Глава шестая
Как малютка Торотед попал на распродажу
– Чего сидишь? Бежим, скорее, к ежам! – окликнул малютку Тортоеда пробегавший мимо Заяц. – Сегодня – большая ежиная распродажа.
– Да мне, вроде, ничего не нужно, – сказал малютка. – А того, чего надо, здесь все равно нет.
– Не может быть! Всем надо, а тебе нет? Беги скорее, а то поздно будет, – прокричал Заяц на ходу. – И на меня очередь займи-и-и-и!
Словно какая-то невидимая сила вдруг подхватила малютку, сорвала с пенька и толкнула в колючий малинник, откуда он кубарем выкатился на поляну.
На поляне с важным видом сидел Ёж, вокруг которого были разложены кучки подавленной ягоды, сухих кленовых листьев, хвойных иголок, сморщенных сушёных грибов и прочей лесной мелочи.
– Всё – по пять. Ежиная распродажа… ягодная распродажа… на ежевику – сезонная скидка, – монотонно твердил Ёж. – Сегодня – всем по пять, только в одну лапку.
Вокруг ежиных товаров прыгала нетерпеливая Белка. Она никак не могла определиться с выбором, и от волнения выписывала в воздухе такие кренделя, каких и в цирке не увидишь.
– Что стоишь в стороне? Подходи, приценивайся, – сказал Ёж малютке.
– Мне ничего не надо. Я пришёл для Зайца очередь занять.
– Фух-фух, какие мы добрые, – фыркнул Ёж. – Я и забыл, что ты новенький в лесу. Выбирай первым, пока я добрый. У меня весь товар хороший, с иголочки. Превосходные листочки для постели, хвойные иглы, ароматические травинки, колючки в ассортименте разные…
– Но ведь в лесу под каждым кустом такого добра и даром полным-полно? Зачем же продавать? – удивился малютка.
Он не ожидал, что его вопрос вызовет такую реакцию. Ёж громко фыркнул, сжался в комок и ощетинился всеми своими колючками.
– А ты кто такой, чтобы меня допрашивать? – спросил он сердито. – Инспекция? Проверяющий? Это моё дело, что продавать, а что – дома держать. Думаешь, легко на себе товар носить? Сначала потаскай с моё, а потом распоряжайся.
– Вы меня не поняли, – поспешил успокоить его малютка Тортоед. – Я ведь не против вашей распродажи. Мне просто интересно: зачем?
– Хочешь в долю войти?
Ёж мгновенно развернулся и в упор уставился на малютку своими чёрными глазками-бусинками.
– Что же… Пожалуй, можно попробовать. Я давно ищу себе компаньона. Ко мне Мышь напрашивалась, но мы с ней не сработались. Так и норовит всё, что плохо лежит, в нору утащить, чтобы всех своих родственников обеспечить – и сусликов, и хомяков, и хорьков.
адеюсь, у тебя в лесу нет столько родственников?
– К сожалению, у меня здесь совсем их нет, – вздохнул малютка. – Я даже друга себе никак не могу найти. Почему-то не получается.
– Превосходно! – обрадовался Ёж. – Будешь моим компаньоном.
– А что должен делать… этот… компаньон? – поинтересовался малютка Тортоед.
– Товары подносить, по кучкам раскладывать. Вдвоём у нас с тобой дело быстрее пойдет. Жаль, на тебе иголок нет – ну, да ладно. Мы тебе какую-нибудь тележку приспособим. У меня от Мыши остались носилки из осиновой коры, им до зимы сносу не будет.
– Но я всё-таки главное хочу понять: зачем нужны ежиные распродажи? И почему вы продаете всё по пять, а не по шесть или по семь? – снова спросил малютка.
Он никак не мог успокоиться, пока не получал ответа на свои вопросы.
– Только строго между нами, – прошептал Ёж. – Разумеется, в лесу этого товара хоть пруд пруди. Но наши звери – народ ленивый, они же тебе не какие-нибудь домашние животные. Для себя же самого лень какой-нибудь лечебный мухомор сорвать. А на распродажу – набегаются, потому как развлечение. Видишь, какая очередь собралась, пока мы тут с тобой разговариваем?
Над ежевичной поляной и впрямь низко носились птицы, из-за чего в лесу казалось темно и тревожно, как перед грозой.
Малютке Тортоеду было неловко задерживать такую большую распродажу, но он всё-таки задал Ежу последний вопрос:
– Извините, но почему все-таки даром нельзя раздавать?
– Фу-ты, ну-ты, – в сердцах ругнулся Ёж. – Что тут непонятного? Один продает, другой покупает. По пять – потому что они все только до пяти, по лапкам считать умеют. На каждый коготок что-нибудь подцепят – и привет! Надеюсь, больше нет вопросов?
– Только один. Чем они с вами расплачиваются?
– Как это – чем? Уважением. Самая ходовая в лесу монета, у нас без неё не проживёшь. Мы, как-никак, хищники маленькие, хоть и с колючками. И наступить ненароком кто-то может, и зимой потревожить. Вот и приходится всё время шебуршиться, менять иголки и шило на мыло, продавать все, что плохо лежит, лишь бы купить себе уважение сильных леса сего. Ну, что, согласен на мое деловое предложение?
– Мне бы сначала друга найти, – сказал малютка Тортоед. – А уважение я лучше как-нибудь еще заслужу.
– Фух, только время с тобой даром потерял.
Ёж взмахнул в воздухе красным кленовым листом и крикнул:
– Налетай, подешевело!
И тут же на поляне только пух и перья во все стороны полетели, знаменуя начало большой ежиной распродажи.
Так малютка Тортоед остался без удачных покупок.