Вы здесь

Хочу хотеть

Кое-что об отчаянии

Ещё совсем недавно мы с мужем полушутя-полусерьёзно стонали хором: ну, почему нельзя не спать и не есть? Как жалко тратить драгоценное время на всю эту житейскую суету. Хотя, что знают о ней мужчины? Мало кто из них приобщён к хозяйственным обязанностям. Зачастую только женщины разрываются марфо-мариинскими устремлениями:  мечтали быть музами, психеями, а стали кухарками и прачками.

Милостивый Господь вложил в сердце женщины заботливое участие, которое помогает ей, забывая о себе, служить нуждам ближних, однако Марфа и Мария всегда спорят в её душе о первенстве.

Да, надо сильно устать от жизни, вернее от не-жизни, чтобы перестать желать всего, что создаёт жажду жить. Это примерно, как если хочется дышать полной грудью, но повсюду спёртый, затхлый воздух, и спазм в лёгких мешает сделать вдох — словно организм отказывает человеку в праве дышать чем-то вредным для него, не достойным его, ибо не может из этого вещества сотворить жизнь.

Отравление не-жизнью — не такое уж редкое явление в мире людей, особенно творческих. Бремя жизни тем и тяжело, что суть его  — не-жизнь. Всё, что отказывается быть живым, ложится тяжёлым камнем на плечи живущего и тянет его вниз, в пропасть, в смерть.

И когда смерть начинает доминировать над жизнью тысячей мёртвых мелочей, тогда душа отказывается дышать, рвётся прочь из мертвенности, как задыхающийся человек из «безвоздушного» пространства.

Но ещё страшнее, когда уже всё равно, когда опускаются руки, когда бесконечная борьба с мёртвостью видится сизифовым камнем, и больше нет сил катить его вгору — мешает смертельная усталость.

В таком случае необходим солнечный зайчик на стену отчаяния, брошенный кем-то более живым. Блажен, кто имеет рядом живого ближнего. Но таких счастливчиков слишком мало: мы все живы отчасти и мертвы отчасти, и нередко мертвеем в одночасье, все вместе, потому что не имеем сил преодолевать мертвенность в одиночку, а соборно бороться ещё не умеем.

Мы заражаем друг друга не-жизнью, потому в минуты отчаяния трудно рассчитывать на помощь ближнего. И опасно ставить своё спасение в зависимость от добродетельности ближнего. Благо уже, если он не подтолкнёт в пропасть, если задержит на устах убивающее, добивающее слово.

Господи! — завопит христианин, а неверующий схватится за револьвер или побежит на мост, на крышу, к поездам...

И всё же самое страшное — не желание умереть, а полная апатия, когда вообще ничего не хочется: ни жить, ни умереть. Это менее опасное состояние, чем аффективная жажда покончить с жизнью, но более глубокое. Оно — преддверие смерти — отчаяние.

И тогда — о, чудо! — простое житейское может оказать услугу и затеплить в душе желание. Отчаявшийся в жизни человек, которому всё опротивело, может просто захотеть кушать, и это банальнейшее телесное движение принудит его отвлечься от душевных мук ради удовлетворения голода. А приятно покушав, он может по-другому посмотреть на свои проблемы и найти в себе силы для их преодоления. А то и увлечётся творчеством, хотя бы кухонным, а творчество — лечит.

Размышляю об этом во время мытья посуды на кухне и благословляю свою женскую участь. Мужчины оттого и стреляются, что не участвуют в сотворении жизни на уровне тысячи простых мелочей. Умные мужья догадываются об этом и толкутся на кухне наравне с жёнами. Или, хотя бы, балуют любимых чашечкой собственноручно приготовленного кофе по утрам...

Комментарии

Марина Алёшина

Какая светлая статья!
Мы в пути, и чем дальше идем, тем важнее отчего-то становятся и живой ближний рядом, и малое дело.
Чем меньше, тем утешительней и важнее.
Да здравствует малое творчество и большие труды над малым!
СпасиБо, Света!

Я тоже с отрочества очень, очень люблю Марину и очень ее жалею.
Иные строки похожи на выстрелы в сердце.
Мой прадед был с ней знаком, они ругались: как я поняла, Марина могла быть совершенно невыносимой.
Не знаю, что с ней сейчас, но сострадание к ней как было, так остаётся.

