Обскурантизмом[1] нас пугали и пугают, как бабайкой. И он действительно страшен, особенно в исполнении сильных мира сего, «всемогущих» олигархов, а вовсе не «заклеймённых» клерикалов. Запрет на просвещение масс ныне исходит откуда-то сверху, потому и система образования в плачевном состоянии, и новое геростратство в тренде. Неважно, что одёжка у новых геростратов иная — мы узнаём их по главному признаку: безжалостному разрушению созданного другими[2].
Христопоклонство или геростратство, —
так сформулировал суть проблемы поэт и художник Валентин Попов (Катарсин), и далее:
все из существ
вновь стали веществом.
При этом «лозунги-транспаранты» и всевозможные «кричалки» настырно зовут нас в светлое будущее. В какое же? Какие устремления в нас зажигают лозунгами? Желание просвещать народ? Учиться-учиться-учиться, как завещал… А чему же учиться? Тому, как быть «правильным винтиком» в социальном «танке» или «тракторе», собранном по западным чертежам.
Есть ещё одна существенная особенность современного подхода к жизни: людям прививается некий элитаризм, чванливое неуважение к меньшему (менее образованному, менее богатому, менее защищённому, менее удачливому и пр.). Полная противоположность заповеди Христа «больший из вас да будет всем слугою» (Мф. 23:11-12)[3]. Помнится, один уважаемый батюшка высказал мысль, что в правительственных выборах должны участвовать только люди с высшим образованием. Заметим, что говоря о выборах, он по сути высказал своё представление о том, кто вообще является достойным уважения человеком, к чьему мнению стоит прислушиваться. Если бы таковым было видение государственного чиновника — полбеды, хотя бы понять можно, но для священника слова довольно странные. Это ж какому количеству святых уважаемый батюшка косвенно отказал в уважении, даже не заметив этого? Скольких из них он с лёгкостью ограничил бы в правах и возможностях, будь его воля?
Разумеется, любую мысль надо додумать до конца, чтобы понять её действительное содержание. Помню вопрос, прозвучавший из уст профессионального музыканта, участника церковного хора: «Мы что проститутке молимся?» Это было сказано о прп. Марии Египетской. Благородному образованному человеку не хватило благородства понять, что это величайшее благо: возможность вырасти от проститутки до святой. Благо, дарованное человеку Богом.
Чрезмерный рационализм затемняет, искажает подлинное представление о человеке. Для полноценного развития ума и сердца рационализм следует разбавить хотя бы сказкой про Емелю, который правит миром, не вставая с печки. Или сказками о младшем сыне — дураке и добряке, который в итоге женится на Прекрасной и/или Премудрой Василисе.
Или вот богатырь Илья Муромец — до 33 лет был недвижим, на печи лежал, а как пришла беда, встал и пошёл Киев защищать. В одной из былин рассказывается, каким образом это вышло. Как-то раз, когда кроме Ильи никого дома не было, пришли к нему три нищих странника и попросили воды напиться. Илья принял их слова за злую шутку, но старцы настойчиво повторили просьбу. И встал Илья, подошёл к лохани, налил воды в ковш и подал старцам. Те пить не стали, а попросили самого Илью выпить эту воду. Он выпил ковш — и выздоровел окончательно, выпил второй — и почувствовал такую недюжинную силу, что гости попросили его выпить и третий — чтобы силы немного поубавилось. После этого старцы велели Илье идти к стольному граду Киеву, потому что Русь нуждалась в его силе и храбрости.
Если мы отбросим сочную, многомерную, сказочную составляющую нашей идентичности, мы высушим своё сердце гораздо быстрее, чем это случилось с людьми на Западе. Социолог Герберт Маркузе описал результат подобного преображения в своей книге с красноречивым названием — «Одномерный человек». Чуть позже, в 1975 году, социолог Кристофер Лаш ввёл ещё более точный термин — минимальная личность. Мы этого хотим? К этому стремимся?
В конце XIX века лидер бостонской общины Генри Ли Хиггинсон, собирая средства для Гарвардского университета в среде членов высшего общества, взывал: «Дайте всем образование, и вы спасёте себя, свои семьи и свои деньги от разнузданной толпы».
Времена изменились, теперь «разнузданную толпу» создают искусственно, лишая массы доступа к полноценному образованию и культурному наследию человечества. Библиотеки, к сожалению, не открываются, а, наоборот, закрываются — особенно интернет-библиотеки. Счётная палата опубликовала отчет об эффективности Года культуры в России: библиотек стало меньше на 340 единиц. И готов уже строгий ошейник, который трансгуманисты намерены набросить на всё человечество.
Потому образование сведено лишь к целевому информированию. «Без широкого взгляда на жизнь, который приходит как результат знакомства с общечеловеческим знанием, — пишет американский социолог Леона Самсон, — прагматик перебирает факты так же, как человек, не знающий правил и трюков карточной игры, перетасовывает карты в колоде, не понимая смысла их сочетаний».
Так что за привычными словами «профессионализм» и «образование» ныне прячется нечто совсем другое, новое — не просветляющее, а затемняющее в нас сокровенного человека, который необходим, кстати говоря, и для общения с Богом. «Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо» (Клайв Стейплз Льюис).
