Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Одно из семи чудес света в Античном мире. По мнению древнегреческих авторов, это был просто огромный сад в виде каскада, несколько террас. Археологи не нашли никаких подтверждений их существования. Возможно, это всего лишь древняя легенда. Другие историки считают, что эти сады были не в Вавилоне, а в городе Ниневия. В любом случае, ничего в этих садах не висело: это была своего рода цветочная башня. Сады, разбиты по принципу каскада, несколько террас. Никто не знает, насколько они влияли на воздух в древнем Вавилоне. Никто уже не сможет рассказать, каким благоуханием этот сад наполнял древний Вавилон, и что за деревья и цветы там произрастали.
В разных городах мира парков существует немало. В Лондонском Кью Гарденс автор прогуливался в середине восьмидесятых прошлого века. Британцы, захватывавшие колонии на всех континентах, старались привозить из них самые разнообразные растения: от огромных деревьев, до небольших кустиков и цветов. Климат на разных континентах был разный, однако, эти деревья и цветы в Англии растут. А Британская империя давно уже распалась, но Кью Гарденс продолжает удивлять людей.
Но парк этот огромен: до него добираться из центра Лондона, это целый день терять. Как на посещение большинства ботанических садов в разных городах Европы. Все они существуют очень давно: ничего нового. И замечательно.
Спасение в каменных джунглях
Но каменные джунгли больших городов это тоже реальность. Бесконечные ряды типовых каменных коробок. Ехать от них многие километры до леса или ботанического сада, чтобы вдохнуть свежего воздуха и ощутить аромат цветов?!
Люди должны дышать здесь и сейчас. Каждая слобода, которую в советские времена стали называть «микрорайоном». Каждый микрорайон каждого города каждой области России должен иметь свободный доступ к источнику свежего кислорода, аромату садов и цветников. Население наших городов должно иметь право дышать не только парами бензина.
Но ведь скверы существуют во всех городах, зачем ломиться в открытую дверь?
И в этих городских скверах растут рододендроны, сибирские кедры, сосны, морозостойкий эвкалипт, цветущие магнолии, сакура, японская айва? Ведь пересадкой взрослых деревьев занимался еще Петр первый. Почему сегодня невозможно выкопать пятидесятилетний сибирский кедр и посадить его в Москве или в. Санкт Петербурге? В городских скверах устроены розарии с разными сортами роз?
Ведь существует огромное количество видов растений, которые могут существовать и цвести в климате разных областей нашей страны. И выяснить это сегодня совсем не сложно: стоит лишь озаботиться этим вопросом. Прежде всего, на уровне местных властей. И подобный сквер может быть небольшим, хоть десять квадратных метров.
Поют ли там русские соловьи? Они поют лишь там, где водятся. Не только в Курске. Пытались ли их разводить в тех местах, где прежде соловьиные трели не слышали?
Естественно, на уровне каждой слободы, каждого города, каждой области, этот вопрос решается индивидуально. Какие деревья и цветы могут расти в этом климате и на этой почве. Корневая система деревьев не должна повредить городским коммуникациям.
Нельзя выращивать кукурузу за Полярным кругом: времена Хрущева давно прошли.
Советская гигантомания здесь противопоказана. Равно, как и советская стандартизация.
При Сталине в огромном количестве сажали черные тополя: быстро растут. А потом тополиный пух вызывает ужас у аллергиков, а дворовые мальчишки азартно поджигают кучи этого пуха. Горит как порох.
Но почему вместо черных тополей нельзя сажать магнолии или кедры? Причем, выкопав их в тайге и привезя в большие города. Не нужно ждать десятилетия пока они вырастут. А древесину черных тополей пустить на целлюлозу: она годится только на бумагу и картон.
Выкорчевать черный тополь и посадить на его месте магнолию или сакуру. В городских скверах должно царить РАЗНООБРАЗИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ. Совковая стандартизация здесь губительна.
Здесь должны расти те деревья и цветы, которые объективно полезны для очистки воздуха в данной слободе, данного конкретного города данной области или края. Те, что могут выжить в данном климате на данной почве. И пережить зиму в данном конкретном регионе.
Цветочная башня есть название условное. Висячие сады Семирамиды тоже не были висячими.
Отдых от повседневных забот
«Да, но у многих людей аллергия на цветочную пыльцу. Многие деревья и цветы не могут расти в нашем климате. Скверы и парки и так есть в каждом городе. Подобные цветочные башни займут слишком много места, пригодного для жилищной застройки. Соловьи живут там, где хотят, в климатических условиях многих городов они просто не выживут: погибнут или улетят».
Аллергией на тополиный пух страдает гораздо большее количество людей, нежели те, что страдают аллергией на цветочную пыльцу. И что, теперь из-за этого все тополя в городах вырубать? Места подобная цветочная башня может занимать совсем немного. Разведением соловьев в городской черте должны заниматься специалисты: во многих городах это вполне реально. За каждой подобной цветочной башней должен быть закреплен садовник, который и должен заниматься посадкой и уходом за деревьями и цветами: этим должны озаботиться местные власти. Изначально все зависит от качественного исследования почвы и климата в каждом городе. Все начинается с разведки. И здесь огромную роль должны сыграть работники ботанических садов, существующих во всех больших городах: они знают точно, что в каком городе может расти, а что нет.
Что это даст и когда?
Если население наших городов сможет спастись из каменных джунглей это даст эффект довольно быстро. Достаточно представить себе, что в дворе-колодце или вместо заброшенной хозяйственной постройки через год-другой появляется розарий, рододендроны, сакура, магнолии, кедр и цветущая айва. И люди, живущие в соседних домах, станут не хмуро пробегать до своего подъезда, а, не спеша прогуливаться, с наслаждением вдыхая аромат цветов и деревьев. Если условия позволяют, то можно в таком сквере поставить скамейки, а если есть возможность, то и открыть фонтан. В некоторых скверах можно поставить небольшой памятник кому-либо из знаменитых людей этой местности. Все зависит от конкретных условий этого места. В масштабах всей страны это благотворно повлияет на общее здоровье нашего народа. Владельцы кафе и ресторанов будут стремиться открывать свои заведения неподалеку от таких цветочных башен: для них выгода будет прямая. А если в таких скверах еще и будут петь русские соловьи, это будет лучшим средством от депрессий и усталости.
Должны эти цветочные башни быть огорожены или нет? Зависит от конкретных условий данного места. В любом случае, такая цветочная башня должна быть источником свежего воздуха и аромата цветов. Должна ли подобная башня располагаться на возвышенности, в форме каскада? Зависит от конкретных условий. Фруктовые деревья здесь не нужны: фрукты будут накапливать в себе в условиях загрязненности воздуха в городах, слишком много вредных для человека веществ. Для многих растений загрязненный воздух больших городов, в отличие от людей, просто благотворен. Нужно лишь правильно подбирать растения для подобных цветочных башен.
Общее состояние людей, живущих поблизости от подобных скверов, несомненно, улучшится. А в масштабах всей страны увеличится и продолжительность жизни нашего народа, и его общее состояние здоровья.
Ломиться в открытую дверь ни к чему: скверы есть везде. Но насколько они похожи на цветочную башню?