела спящую младшую сестрёнку с куклой в обнимку. Вся семья сбежалась посмотреть на «пропажу». Когда перепуганная Инна проснулась, она сама не сразу поняла, где находится. Но, увидев куклу, сразу вспомнила свой проступок. Куклу увидела и мама, которая всё поняла. Да, и как не понять заветного желания дочери, ведь в многодетной семье первое — забота о хлебе насущном, и такую игрушку она вряд ли купила бы своим детям! Ругать свою «помощницу» мама не стала. Она её простила.

Комментарии

Елена Филипенок

Татьяна, это бесконечно мило, этот рассказ возвращает меня в детство, это непридуманная психоогия ребенка. Я за собой тоже что-то подобное припоминаю. Спасибо за лучик света из радостного мира детства

Да, представляю что пережили все родные Инны. И как не понть девочку? Повезло ей с мамой.

Я читала что-то подобное. Вероятно - нередко такое случается. Эта история из жизни твоих родных?

Да, Светочка, история из жизни моей свекрови. Её замечательная мама однажды рассказала анекдот в кругу, как она считала, друзей. "Друзья" донесли, и мама 4 года отсидела. Суд не посмотрел на то, что оставляют четырёх малышей без матери. Старшие сёстры, кажется, ещё не вернулись тогда из Германии, куда были угнаны в 1943 году. Сейчас многое подзабылось, а свекрови уже нет, Царство ей Небесное. Кое-что я успела записать на диктофон. Рассказ с куклой запомнила хорошо. Ещё есть про старинные часы. Скоро помещу на сайте.

Марина Алёшина

Татьяна, а это отдельный текст или часть чего-то большего?
Захотелось еще подробностей: как они жили тогда, да и место весьма интересное. А еще давно хочется узнать о различных тамошних национальных общинах, и думаю, не одинока в этом. Крупицы собираю только из житий (к примеру, сщмч. Елеазара Спиридонова). Так что, если это отдельный рассказ, может быть, продолжите тему?

Но в самом начале преткнулась, читая спряжение глагола "spazieren". Правильно так: ихь шпацире, ду шпацирст, вир шпацирен (ich spaziere, du spazierst, wir spazieren). Простите за замечание.
 

Эта история из жизни моей свекрови. Она много рассказывала о своём детстве. Есть ещё история, связанная уже с оккупированной немцами Евпаторией. Помещу потом. За немецкий спасиБо. Видимо, подзабыла - я его не учила, учил мой сын с первого класса, а я вместе с ним.