Мой прадед был с ней знаком, они ругались: как я поняла, Марина могла быть совершенно невыносимой.
Не знаю, что с ней сейчас, но сострадание к ней как было, так остаётся.

Интересно ))) Да, вблизи она была трудной - не сомневаюсь. И  ставя себя на место других, бывших рядом, понимаю как им было нелегко. Нам - проще.

Вообще «Душевный строй поэта располагает к катастрофе» (Осип Мандельштам).

«Ведь я не для жизни. У меня всё — пожар! — писала Цветаева 20-летнему литературному критику из Берлина Александру Бахраху в сентябре 1923 г. — Я могу вести десять отношений (хороши «отношения»!) сразу и каждого, из глубочайшей глубины, уверять, что он — единственный. А малейшего поворота головы от себя — не терплю. Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей... Что мне делать — с этим?! — в жизни».

И в письме к мужу о том же: «Ах, Серёженька! Я самый беззащитный человек, которого знаю. Я к каждому с улицы подхожу вся. И вот улица мстит».

О своём запредельном одиночестве Цветаева писала Ю. Иваску (апрель 1933 г.): «... ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, и не только с «политиками», а я и с писателями — не, ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, — без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака...»

Как же её не пожалеть такую? И как же её было выдержать такую? А её самой-то приходилось выносить - от себя убежать невозможно.

СпасиБо, Мариночка!

А что же ты, беззащитный человек Защитника, который может тебя защитить . гонишь, что же ты пожар своей души не хочешь потушить росою животворящею молитв, Что же ты Иваску жалуешься, что ты без причастности, а к причастию не идешь? Поэтому и ад уже на земле. И было бы ее жалко, если бы это не был ее выбор, но если человек выбрал это сам, то Господь никого не принуждает. Но сумела обмануть целый мир, жалуясь. какая она несчастная, разнесчастная. А тех, кто ее любил, разрушила и утащила за собой в бездну. А как была неблагодарна, даже целый трактат написала, что никакой благодарности нет и быть не может.

Галина Минеева

Очень милая и легкая статья, хотя здесь, вроде, идет речь о неумении жить, или о усталости от нее, или... ведь все - о глубочайшем грехе уныния. Но как Вы, дорогая Светлана, мило, даже по-женски кокетливо разворачиваете тему - слава Вам! Вы тут же првращаетесь в "солнечный зайчик" блеснувший "на стене отчаяния".  Восхищаюсь и - низкий поклон за наши спасительные женские штучки! give_rose

И опасно ставить своё спасение в зависимость от добродетельности ближнего
как верно сказано! И мысль, выраженная в эссе, очень так по-доброму , по-простому верна.
А вот, что касается Гоголя и Цветаевой-не соглашусь с Вами. Мне кажется неправильно говорить, что Гоголя кто-то заставлял писать то, что он не хотел. Священник только наставлял его в соответствии с духом православия, а Гоголь уже сам формировал свое мировоззрение, человек он был скорее сам оказывающий влияние, чем подвергающийся чужому влиянию. Просто он почувствовал истину в наставлениях священника, и стал менять свою жизнь в соответствии с этим.
О Цветаевой я достаточно много прочитала, от чего романтическое восприятие ее личности у меня напрочь отбилось Она сама разрушила не только свою, но и жизни своих близких. Это была душа, далекая от Бога и даже противостоящая ему.

Тут спорить бесполезно, каждый видит своё. Я тоже много читала о Цветаевой и очень люблю её, потому склонна сочувствовать - не оправдывая её перегибы, но понимая, что за ними, какой надлом, надрыв. И я вижу её как раз страстно жаждущей Бога, как мало кто вообще способен желать. Но она была дитям своей эпохи, своей среды. Как и Гоголь. Много было тогда перегибов, которые отталкивали людей от Церкви. Я не могу, не хочу смотреть извне и свысока, смотрю, как мне кажется, изнутри. И вполне допускаю, что будь у меня их опыт, я наделала бы таких же ошибок. Нам легко судить из дня нынешнего, но это неверное суждение.

