Вы здесь

Добавить комментарий

безликость появляется там, где маска не просто надевается сообразно обстоятельствам, а врастает в лицо и становится его заменой

Любая маска - замена лица, маска - это псевдолицо. Она не позволяет проявиться лицу. Где есть маска, там нет лица. Лицо - это заданность, мы не получаем изначально себе лицо, только «полуфабрикат». Мы должны взращивать в себе те качества, которые формируют лицо, данные нам в зачатке, а для этого в нём должна быть необходимость. напряжение необходимости. Маска снимает напряжение, лишает необходимости.

Ключик к пониманию этой проблемы, на мой взгляд, - корысть. Именно корыстное отношение к миру, к другим людям развивает маску вместо лица. И корысть бывает разная. Но лицо - это всегда некорыстность. Лицо развивает тот, кто жаждет истины, Бога (не обязательно называя эти слова), а не выгод для себя. Лицо дано для общения с Богом. Оно формируется, развивается при работе «правильных мышц души». Какие  «мышцы» работают, те и развиваются.

Когда же из любви к ближнему лицо прикрывает от ближнего какие-то свои качества, то не формируется маска вместо лица, но лицо. Ибо не корысть (в самом широком смысле) движет человеком. Важно на что направлен человек, к чему устремлён, чего жаждет.

Можно сказать, что лицо - это полулик, недолик (а мы стремимся обрести лик). Лик обретает человек, собрав всё своё в «лицо» в полноте лика. Человек - это становление, процесс, и в его «начале» уже содержится «конец». Если «конца» нет в начале, не будет и в конце (семя сильно отличается от того растения, котрое из него разовьется, но из семени сорняка не вырастет пшеница, потому что в семени уже содержится то, что вырастет потом).

Неверное направление развития индивида формирует вместо лица маску. Семя лика, которое мы должны взращивать в лице, - не развивается, когда для этого нет условий.

Мы в пути, но важно куда и зачем мы идём. Об этом как раз и цитатка от митр. Антония.

Если человек не развивает в себе подлинную личность, то даже профессия(функция) формирует в нём псевдоличность, маску. И это - ужасно (вспомним  туалетного работника из моего эссе «Быть человеком»). Человек с лицом - всегда человек. И лицо всегда устремлено к лику. Как только это условие исчезает, лицо начинает распадаться.

Одно счастье: семя Христово в человеке - неуничтожимо, потому всегда можно обратиться на путь подлинного становления через покаяние. Хотя, человек часто отсекает сам себе все пути ко Христу в себе.

СпасиБо, Аллочка rainbow