Вы здесь

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Где любовь, там нет двойных стандартов»

Митрополит Климент (Капалин)

Неделя 24-я по Пятидесятнице

В это воскресенье евангельское чтение передает беседу Спасителя с представителями иудейской элиты, которые кичились своим знанием Закона и строгим следованием всем его предписаниям.

Евангелист Лука — один из 70 апостолов, сообщает, что эта беседа произошла после возвращения учеников ко Христу, когда они рассказывали Ему об успехе своего первого благовестия. Но «мудрые и разумные» законники не воспринимали откровения вечной жизни. Один из них задал Христу вопрос не в простоте и доверии, но с подвохом, «искушая Его» (Лк. 10:25). Спаситель постарался убедить надменных мудрецов отказаться от духовного формализма ради спасения своей вечной души. Ибо вопрос законника был задан именно об этом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25).

Как обычно, Христос ответил не менторским монологом, но вступил в беседу с ученым иудеем, попросив его о том, что тот умел лучше всего, — процитировать Священное Писание: «В законе что написано?» (Лк. 10:26), подводя к исповеданию главных заповедей Моисеева Закона о любви к Богу (Втор. 6:5) и к ближнему (Лев. 19:18). Получив ответ, как написано в Законе, Христос указал, что остается только следовать этим заповедям: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28).

Но этот ответ не удовлетворил законника, который вместо обличителя таким образом становился глашатаем проповеди Христа. Беседа приобретала нежеланный оборот для иудеев, жаждавших не Божественной мудрости, но улик против Спасителя. И в свое оправдание законник просил Христа о толковании второй заповеди: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). Он задал вопрос, как будто не ведал ответа на него из текста Священного Писания. Принадлежа к партии знатоков Закона, он не только хорошо знал, но и старался неукоснительно исполнять в точности все заповеди. Однако законники признавали, как сейчас говорят, двойные стандарты. Исполнение заповеди о прощении и любви к ближнему они считали обязательным только среди определенного круга людей, пребывающих в рамках общины спасения. Так что его вопрос сводился к тому, каковы признаки истинно верующего иудея.

Раскрывая ошибочность этих ограничений, Христос предложил всеобщему вниманию притчу о милосердном самарянине — представителе ненавистного и враждебного иудеям народа Палестины. Но, как повествуется в притче, именно этот иноплеменник оказал необходимую помощь израненному человеку, в то время как иудейский священник и левит прошли мимо страдальца (Лк. 10:30—34). Будучи служителями храма, они строго соблюдали ритуальную чистоту. Закон, воспрещавший им прикасаться к кровоточащим ранам, трупам и иной нечистоте, оказался для них выше сострадания умирающему.

Завершив рассказ, Спаситель попросил указать ближнего для пострадавшего от разбойников и, вновь получив правильный ответ законника: «Оказавший ему милость», повторил: «Поступай так же» (Лк. 10:37). Тем самым Христос призвал евангельского законника и всех нас ценить жизнь человека выше формального следования правилам и предписаниям и оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эту притчу, проводит параллели между грехопадением Адама, претерпевшего нападение диавола, и бедствием человека, на которого напали разбойники. Действительно, как тело страдает от ран и увечий, так душа человека мучается от грехов и страстей. Святитель говорит о бессилии ветхозаветных Закона и пророков (священника и левита) вызволить человека из глубины грехопадения и о Милосердном Самарянине — Богочеловеке Христе, Который сделал все, чтобы избавить человека от мучительного рабства греху. И теперь у каждого человека есть возможность наследовать жизнь вечную.

Притча о милосердном самарянине учит нас быть великодушными и не делить людей на «своих» и «чужих» в делах милосердия. Но узкие принципы иудейских законников продолжают бытовать в человеческом сознании. Так, немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах утверждал, что «мера рода есть абсолютная мера, закон и критерий человечества».

Там, где отрицают Христа и евангельское представление о любви, действует гордость, и проявляются элитаризм, расизм, нацизм, иные учения о превосходстве одной части человечества над другой. Когда эти духовно уродливые идеи получают распространение в обществе, сердца людей черствеют и уже не испытывают сочувствия к страданиям других только потому, что те имеют другой цвет кожи, иное социальное развитие или говорят на другом языке. Разделение чуждо христианству, потому что Иисус Христос объединил все человечество, стал, по выражению русского философа священника Сергия Булгакова, живым, реальным, индивидуальным, а не абстрактным центром, воссоединяющим и превращающим «человечество в живой духовный организм».

vm.ru