Однако Вы вправе оставаться при своём мнении, как и я при своём bye

СпасиБо,что поделились мыслями!

Просто интересно на основании чего Вы сделали вывод, что она страстно жаждала Бога, я могу привести много фактов, доказывающее обратное, что она отвергала и восставала, и бросала вызов Богу. Как же не быть при этом надлому и надрыву. Бог, как известно, дает душе мир, а бунт. революция может только надлом и дать.

Сложная тема. Я в некоторых эссе отчасти касалась этой темы, и о  самой Марине высказывалась не раз - по разным поводам.

Просто говоря, я убеждена в том, что гений и злодейство - несовместимы, и что поэт - это чистота, высота в высшем своём устремлении. Если проанализировать творчество Марины, там найдёте массу откровений сердца, которые не выдумать мозгом, которые надо выстрадать, выпросить у Бога.

Например её потрясающее по глубине видение человека:

«Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул».

Или вот какая широкая мысль:

 Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же на худой конец — не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя — никто....
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

А вот потрясающие стихи о Боге:

О, его не привяжете
К вашим знакам и тяжестям!
Он в малейшую скважинку,
Как стройнейший гимнаст...

Разводными мостами и
Перелетными стаями,
Телеграфными сваями
Бог — уходит от нас.

О, его не приучите
К пребыванью и к участи!
В чувств оседлой распутице
Он — седой ледоход.

О, его не догоните!
В домовитом поддоннике
Бог — ручною бегонией
На окне не цветет!

Здорово и точно!

А что до богоборчества, то не стоит упрощать понимание Бога и Пути. Скажем, Иаков тоже боролся с Богом. А Иова вспомните! Как же друзья его осуждали за прямодушие его и дерзновение к Богу.

Талант всегда - дерзновение, непонятное обычным людям, но оно исходит из искреннего поиска. Обыватели же довольствуются чужими словами и находками, своего не ища и потому ничем не рискуя, но это не значит, что они лучше тех, кто рискует.

Я думаю, что в быту Марина моглабыть невыносимой. Помнится кто-то из соседей сказал, что давно бы по голове сковордкой её огрел. Верю girl_crazy

Но вот Пастернак, к примеру, трагедию Марины обозначил так: она такая Личность, а рядом с ней ничтожество. Я понимаю о чем он говорит, и понимаю, как для Марины было это важно. Быть может корень трагедии и в этом роковом замужстве.

Она была нежизнеспособной, ей было труднее всех - по её собственному свидетельству и по свидетельству того же Пастернака. «Ей хуже всех», - говорил он.

А вот сама Цветаева:
«Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг — у меня, на глубину, НИ-ЧЕ-ГО».

Я понимаю о чём это она. И всё это вместе со многим другим даёт мне внутренний портрет человека, которого я жалею. Очень жалею. Мне тоже больно - вместе с ней, за неё, за всех.

Она - как прелюдия к христианству, как полуфабрикат, использованный не по назначению. Это уж если совсем просто обозначить моё видение-понимание. И я всё время думаю о том, как её спасти. И, честно говоря, вижу сколь сложна эта задача. Ей необходим был ближний, но она так и не сумела осуществить по-настоящему эту встречу. К сожалению...

А судить - дело последнее. Награди любого из нас ТАКИМ талантом, ещё неизвестно во что мы бы превратились. Талант - бремя, а при неблагоприятном стечении обстоятельств - очень тяжелое боемя. Я не дерзаю судить по всей строгости «мученицу» Марину. И слыша её боль, как свою, чувствую, что она - о Боге.

Еще , откуда взялся этот миф о великом поэте, она не была духовной личностью, все ее страсти были на уровне плоти, выше земли она не поднималась.

