Вы здесь

Афанасий Зоитакис: «Это черный день в истории Греции, но дальше будет еще хуже»

Афанасий Зоитакис

23 декабря 2015 г. стало известно, что закон о «свободном сожительстве» содомитов принят большинством голосов на пленарном заседании греческого парламента. Привести греческое законодательство в соответствие с европейским потребовал Европейский суд по правам человека. Принятие Грецией закона о легализации однополых союзов комментирует заместитель главного редактора Издательского дома «Святая Гора» и главный редактор сайта AgionOros, эксперт по Греции Афанасий Зоитакис.

— Афанасий, как же стала возможной легализация однополых «союзов» в такой стране, как православная Греция, где Церковь не отделена от государства?!

— Вполне естественно было ожидать этого, хотя до последнего дня мы надеялись, что этого не случится. Дело в том, что в течение многих лет в Греции политики, стремясь к власти, обещали одно, а придя к ней, делали прямо противоположное. Из тех, кто проголосовал в парламенте за этот закон, только у одной либеральной партии «Потами» отстаивание прав лиц «нетрадиционной сексуальной ориентации» было записано в программе. Ну, так за эту партию и проголосовало 4 процента — они еле прошли в парламент. В правящей партии «СИРИЗА» в пользу предоставления прав меньшинствам высказывались отдельные функционеры, официально партия свою позицию долгое время не афишировала. А остальные ничего подобного своим избирателям не обещали. Так что нельзя сказать, что это был наказ большинства греческого народа.

Повторилась та же история, что и с референдумом по еврокредитам: народ сказал «нет», а политики сказали «да» — буквально через неделю пошли против народа в открытую.

Владыка Амвросий Калавритский подсчитал[1]: на открытом сайте правительства Греции, где обсуждался этот закон и было оставлено более 5000 комментариев, около 70% высказавшихся были против данного законопроекта. И это притом, что в интернете — это видно и по российским форумам — более активно высказываются либералы, люди антицерковные.

Две трети парламентариев «за», а две трети народа «против». Такое соотношение. Параллельно с легализацией этих «союзов» в Греции целенаправленно наносятся удары по многодетной семье. Несколько раз сокращались пособия, другие выплаты.

Вечером 22 декабря (то есть сразу после голосования) появилась новость о том, что кредиторы потребовали сокращения 300 видов пособий для многодетных семей и инвалидов[2].

Предполагалось, что это будет сделано до 31 декабря, но правительство не успело, и им дали отсрочку до 15 января.

Очевидно, что это парные действия: удар по многодетным семьям и легализация содомии. Депутат Христос Караяннидис от правящей партии «СИРИЗА» в ответ на письмо многодетных родителей, противостоявших легализации однополых союзов, цинично сказал: «Мне многодетные до лампочки. Меня от них тошнит».

— Все равно невозможно поверить в случившееся. Когда в начале года появилась новость о том, что министр юстиции высказался о возможности легализации в Греции однополых «союзов», — это произошло вскоре после того, как был принят «антирасистский закон»[3], — это звучало совершенно абсурдно.

— Легализация осуществляется последовательно и поэтапно. Один из политиков, который выступал в парламенте против принятия закона, сравнил это с тем, как нарезают колбасу: постепенно, по тоненькому кусочку.

Человека (да и страну) легче задушить, постепенно затягивая петлю, чтобы поначалу он даже не замечал, что ему на шею накинули удавку. То же самое с этими законами. Сначала принимается закон о допустимости свободного сожительства для людей нормальной ориентации. Потом — закон о гражданских «союзах» для содомитов. При этом нам говорят, что об усыновлении детей такими «союзами» речи не идет. Но через год-два они вернутся к этому. Один из членов партии «СИРИЗА» на слушаниях в парламенте сказал, что «через некоторое время, возможно, мы рассмотрим вопрос об усыновлении детей».

— Конечно, рассмотрят. В этом можно даже не сомневаться.

— Да. А если бы сейчас приняли закон об однополых «союзах» с возможностью усыновления ими детей, реакция была бы значительно жестче — и общественная, и у некоторых политиков.

— Неужели вы думаете, что общественная реакция может что-то изменить? Церковь против, народ против, но Европа «за» — и закон принят.

— Часть партии «Новая демократия» — вроде, консервативной — и часть партии «Независимые греки» проголосовали за закон как раз с мотивировкой, что в законе нет пункта об усыновлении. Это было их единственным аргументом. Говорили так: «Усыновления нет, голосуем “за”, чтобы выполнить то, что сказала Европа, но за усыновление мы никогда не будем, мы не допустим усыновления, тем более что в другом законе прописано преследование за растление малолетних… А этот закон — нормальный». Если бы пункт об усыновлении был в этом законе, принять его было бы сложнее.

