Вы здесь

Преподобный поэт о прозе жизни (Диакон Павел Сержантов)

Симеон Новый Богослов

Тысячу лет назад в Византии жил святой Симеон Новый Богослов — монах и поэт. После него остались прекрасные гимны о православной аскезе и мистике.

Редко встречаются в нашей духовной традиции описания мистического опыта. Подвижники писали в основном к людям малоопытным, для которых нужно было объяснить основополагающие истины о покаянии и борьбе со страстями. О высоком опыте рассуждать в таком случае было неуместно. Да и редко кто из Божиих избранников открывал свой мистический опыт. Причина была особая: подвижники опасались незаметного приражения тщеславного помысла.

И все-таки наша традиция свидетельствует о подлинном мистическом опыте — в том числе устами преподобного Симеона. Не зря мы величаем его Богословом. Это указание не на полученное образование и «профессиональную принадлежность», а на опыт высокой жизни в Боге, знание таинственных истин о духовной жизни, о богопознании. И о мистике он писал. Почему? Может, потому что он был поэтом. Ведь поэты пишут о своих переживаниях откровеннее, чем непоэты.

По милости Божией эта откровенность не принесла духовного ущерба преподобному поэту. Видимо, он превосходно знал свои немощи и силу Христову. Видимо, смиренномудрие защищало его от тщеславных помыслов. Как это хорошо — не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии.

У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Эти рассуждения ставят обыденное в духовную перспективу, побуждают задуматься о том, кто я есть, нашел ли я свое место.

Позволю себе привести пространную цитату из святого Симеона: "Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою... но каждым [орудием] приспособительно нужно пользоваться для каждого [дела]... и Бог сотворил нас, [чтобы] каждый верный совершал в жизни свои дела: одних он поставил учить, других учиться... иным [дал] пророчествовать... других показал предстоятелями, — [все] это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца... одного Он сотворил крепким по телу... иного с лучшим голосом, чем другие. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству [свой] дар и преимущество... Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан»1.

Слова подвижника о трудах человеческих читаются как толкование евангельской притчи о талантах. Господь каждому из нас дает талант, дарование. Непросто бывает понять, к чему у меня талант. Как часто родители направляют детей по своим стопам без учета, что у ребенка способности к другой области. Как часто мы выбираем себе профессию, исходя из ее престижности. И вот в тридцать лет на работу идти не хочется, начинаются мучительные поиски себя, своей дороги. Слава Богу, если человек поймет, в чем же его талант, займется своим делом, которое у него получается на славу. Увидит, что от его трудов ощутима реальная польза, возблагодарит Создателя.

Приведенную цитату из святого Симеона надо бы продолжить, но теперь слова преподобного я перескажу близко к тексту. «Как можно помыслить что-либо, или действовать без Божественной силы?» — спрашивает он.

Бог дал мне ум, какой счел нужным, дает и мыслить о полезном, дает силу действовать по Его воле. Если я сотворю Его волю, то Он даст больше дарований, больше талантов. Если я пренебрегу тем немногим, что имею, то лишусь и того, что вверено мне от Бога.

Это позволяет нам говорить о человеческом труде в свете Промысла Божия.

Как замечательно преподобный Симеон разъясняет нам Священное Писание, волю Творца. И слово Христа, в мудрой простоте истолкованное Новым Богословом, преображает скучную прозу нашей жизни, одухотворяет наши повседневные труды.

pravoslavie.ru

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимн LVI. О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование... // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Божественные гимны. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 253.

Комментарии

Людмила Ларкина

Очень полезное повествование.

"Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою... Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан».

Спасибо.