Да, Вы правы, когда сказали,что Вы видите ее изнутри, т.е. через себя, свое мироощущение. т.е. наделяете ее присущими вам качествами. Вам хочется считать , что у нее был искренний поиск Бога, откровения сердца, которые не выдумать. Да. сказать красиво она умела, даже некоторые современники обвиняли ее в" красивости"/ Но сказано, что судить надо не по словам, а по плодам и по делам. А вот дела -то ее расходились с ее таким пронзительно возвышенным . поэтическим образом.
Ни в коей мере не сужу за самобытность.,за не похожесть на других- это признак таланта, и за неприспособленность . к быту, а вот за грязь духовную, которой она не только не брезговала, но воспринимала вполне, как родную стихию и жадно предавалась ей.- и сексуальную, и душевную.
эта тема большая, писать об этом надо доказательно, приводя факты . Я лишь скажу еще 2 слова-Пастернак поначалу, еще не совсем зная ее, обманывался на ее счет. потом же он с раздражением говорил, что она-дура То, что ей не встретился человек,- ей в этом плане дано было очень много встреч, при этом людей, искренно восхищавшихся и старающихся помочь, но она была абсолютна неблагодарна, она воспринимала помощь, как должное, что все ей были должны и обязаны помогать, А вот муж ее, этот трогательный и нежный юноша из семьи, где царила любовь между всеми, и он вырос в атмосфере этой любви, он, пожалуй, любил ее самой сильной и преданной любовью, а она топтала ее. грубо, не церемонясь, считая. что ей все позволено. Она разрушила его и душу. и жизнь. Он-просто ее жертва. И дети ее- это жертвы. Ей было много дано-талант, преданный и обожающий муж, талантливые дети, поклонники и друзья, которые ее ценили. но ей удалось все разрушить вокруг себя. Она была демонической , разрушающей личностью и конец ее абсолютно закономерен. сейчас нет времени приводить факты, но их много. Сам человек лучше всех себя знает, так вот она постоянно говорила, что она- пустота, Что ее стихи-это-внешнее, а на самом деле внутри -пустота. не опустошенность. не усталость. а именно - пустота души. пожалеть ее . конечно. можно, и помолиться в частной молитве но поможет ли той, кто отверг бога еще в юности, продолжал делать это в течении жизни и в итоге пришел к своему закономерному концу.

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может...» (Жан-Поль Сартр).

Многих ли Вы знаете, кто чувствует в себе эту дыру - ТАКИХ размеров?

«Те, кто не чувствуют мрака, никогда не будут искать света» (Генри Томас Бокль).

Не знаю каков Ваш личный опыт, но мой свидетельствует о том, что крайне мало даже среди воцерковленных людей настолько сильно жаждущих Бога, нуждающихся в Нём, страждущих без Него.

И, повторюсь, не забывайте об эпохе, о времени, в котором жила Марина.

Но не будем спорить.

Думаю, Вам будет интересно узнать, что в 1991 году, в день 50-й годовщины кончины Марины Цветаевой, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), что у Никитских ворот, была совершена панихида по рабе Божией Марине. По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся ещё в эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Однако существуют ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается снисхождением к немощи человеческого естества.

Основанием для церковного поминовения Марины Цветаевой было ходатайство сестры её Анастасии Цветаевой и диакона Андрея Кураева. После внимательного исследования всех обстоятельств елабужского самоубийства был сделан вывод, что назвать Цветаеву сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а самоубийство её стало результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, записала слова Ахматовой, сказанные много лет спустя после гибели Марины: «Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии, — не верьте этому. Её убило время, нас оно убило, как оно убивало многих...»

Ариадна переняла у матери выдавать все не так. как есть, а приукрашивать, как она могла знать, когда ее не было при этом. В том-то и дело, что и хулила, и отрекалась
приведу выдержку из блога некоего Николая
.Знаменитое раннее стихотворение М.Ц. содержит слова: «Мои стихи, как маленькие черти...». В этой строчке - несомненное свидетельство отсутствия у нее страха Божия. Верующий человек не дерзнет так написать...Откуда возник и как сформировался бунтарский характер в дочке московского профессора – отдельная тема, здесь коснемся только гибели Марины.
«Самоубийство Цветаевой не было запрограммировано ни ее психикой, ни особенностями ее таланта» - считает филолог Людмила Поликовская. Да, на уровне психики, возможно и так. Однако ее печальный конец был предрешен другими серьезнейшими вещами.
Самоубийство М.Ц., (если даже это не было самоубийством) произошло намного раньше и в глубине ее сердца, ее души. Об этом красноречиво свидетельствуют строчки:
« На твой безумный мир
Один ответ – отказ»,
и - другие (из Поэмы конца):
«Право – на жительственный свой лист
Ногами топчу!»
Здесь, в этих словах, даже не отсутствие веры в Промысл Божий, а хуже: откровенный вызов Творцу.
Кстати, чуть выше в тексте поэмы есть такие строчки:
«Жизнь – это место, где жить нельзя:
Ев-рейский квартал...