В Греции нельзя действовать совсем резко. Поэтому действуют поступательно. Как и в случае с «антирасистским законом». Законодательная база создана, но пока он не применяется.

В Греции намерены воссоздать статую Колосса Родосского: «Мы хотим оживить то, что он символизировал»

Когда готовились слушания о законе об однополых союзах, несколько иерархов высказались очень жестко — предельно жестко. Настолько, что когда их слова переводили на русский — и наш сайт, и ваши переводчики, я заметил: их даже смягчали. Депутат партии «Золотая заря» Яннис Лагос, выступая в парламенте, совершенно правильно сказал (он приветствует позицию Церкви): «Если я повторю то, что сказал митрополит Амвросий, то вы против меня сразу возбудите дело и посадите меня в тюрьму. А митрополита не посадите, боитесь, понимаете, что народ преследования митрополита, которому 77 лет, не поймет». И он прав.

Потому что люди, не наделенные статусом и защитой, уже преследуются по «антирасистскому закону».

— Дойдет и до митрополитов, я вас уверяю.

— Митрополиты будут следующим этапом. Но процесс будет идти медленно, они его стараются не форсировать, действовать поэтапно, шаг за шагом. И не торопятся. Им спешить некуда.

Медленно, шаг за шагом демонтируют институт семьи. То же самое — с отменой особого статуса Церкви в Греции.

Сначала отменили утреннюю молитву в школах. Теперь хотят запретить в судах и больницах иконы. Хотят отменить «Религиоведение» — точнее, сделать из него вместо православно ориентированного предмета что-то вроде «Истории мировых религий». Это целая последовательная программа, и она работает.

Эти люди действуют по похожему сценарию. Обратите внимание, как вводят санкции против России. Не все сразу, а поэтапно. Разными мерами стараются постепенно затянуть удавку. Так же поэтапно уничтожают Грецию.

Наши народы похожи. В прямом бою нас победить сложно, большего можно добиться с помощью подлости, предательства и расшатывания ситуации изнутри.

— Церковь как-то продемонстрировала свое отношение к этому закону?

— Многие иерархи высказывались против и, естественно, никто не высказался за — но, тем не менее, общецерковной реакции не последовало. Как сказал один депутат: «Траурно звонят колокола в одной епархии, но должны были звонить во всех храмах, во всех епархиях».

— Что принятие такого закона страной, на территории которой находится Афон, означает в духовном отношении? Мы были свидетелями того, как тем же путем проходили европейские страны, и это было жутковато наблюдать, но Греция — это совершенно особый случай. Эта новость вызывает ужас. Ошеломление и ужас, потому что перейден рубикон.

— Такое же ощущение и у людей, которые боролись против закона. Они говорят, что это черный день в греческой истории, когда беззаконие стало законом. Люди шокированы.

Депутаты, выступавшие против, боролись до конца, но оказалось, что это — всего треть парламента.

Это свойство нашего времени, когда мнение народа не учитывается и непонятно, что можно сделать. В Черногории большая часть народа — процентное соотношение называется разное, но то, что их больше 50%, говорят все, — против вступления в НАТО, а страна туда вступает. То же самое в других странах. Большинство народа против легализации содомии, но она происходит.

— Так же, кстати, было и в Грузии, где народ и Церковь были против Антидискриминационного закона, а его все равно приняли; и на Украине, где народ и УПЦ были против «гей-поправки» в Трудовом кодексе, а она все равно прошла.

— Это говорит о том, что система управляема. В случае с Грецией они идут по хитрому пути. Партия, которая скажет: «Мы за легализацию однополых союзов, мы за то, чтобы разрешить усыновление», получит свои 4% на выборах — и это реальное количество греческих либералов. А остальные приходят к власти с красивыми лозунгами, что они будут бороться за освобождение Греции от ига кредиторов и выстроят хорошие отношения с Церковью. Ципрас, когда победил на выборах, первым делом встретился с Архиепископом и попросил его молитв за успех правительства. Говорил, что Церковь очень важна, что она наш союзник. А когда из Европы потребовали то, что им нужно, он стал вести себя совершенно по-другому.

Это черный день. Пройден очень важный этап, за которым последуют еще большее ухудшение ситуации вплоть до гонений на людей, которые будут против содомии, — для этого заранее создана законодательная база: если «антирасистский закон» включить на полную катушку, то все владыки, выступавшие против закона о легализации гей-союзов, могут прямиком отправиться на скамью подсудимых.

— На этом примере мы видим, насколько важно, какой человек стоит у власти, какого вероисповедания. У нас в России пока ни о каких подобных законах не приходится даже помышлять — в отличие от православных стран, которые взяли курс на Евросоюз или просто на Запад. Там государство больше не охраняет Церковь, а, напротив, воюет против нее. И то, что произошло в Греции, очень ярко это иллюстрирует.

