Беседа с игуменом Лонгином (Чернухой) и психологом Анастасией Бондарук.
«Я очень хотел поступить в институт. Перед поступлением я усиленно молился, выполнял утреннее правило, читал Евангелие и Псалтирь. Раньше я не был так исполнителен. Я спросил себя: «Почему я стал делать это только сейчас?» И когда я понял себя, я ужаснулся. Оказалось, я делал это, потому, что был уверен, что Бог может мне отомстить. Я понял, что в моем понимании живет не тот Бог, о Котором пишет Евангелие, а какой-то языческий божок – злобный, мелкий и мстительный. Который только и ждет, когда я ошибусь, чтобы стукнуть меня по голове. Я в смятении. Как так получилось. Ведь я причащаюсь каждый месяц, у меня есть духовник, церковное послушание. И как мне теперь найти Бога?»
Эту историю мы попросили прокомментировать игумена Лонгина и психолога Анастасию Бондарук:
Игумен Лонгин
- Я думаю, что в этой истории не все так трагично, как может показаться на первый взгляд. Положительным есть уже тот факт, что автор письма в какой-то момент своей жизни осознал, что без Бога ему не справиться с жизненными трудностями. Он обратился к Богу за помощью. Это уже большой успех в духовной жизни, тем более, если ранее человек не получал духовного воспитания и жил сам по себе. Однако это лишь зачаток религиозного чувства, которое должно развиваться, и перерасти страх раба (страх наказания) или расчет наемника (быть хорошим ради награды), чтобы достичь совершенства в сыновней любви. Останавливаться на первом этапе опасно — в страхе нет любви. Это может привести к унынию и отчаянию. Очевидно, в жизни этого молодого человека настал как раз тот период духовного взросления, когда он сумел глубже рассмотреть свое внутреннее состояние. И это не означает, что он потерял Бога, а скорее, наоборот — приблизился к Нему еще более. И здесь важно поверить, довериться Евангелию, которое учит, что Бог есть Любовь, Милосердие, Терпение, Радость, Свет… Надо также запастись терпением, понимая, что путь Богопознания, путь восстановления утраченного после грехопадения Богообщения, долгий и непростой. Но дорогу осилит идущий.
Психолог Анастасия Бондарук
- Батюшка, вы очень четко подчеркнули, что в ситуации описанной молодым человеком, есть положительного. И это есть шаг поддержки по отношению к человеку. Это очень необходимый и важный шаг. Вы показали, что можно из предыдущего опыта взять с собой. В то же время вы указали, куда ему двигаться дальше, указали ему выход. Мне же придется обратить внимание на то, от чего, в этом жизненном опыте нужно будет отказаться. Основной конфликт в этой ситуации в том, что молодой человек не просто ждал, что Бог его может наказать (проблема не в этом), он думал о Нем неверно. Думал, что Бог – сам по себе мстительный и злой. Это грех Евы, которая поверила словам змия о том, что Бог, якобы не хочет, чтобы Адам и Ева стали как боги. Вспоминаю слова митр. Амфилохия (Радовича) о том, что ложная идея о Боге есть и цель и суть сатанинского обмана. И с падением самого человека пало и его представление о Боге, которое может быть восстановлено. Но мне хочется привести еще кое-что из митр. Амфилохия, но уже цитату, т.к. это очень серьезные слова: «Нередко в христианской практике злоупотреблялась, уродовалась идея Небесного отцовства. Много легче было использовать Бога как инструмент насилия над другими, превратить Его в земной авторитет, окутанный плащом устрашающей таинственности метафизических размеров …». Мы сталкиваемся с такими ситуациями, но полностью не осознаем, не анализируем, что же происходит и поэтому «глотаем в себя» ложные представления о Боге. Насилие такого рода встречается и в целых исторических эпохах и просто в родительских замечаниях: «Бог тебя накажет». Маленькому ребенку можно сказать: «Ты расстраиваешь Бога. А ведь Он так любит тебя». Не надо упрощать отношения Бога и человека и сводить их только к «кнуту и прянику».
Действительно важно, что молодой человек сам смог понять, что его представление о Боге не верны. И вместо разочарования в Боге, снова хочет искать Его? Мне кажется, это говорит о том, что у него уже есть некоторый духовный опыт Богообщения, который позволяет ему искать выход, а не полностью уйти в смятение. Это так же говорит о том, что в природе человека заложена жажда истинного Бога и он протестует против ложного. Как вы думаете, батюшка?
Игумен Лонгин
- Безусловно, если бы Господь изначально не заложил в человека возможность определять и сердцем и умом, что есть добро, а что — зло, что истинно, а что ложно, то человек совершенно бы заблудился в поисках смысла жизни. Кроме того человек может сравнивать свой духовный опыт с опытом Церкви: какая разница между понятиями "мой Бог" и" наш Бог"? В общежитии мы познаем друг друга, познаем себя, познаем и Бога, перенимая духовный опыт тех, кто достиг святости и единения с Богом. В то же время мне вспоминаются слова апостола Павла из послания к Титу: для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого... (Тит 1, 15). Многое зависит от того, насколько человек честен перед самим собой. Если на совести неспокойно и при этом отсутствует покаяние, человек начинает прятаться от Бога, Он ему страшен. Зло, живущее в человеке, искажает представление о Боге. Бог ложно интерпретируется человеком согласно его греховному состоянию.
Психолог
Да, действительно. Не могу не провести параллели к психологии. Сразу вспоминаю о проекции. В переводе с языка психологов проекция – это когда я что-то принадлежащее моему внутреннему миру переношу на внешние объекты. Это могут быть ценности, чувства, желания, особенности восприятия.
Одна женщина рассказывала мне историю, как еще в советское время работала на складе.
И заведующая склада все время подозревала своих сотрудников в воровстве. Контролировала, проверяла: атмосфера была ужасная. Потом оказалось, что она сама замешана в «хищении в особо крупных размерах».
Дополняя, ваши батюшка, слова, хочется сказать, святые отцы писали, что человек судит о Боге по самому себе. Т.е. если человек сам живет по закону «с волками жить – по волчьи выть» он того же ждет от Бога. Не любви, мало верит в прощение и милость, а ждет, так сказать, разборок.
Так же часто мы проецируем на Отца Небесного образ земного отца. Если родители ребенка дарили ему любовь, а наказание было мудрым и справедливым, а главное понятным ребенку. Если не оберегали его от всех трудностей, а давали возможность самому их преодолевать, давали право на ошибку, и в то же время всегда были рядом. То для человека естественна вера в Божью любовь и он знает как воспринимать трудности на своем пути. Если же отец ребенка был очень контролирующий и как это часто бывает, выливающий на ребенка свое раздражение и обиду. Не дающий шагу ступить самостоятельно, то тогда за малые проступки ребенок ждет больших неприятностей. Такие люди очень педантичны, но не из-за любви к Богу, а из-за того, что за любую оплошность ждут, как наш герой, мести богов. И в то же время, сталкиваясь даже с малыми скорбями, жалеют себя и обижаются на Бога. Ведь они не приучены бороться с трудностями.
Но для того чтобы наше рассмотрение вопроса было полным, надо еще поговорить и о том, что же такое истинный страх Божий и откуда и для чего берутся скорби на пути христианина. Можно ли считать это Божьим наказанием? Я думаю здесь лучше послушать мнение духовного лица.
Игумен Лонгин
Апостол Павел сам проводит параллель между наказанием ребенка отцом и человека Богом: "Кого Бог любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны…" (Евр.12, 6). Я думаю, с этой цитаты мы продолжим нашу беседу в следующий раз.
«Церковная православная газета»