Так не достойнее ль во сто крат
Стать Вечным Жидом?
Ибо для каждого, кто не гад,
Ев-рейский погром –

Жизнь. Только выкрестами жива!
Иудами вер!»
Литератор и переводчик Юдифь Каган по этому поводу с удовлетворением отмечает: «Цветаевой здесь явно гораздо ближе Агасфер, чем принявшие Христа отказавшиеся от веры отцов выкресты».
Глубокий и тонкий анализ неприемлемой для верующего человека Поэмы Конца провел Т. Венцлова. Он пишет:
«В отличие от Поэмы Горы, Поэма Конца построена по модели Страстей Христовых. Если в первой поэме речь идет об Эдеме и Синае (а отчасти, может быть, и о Фаворе), то действие второй поэмы сосредоточено вокруг Голгофы. Сопоставление земной любви с крестной мукой часто встречается в литературе (и даже в быту), являясь своего рода клише; однако при подробном развертывании, как у Цветаевой, это клише деавтоматизируется, одновременно приобретая рискованный и даже кощунственный характер.
...
Цветаева характерно опровергает библейский текст, возвещая некий романтический «анти-закон»: поэты и вообще люди высокого духа, носители избраннического статуса, враждебны всякой норме, их трагическое чувство всегда перехлестывает через какой бы то ни было предел. Единственная заповедь для них – именно нарушение заповеди (Пока можешь еще – греши!), за которое они должны – и готовы – платить страданием и смертью. В них проявляется и говорит сверхъестественная сила».
Еще пример «безстрашия» М.Ц. стихотворение, адресованное Але:
«Оправдай змеиную породу...
Знай одно: никто тебе не пара -
И бросайся каждому на грудь».
Трудно поверить, что это сказано вполне серьезно как наставление дочери, но в контексте жизни М.Ц. нет оснований видеть здесь только браваду. В ее внутренних установках было заложено, и заложено безкомпромиссно, отрицание традиционных устойчивых ценностей: деревенской жизни, семьи, детей. Цитата из записной книжки: «Не люблю (не моя стихия) детей, простонародья (солдатик на Казанском вокзале!), пластических искусств, деревенской жизни, семьи...Моя стихия –все, встающее от музыки. А от музыки не встают ни дети, ни простонародье, ни пластические искусства, ни деревенская жизнь, ни семья».
Из письма М.Ц. В.Розанову: «Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни». В записной книжке есть место еще откровеннее: «Если бы люди могли сослать и Бога на какой-нибудь африканский остров...».

Есть немало людей, считающих себя неверующими, но жадно ищущих Бога. Здесь вопрос вникания в суть, а не внешнего скольжения.

На твой безумный мир
Один ответ – отказ.

Да ведь это вскрик ужаса, порожденный безбожным миром. Дерзкий и дерзновенный - да, но жаждущий Бога!

А что до веры или неверия в формальном смысле, то неверующими себя называет множество верующих не умом, а сердцем, и, наоборот, верующими себя считают многие, кто не имеет понятия о настоящей вере. Формализм - опасен.

Я вообще не приемлю ригоризма по отношению к человеку. Человек - тайна Божия! Человек - слаб, особенно гениальный человек. И люди, познавшие свою немощь, всегда менее ригористы, чем видящие себя лучше других. Лично для меня  ригоризм, обращённый на другого человека, открывающий гордость, - разновидность неверия или той веры, которой и бесы веруют.

Я могу привести множество фактов из жизни Марины, подкрепляющих Вашу позицию. Но моё отношение к ним отлично от Вашего по причине, что я не отбрасываю множество других фактов. Противоречивая натура творчесткого человека, всегда более свободного, более надмирного, более травмированного и более дерзкого, - сложна, к нему нельзя подходить с простыми лекалами, с примитивными ярлыками.