А помните, чем сказка про Емелю-дурака заканчивается? Стоит он перед зеркалом и ругается: «Я очень некрасивый и нехороший! Какое у меня страшное лицо!». А царевна ему отвечает: «Хотя ты нехорош и непригож, а сердцу моему очень милёнек, и я тебя люблю!». И тогда Емеля говорит: «По щучьему веленью, по моему прошенью, хочу быть самым красивым молодцем!». И стало так.
Так что было бы желание, любую сказку можно сделать былью: и добрую, и злую. Добрую лучше всего сочинять, сидя у русской печки — символа тепла, света и житейской устойчивости. Разожжённая печь в зимнее время была одним из основных источников света в русской избе. Она же оставалась целой даже после пожара, в котором весь дом сгорел...
________________
[1] Обскурантизм (от лат. obscurare «затемнять») — «мракобесие», т. е. враждебное отношение к народному просвещению и стремление помешать движению общества на пути умственного и нравственного развития (Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. — Попов М., 1907).
[2] Герострат, желая обессмертить своё имя, в 356 до н. э. поджёг в греческом городе Эфес храм Артемиды Эфесской, который выгорел дотла. Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению — имя поджигателя было запрещено и писать, и произносить. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Иносказательно употребляется выражение «слава Герострата», «дело Герострата», т.е. слава, равная вечному позору; дело человека, который прославился тем, что разрушил созданное другими.
[3] Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:11-12).
Наталия Нарочницкая о Православной культуре
Комментарии
Доклад «Воспитание детей как главное задание семьи»
Светлана Коппел-Ковтун, 26/03/2016 - 13:47
Выступление Татьяны Владимировны Воробьевой на XXIII Рождественских чтениях
Лучше учиться понимать, чем копить знания
Светлана Коппел-Ковтун, 21/02/2016 - 11:49
"...это величайшее благо:
Елена Шутова, 17/01/2016 - 14:35
возможность вырасти от проститутки до святой. Благо, дарованное человеку Богом."
Пока стремится к святости - святая. И душа человеческая, и Русь.
Соблазны окружают и предлагают себя, но у греха влечение к человеку, а не у человека ко греху, надо сопротивляться. Здесь огромное значение просвещения - увидеть в истинном свете. Насморком, несварением, головной болью и т.п. не только физическими, но и душевным недугами, страдает все человечество, главное, думается, для каждого из нас не считать мигрень благородной болезнью, а гельминтозы - уделом черни.
"Народу, взятому в удел" надлежало быть особо бдительным к тому, что происходило внутри него. Почему - надлежало? Потому, что сначала кричал "Осанна!", а через неделю - "Распни!"
Очень верно сказано Вами, Светлана, поэтому и выделяю еще раз:
"... это величайшее благо: возможность вырасти от проститутки до святой. Благо, дарованное человеку Богом."
Это и есть истинное просвещение. Всякое иное образовательное действие над человеком, думается, может стать широким путем, ведущим в погибель, ведь "Распни!" звучало в сердцах и необразованных людей, и книжных.
Спасибо, Светлана, за повод к размышлению. Со Святками - славим Господа и готовимся к Богоявлению.
"Народу, взятому в удел" надлежало быть особо бдительным
Светлана Коппел-Ковтун, 17/01/2016 - 15:37
Очень верно, Леночка. Именно так Вы прочли мной написанное. Скоро опубликуют другую мою стать, и я её вывешу здесь - он как раз об этом. Назвается она «Православие - не трон, а крест». Название красноречивое.
Зажратость - это и желание видеть себе в высшей касте, в числе тех, кто считает себя правомочным попирать меньших. Но, как известно, Господь избрал себе учеников именно из рядов малых сих. Вероятно. по той же причине - привязка к трону и бесчувствие.
СпасиБо Вам!
Кстати, в некоторых
Татьяна Тимошевская, 13/01/2016 - 23:09
Кстати, в некоторых размышлениях Савельева о мозге человека присутствует, как мне показалось, уничижительное отношение к людям, живущим по биологическим законам, и превозносится тот, чей мозг создаёт что-то гениальное. Всё было бы верно, если бы не одно но: учёный не верит в Бога, в духовные законы, не верит в вечность человеческой души и в то, что она вообще существует. Вроде, умнейший человек в своей области, а при прослушивании создаётся впечатление превосходства людей с более развитым мозгом над людьми, более простыми, мягко выражаясь. Но разве наши великие святые, все были очень образованными? Были разные: и совсем простые, и с учёными степенями. Просто есть другой, иррациональный, вектор развития человеческой личности, духовный. Тот, кто рассуждает, что в выборах должны участвовать люди с высшим образованием, а другим "сверчкам" нужно знать свой "шесток", сам недалек. И в то же время, образование необходимо всем, но какое? Просто накачка мозга информацией - это не образование в высшем понимании этого слова.
Отрицая духовное, нравственное развитие личности, людей лишают целого культурного пласта, который сформировался на библейской концепции. Постмодернистскому обществу не нужен человек, который будет задавать много лишних вопросов о смысле бытия и т.п. Не нужен "широколобый". Нужен винтик, которым легко управлять.
Света, спасиБо, да не оскудеет твой поток творческого вдохновения! Со святками!
Да, всё сейчас с выворотом -
Светлана Коппел-Ковтун, 14/01/2016 - 00:05
Да, всё сейчас с выворотом - куда ни глянь.
Но главное - самость. Себя превозносим, других опускаем. Себя тож корю. Куда ни глянь: всё криво.
Но когда видишь, понимаешь, можно хоть проследить.
Радости, Танечка!