А. Ципрас стал первым премьер-министром в истории Греции, отказавшимся приносить присягу на Библии

А. Ципрас стал первым премьер-министром в истории Греции, отказавшимся приносить присягу на Библии

— Правящая партия последовательно совершает демонтаж всех институтов, традиционных для Греции.

«По делам их узнаете их» — потому что слова-то звучат красивые: о том, что роль Церкви огромна, что исторически она сформировала идентичность греческого народа и так далее, но при этом совершаются действия, которые носят антицерковный характер.

То же самое делается и в экономике: убеждают, что Греции реформы пойдут на благо, но в результате долг только вырос, и даже в докладе МВФ говорится, что никакого просвета нет, долг Греции будет только расти, потому что займы идут под огромные проценты.

Обо всем этом говорил еще старец Паисий: «Не бойся. Бог не попустит совершиться злу. Произойдут многие события, которые нельзя будет объяснить с точки зрения формальной логики. Политики станут противны людям. Как шар постепенно надувается и лопается внезапно — так лопнут и они!». Вот это сейчас и происходит. Шар продолжает надуваться.

И, кстати, показательно, что растет процент людей, которые не верят в то, что голоса считают честно. Для Греции это нонсенс: раньше невозможно было встретить человека, который полагал бы, что с голосами происходят манипуляции. Но сейчас таких все больше.

— Да… Жизнеутверждающий финал для нашего разговора мы вряд ли с вами придумаем.

— Проиграно сражение, но не война. Не будем забывать и слова Спасителя: «В мире скорбни будете: но дерзаите, [яко] аз победих мир» (Ин. 16:33). Жизнеутверждающий финал можно найти и в том, что и среди священноначалия, и среди политиков, и среди народа есть люди, готовые бороться за православную веру, за свою идентичность. Готовы идти до конца — вплоть до мученичества.

— Вопрос, сколько их будет. И тут самое время вспомнить историю Содома и то количество праведников, ради которого Господь готов был его сохранить.

— Я не стал бы до такой степени сгущать краски, потому что в Греции содомитов пока не так много — не больше, чем, допустим, в России. Не такая ситуация, как, например, в условной Голландии. Закон может быть любым, но свободно проявлять свои чувства они не могут — потому что когда перед голосованием в парламенте они начали возле Митрополии заниматься этими вещами[4], то простые прохожие сразу…

— …их побили.

— Да. Сразу им объяснили, что они неправы.

— Но ведь это же тоже вопрос времени. Возьмите Францию, где всегда был силен институт семьи, уважение к нему… Кто 20 лет назад мог представить, что там появится «родитель № 1», «родитель № 2»? Или Америку: уверена, что в штате Техас по-прежнему живут очень консервативные люди, но их дети будут развращены — потому что так решили власти, — и в школе им будут преподавать не Закон Божий, а то, что можно выбирать пол.

— Это общемировой процесс. Даже в России идет эта экспансия: либералы транслируют, что «это такие же люди, у них есть права. Это средневековье — их в чем-то ограничивать». Постоянно людям «капают на мозги» этим — возьмите хотя бы СМИ.

— Вот именно: они будут пробиваться, но пока власть, которая им противостоит, не переменилась, этого не произойдет. Если переменится — я имею в виду Президента, — то всё, нам конец, будет то же самое, что и везде, в Греции или на Украине.

А Греция — первая православная страна, где узаконены эти «союзы»?

— Нет, первой была Болгария: там процесс частичной легализации содомии начался в 1996 году; на Кипре — в 2008-м.

— В Сербии эти процессы запущены, в Грузии тоже, в Молдове, в Румынии, на Украине… Наверное, мы можем сказать, что Россия — последняя православная действительно сильная страна, политики и первое лицо которой открыто выступают против легализации «гей-союзов».

— На данный момент это так. Хотя надежда, что где-то еще рано или поздно вспыхнет сопротивление, остается. Ведь народ-то против. В той же Словении люди ясно высказались против легализации...

___________

[1] Здесь

[2] Здесь

[3] Т.н. «антирасистский закон» был принят парламентом Греции в сентябре 2014 г. Согласно данному закону, дискриминацией считается — и следовательно, уголовно наказуется — в том числе использование таких понятий как «еретик» или «сектант», а также осуждение содомии как греха. См. об этом законе, в частности, в интервью А. Зоитакиса.

[4] Незадолго до голосования группа содомитов устроила акцию возле Афинской Митрополии. Представители меньшинств в одежде священников несколько секунд обнимались и целовались, пока возмущенные прохожие не потребовали от них убраться.

С Афанасием Зоитакисом
беседовала Анастасия Рахлина

pravoslavie.ru