И, заметьте, я не требую от Вас признать мою позицию единственно правильной. Категоричность в оценке судьбы другого человека, тем более неординарного, уникального, сильно пострадавшего, хоть и во многом виновгого, как мы все, -  нездорова, на мой взгляд. Надо оставлять воздух другому, нельзя считать себя в праве принудить другого к праведности, трактуемой на свой манер. Мир сложнее, люди сложнее. И Бог - не формалист. Давайте оставим место тайне, надежде, давайте будем более великодушными в оценках - ради самих себя хотя бы. Милость к павшим - тоже красива и благородна, давайте будем чуточку более милостивыми, чем справедливыми, когда речь заходит о другом человеке, особенно исстрадавшемся, пусть даже самим собой исстрадавшемся, грешном.

СпасиБо за интересный разговор!

hi

Вы знаете, Ваша позиция напомнила мне позицию Поселянина, когда он отстаивал Льва Толстого. Примерно тоже самое говорил, что, может Господь видит в его душе того , чего нам видеть не дано, может, там. где-то в глубине, где-то глубоко-глубоко жила такая вера, какая нам и не снилась, и Господь это знает.
" Да, по-видимому, мирских соблазнов и искушений, о которых говорил батюшка Варсонофий Оптинский, Поселянину избежать не удалось.
Необходимо несколько слов нам сказать также в связи с полемикой по толстовству, к которой невпопад подключался Поселянин. Дело в том, что в одном из номеров «Русского паломника» за 1910 год Евгений Николаевич Поселянин потребовал снисходительности к богоборчеству Льва Толстого. В публикации было сказано: «Будем верить, что между душой старца, осыпанной столь великими милостями Божиими, и его Богом, в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого, произошла великая тайна, — что Бог, сторожащий душу человека и до последнего мгновения борющийся за ее спасение, призвал к Себе эту скорбную мятущуюся душу, что радостно она прильнула к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение»...
На это дал ответ Поселянину архиепископ Никон (Рождественский): «Да, он был осыпан великими милостями Божиими, но, во-первых, ведь Господь сказал: кому дано много, от того много и взыщется; во-вторых, он ведь употребил сии дары не во славу Божию, особенно в последнюю половину своей жизни, а на служение сатане, и, наконец, в-третьих, слово Божие нас учит, что вне Церкви нет спасения, а почтенный автор (Поселянин) позволяет себе выдумывать какую-то новую теорию спасения, Церкви неведомую и ее учению противную. Церковь, согласно со словом Божиим, объявила Толстого еретиком, а святые отцы учат, что быть еретиком — значит быть отлученным от Бога»...
Евгений Поселянин не внял учительным речам Преосвященного Никона, своего давнего знакомого на ниве духовной журналистики. Он счел возможным и дальше перечить общецерковному мнению. Архиепископ Никон снова настоял на своем: вне Церкви нет спасения, ей Христос вверил те таинства, вне коих невозможно войти в Царство Небесное. В конце полемики владыка Никон прямо заявил литератору Поселянину, что его познания в вопросах веры нуждаются в углублении... И Евгений Николаевич смиренно сдался. Дискуссия пресеклась."
Это называется -грех прекраснодушия, а ведь Вы сами восстаете против него, когда говорите, что ненавидеть зло -это доброта, вот и я называю зло злом. Это категорично, на Ваш взгляд? надо бы полояльнее? Извините, если показалась Вам слишком категоричной.

Елена, я же Вам сообщила мнение Церкви по Цветаевой - Вы его заметили?

Церковь в лице патриарха посчитала возможным её отпевание, несмотря на трагическую кончину Марины. Потому давайте обходиться без ригоризма.

Что уместно в одном случае, совершенно неуместно в другом.

Я твёрдо отстаиваю общие принципы и ни в коем случае не могу согласиться с принятием нацизма за христианскую норму или ещё чего-нибудь в этом роде. Но к отдельно взятому человеку, тем более исстрадавшемуся поэту, лучше явить милость. Но это мне, лично мне так. Все мы разные, у каждого из нас свои страсти, свои немощи, и они являются причиной того или иного отношения к человеческим слабостям и порокам. И тут опять каждый по-своему прав и неправ. Важно не быть поспешными в осуждении другого человека. Важно не развешивать ярлыки, ибо каждый из нас - единственный и неповторимый. Надо давать жить другим.

