После нескольких лет переговоров в условиях секретности потенциальные участники Транстихоокеанского партнёрства опубликовали полный текст соглашения. Раньше он был доступен только фрагментарно благодаря утечкам через Wikileaks.
Транстихоокеанское партнёрство (Trans-Pacific Partnership, TPP) предполагает создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По информации на текущий момент, в эту зону войдут США, Канада, Япония, Южная Корея, Австралия, Мексика, Сингапур и ещё несколько стран, в сумме генерирующих более 40% мирового ВВП.
Документ содержит 30 глав и более 2000 страниц, так что экспертам придётся несколько дней разбираться в деталях. Но с первого взгляда обращают на себя несколько существенных моментов. Соглашение:
- значительно расширяет права и привилегии транснациональных корпораций,
- ограничивает государственное регулирование корпораций,
- увеличивает срок копирайта до минимум 70 лет с момента смерти автора (статья 18.63),
- обязывает интернет-провайдеров выдавать личность пользователя по запросу правообладателей и вводит уголовную ответственность за нарушение копирайта пользователем без получения коммерческой выгоды (файлообмен).
Фонд электронных рубежей (EFF) называет две основные проблемы с соглашением TPP. Во-первых, это сильное ужесточение законодательства об охране интеллектуальных прав (копирайт, торговые марки, патенты), что негативно повлияет на права и свободы пользователей, в том числе право на свободу слова, самовыражения, на сохранение персональной информации и, в итоге, негативно скажется на инновациях. Все страны-участницы соглашения обязаны привести национальное законодательство в соответствие с требованиями TPP. В случае с США это означает усиление позиций DMCA и уменьшение шансов на реформу в области законодательства об охране интеллектуальной собственности. Австралии придётся отменить исключения из закона о региональных DRM-ограничениях на DVD с фильмами и играми.
Вторая проблема — непрозрачность процесса переговоров по тексту соглашения, которое готовилось в условиях секретности и без консультаций с общественностью.
EFF считает опасной введение уголовной ответственности за кражу торговых секретов, что может привести к уголовному преследованию журналистов и осведомителей, которые публикуют информацию ради общественного блага.
«Общественное обсуждение» текста TPP продлится минимум 90 дней, прежде чем президент Обама сможет подписать его от имени США перед рассмотрением в комитетах парламента и окончательным голосованием.
Анатолий Ализар
GeekTimes
Договор о Транстихоокеанском партнерстве США заключили с 11 странам АТР
США и 11 иностранных государств Тихоокеанского бассейна в начале рабочей недели, 5 октября заключили крупнейшую региональную торговую сделку в истории — сделку о транс-тихоокеанском партнерстве. На проработку деталей контракта и согласование отдельных его пунктов ушло порядка 5-ти лет.
Для США данный договор расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которое вступило в силу в 1994 г.
Данное соглашение даст возможность совместить 40% мировой экономики от Канады и Чили до Японии и Австралии. До этого против подписания соглашения активно выступали защитники окружающей среды и профсоюзы США, которые убеждены, что соглашение приведет к росту безработицы в государстве. Об этом информирует Wall Street Journal.
ТТП направлено на экономическое противоборство Китаю в Тихоокеанском регионе. Вообще говоря же переговоры о сходном соглашении велись последние 10 лет — это одна из важных внешнеполитических инициатив администрации президента США Барака Обамы. Транстихоокеанское партнёрство — планируемая к созданию международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В контракте прописаны механизмы инвестирования и финансового разговора, упрощение пограничного регулирования, затрагиваются также узкоспециальные темы, такие как право интеллектуальной собственности и т. д.
В США против заключения Транстихоокеанского партнерства выступали различные профсоюзы, по мнению которых соглашение о свободной торговле приведёт к росту безработицы в стране.
Напомним, по убеждения госсекретаря США Джона Керри, ТТП сможет освободить Европу от энергетической зависимости от России.
«TTIP укрепит наши общие усилия по борьбе с экстремизмом, поддержит суверенитет Украины, выстроит энергетическую безопасность и независимость для многих стран в Европе, которым сейчас приходится полагаться на один источник (энергопоставок) — Россию», — сказал Керри, добавив, что зона свободной торговли также поможет бороться с распространением ядерного оружия и климатическими изменениями.
Стремясь подмять под себя европейский рынок и добиться столь желаемого сокращения поставок российских энергоносителей в Европу, администрация США не перестает убеждать европейцев, что это все делается только и исключительно ради их блага и интересов.
Однако существует мнение, что договор о Транстихоокеанском партнерстве подразумевает не просто торговые соглашения, но и вообще «правила игры» в новом мире. Об этом в частности говорил Валентин Катасонов.
ТТП — это «барьер преференций» для остального мира
Результатом соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), в котором приняли участие 12 стран, стало создание зоны свободной торговли охватом более 1 млрд человек и до 40% мировой торговли.
Участвующие в нем страны получат большие преференции для внутренней торговли. Однако, как отмечает генеральный директор Центра международной торговли Москвы, председатель комитета ТПП по экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов, это соглашение не только о зоне свободной торговли.
«Оно охватывает целый ряд других вопросов, которые характерны для экономических союзов: об обеспечении финансовых услуг, о трудовых ресурсах, о работе с малыми предприятиями, разрешение споров и т. д. Все это не противоречит нормам ВТО, но, безусловно, существенно изменяет условия торговли извне со всеми странами партнерства.
Совокупность таких дополнительных преференций создает то, что мы в ЦМТ назвали „барьером преференций“ для других участников, в том числе и России. У нас обширные торговые связи со странами ТТП.
„Барьер преференций“ приведет к тому, что производимые внутри ТТП товары и услуги станут более конкурентоспособными по цене, чем российские, не имеющие таких преференций в ситуации обнуления таможенных пошлин. Россия не является участником соглашения, так что российские поставщики не смогут получить аналогичные условия».