Неверующие, маловерющие и просто пустобрехи очень любят смеяться над фразой Тертуллиана: «Credo quia absurdum est».
Мол, что за идиоты христиане, которые могут верить только в абсурд.
При этом, те же самые существа ухитряются верить гороскопам, бабе Ванге, сплетням на скамейке, шоу Малахова и данным опросов
То есть тому, чему Тертуллиан никогда бы не поверил.
Эта фраза знаменитого христианского философа и ритора — на самом деле настоящий манифест подлинного христианского рационализма.
Веровать надо в то, что превышает разумение, в то, что абсурдно с точки зрения логики.
Всё остальное надо знать.
Христианская религия строится, с одной стороны, на точном знании.
В частности — знании о Боге.
Мы точно знаем, что Бог абсолютен, совершенен, вездесущ, вседоволен, чужд страданию, смерти, и всякому ничтожеству.
Это знание с христианами разделяет большинство религий и философских систем — от Платона до Гегеля и от Заратустры до Мухаммеда.
В Христианстве есть всё, что доступно человеческим существам знать о Боге — из постижения ли Его всемогущества в мире творений, или из Его собственного Откровения «в грозе и буре».
Однако, в отличие от многих других религий и систем христианство этим знанием не ограничивается.
В конечном счете оно строится
Христианская вера покоится на двух парадоксах.
Один из этих парадоксов можно назвать онтологическим, второй — экзистенциальным.
Каждому из этих парадоксов посвящен великий христианский праздник — Рождество и Пасха.
И вот сегодня мы празднуем праздник первого парадокса — Рождество.
Как бесконечный и абсолютный Бог мог уместиться без остатка в крошечном существе — родившемся при столь жалких обстоятельствах, что не нашлось для него более достойного роддома, чем хлев?
Как Творец, Царь и Судия мира посмел (а наша логическая логика именно такова — «Да как он посмел») родиться в ничтожестве, убожестве и среди пастухов да
Как он мог родиться среди презираемого всем миром иудейского народа, да еще и в момент высшего унижения этого народа — налоговой переписи?
Христианское учение о боговоплощении, с точки зрения «естественной теологии», религии в пределах только разума, это пример самого кощунственного абсурда.
Как можно помыслить о том, чтобы так унизить Абсолютный Дух, заставив его плакать на пеленках рядом с коровами и ослами?
В этот абсурд действительно можно только поверить — всей той силой веры, которая давала христианским мученикам способность без звука и без просьбы о пощаде перенести любые страдания.
Без веры внутри этого парадокса делать нечего.
С верой всё становится на свои места — и сразу понимаешь, что конечно же деяния совершенного Абсолюта просто немыслимо согласовывать с поврежденной и одномерной логикой падшего в грехопадении нашего разума.
Что это именно наша логика — категории которой не более чем подпорки для разбитого параличом первородного адамова ума, абсурдна по сравнению с логикой Абсолюта.
Что ни один трон и ни одно царство мира не были бы достойны вместить Царя Мира, того, Чье Царство не от мира сего.
Что для всесовершенного Владыки нет ничего более достойного, чем появиться в мире в кеносисе, в самоумалении.
Что, как поется в рождественской стихире, перепись, ставшая символом единоначалия над народами тогдашней ойкумены, была в то же время и символом упразднения многобожия и полновластия демонов под рукой Того, Кто родился под Вифлеемской звездой.
Христианство учит нас мыслить парадоксами — но не для того, чтобы посеять в нас недоверие к абсолютной истине, не для того, чтобы сбить прицел разума.
А напротив — для того, чтобы вывести наш разум из плена шизофренической одномерности, возродить в нем объемность мышления, которая суженному рассудку кажется абсурдом.
Это тот разумный свет, который освещает тьму нашего абсурдного маловерия пытающегося объяснить мир из паутины своих предрассудков.
И поэтому сегодня поем в рождественском тропаре: Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…
Комментарии
Спасибо за столь
Юлия Санникова, 09/01/2011 - 23:45
Спасибо за столь основательную и емкую статью! Многое из того, что Вы сказали, чувствовала интуитивно, но не хватало логики так четко выстроить!
Помощи Божьей Вам!
Величайший парадокс...
Мария Коробова, 09/01/2011 - 22:21
Спасибо за размещение этой серьезнейшей статьи. В самом именовании двуединой сущности Спасителя :"Богочеловек" - есть величайший парадокс. Земное и Божеское начало чудесно озарили страницы Нового Завета. Нагорная проповедь близка и древнему, и сегодняшнему христианину. Она не на запретах, как заповеди Ветхого Завета, а на гуманистическом призыве к милосердию. Бог, спустившийся к нам в смирении, принесший в жертву себя, истерзав свою человеческую сущность во имя нас и восставший в величии Божеского начала... Есть ли в истории всего нашего мира что-либо более значительное и умилительное, великое и прекрасное?! Духовная красота христианства побуждает благоговеть перед ней. Хочется найти важные слова, но для малопросвещенной мирянки это трудно.