Давайте будем великодушными друг ко другу. И простите, что я мыслю иначе.

Кстати, Марина в отличие от Толстого, не писала богословских трактатов против Церкви, не существует Евангелия от Цветаевой. Так что Вы уж как-то слишком лихо всех в одну упаковку упаковали wink

Из письма М.Ц. В.Розанову: «Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни». В записной книжке есть место еще откровеннее: «Если бы люди могли сослать и Бога на какой-нибудь африканский остров...».
Что касается отпевания, я думаю , грех на себя взяли ее сестра и дочь, и Кураев, когда ввели в заблуждение патриарха, предоставив ему неверные сведения, что она не отрекалась от Бога. Доказательств ее отречения слишком много, чтобы считать это минутной слабостью отчаявшегося человека, она хулила и отрекалась и будучи еще молодой. сильной и благополучной. А кумиром у нее был Наполеон, а святыми герои греческих мифов.

Вам ответит сам Кураев:

— Сложно ли было добиться благословения Святейшего Патриарха Алексия II на панихиду?

— Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу, об условиях ее не-жизни там — это было скорее доведение до самоубийства. Когда я все это изложил покойному патриарху Алексию II, меня удивила легкость его решения: без подробных расспросов, взвешиваний, — его решение было сердечно-интуитивным. Важно заметить, что факт панихиды по Марине Цветаевой не стал поводом для скандалов, никто не «жаловался».

— Тем не менее, у Цветаевой часто встречаются строчки почти богоборческие. Например: «нежной рукой отведя нецелованный крест». Почему нецелованный? Или: в стихотворении, написанном на смерть Эриха Марии Рильке, она с пренебрежением говорит о выражении «в месте злачнем»…

— Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом. То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях: их личный опыт веры, в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.

— Биографии писателей и поэтов обычно — отнюдь не жития святых, и Марина Цветаева не исключение. В период «массового воцерковления» в 1990‑х многие неофиты стали осуждать Цветаеву — и за самоубийство, и за некоторые другие факты биографии…

— Думаю, об «отношении православных к Марине Цветаевой» говорить не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают. Она — элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить, что православные всегда готовы всех осуждать. Мы при случае любим цитировать Евангелие: «не судите, да не судимы будете», но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем. Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт в биографии писателя? Относиться по-христиански: не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.

— Общеизвестно, что самоубийц не отпевают. Однако есть исключения: когда фактическое само-убийство таковым не считается. Каковы они?

— Психическая неуравновешенность, аффективное поведение (это как раз пункт, под который подпадает самоубийство Марины Цветаевой). Но и принятое в здравом уме и твердой памяти решение лишить себя жизни не всегда осуждается Церковью — такой человек даже может быть причислен к лику святых. Известны случаи, когда девы-христианки бросались с крепостных стен, чтобы не стать жертвами насилия варваров, и становились святыми мученицами. В условиях войны отношение к самоубийству пересматривается: подвиги Матросова и Гастелло — формально самоубийство, но никто их самоубийцами не считает. Но не всякое лишение себя жизни на войне — подвиг. Генерал Александр Руцкой, бывший вице-президент России, при мне рассказывал Патриарху Алексию II, как в Афганистане был окружен моджахедами и хотел последнюю пулю потратить на себя. В этот момент ему явилась Божия Матерь и сказала не делать этого.

На мой взгляд Марина покончила с собой, потому что чувствовала себя помехой для Мура. Она где-то  в подсознании, а может и сознательно верила, что после её смерти им займутся, и он - не погибнет. Сама она сражаться со смертью больше не имела сил. Она устранила себя как помеху, словно выбросила всем докучающую и никому не нужную вещь. Так я её поняла.

Помехой для Мура? в чем? Вы знаете, как этот несчастный человек жил после ее самоубийства? Уж он-то воспринимал ее поступок, как предательство и злился на нее. Когда она просила после ее смерти знакомых заботиться о нем и относиться, как к сыну, она понимала, о чем просит? она понимала, что ее ребенок никому не нужен? Если не захотели помочь ей, то кто будет помогать ему? Да нет, как всегда только о себе думала.

Страницы