«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», — именно этим наблюдением Александра Сергеевича Пушкина руководствовался профессор Александр Николаевич Ужанков, изучая мир русской сказки, в который приглашает нас в цикле бесед «Евангельские основы русской сказки» на радио «Радонеж».
Кто из нас не помнит «Репку», «Курочку Рябу», «Колобок»! Но оказывается, за внешне простым сюжетом кроется глубокая символичность и поучительность, аллюзии на библейский текст.
Часть 1 (длительность 26 минут)
Так «Курочка Ряба» — самая непостижимая для рационального восприятия сказка. Все начинается с того, что курочка Ряба снесла деду и бабе не простое яичко, а золотое. Со сказочной точки зрения в этом ничего удивительного нет. Но дед и баба не испытывают ни радости по этому поводу, ни благоговения перед золотым яйцом, напротив, они тщетно пытаются его разбить. Дальше больше: что не смогли сделать старики, легко удается мышке: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Вот тут-то, казалось бы, и порадоваться деду и бабе — дело сделано, ан нет: «Плачет дед, плачет баба, а курочка их утешает».
Не только иностранных, но и многих русских рационалистов-фольклористов столь алогичный конец сказки поставил в тупик до такой степени, что ими была выдвинута версия, по которой яйцо вначале было простым, но дед и баба не могли его разбить, что удалось мышке, и тогда курочка, утешая их, посулила снести золотое яичко. О чем же на самом деле эта и другие сказки?
Часть 2 (длительность 21 минута)
«Какое счастье принадлежать к своему народу, прислушиваться к его душе, упиваться его сказками и их толковать! В сказках содержится детство русской души, вопрошающей и размышляющей о смысле жизни; о путях добра и зла. В них начало формирования национального мироощущения и выражения жизни. Просты и глубоки русские сказки, молоды, как внимающее им дитя, древни, как сказывающая их прабабка». Так отзывался об этом жанре фольклора философ Иван Ильин. А.Н. Ужанков предлагает слушателям вместе поразмышлять над сказками «Колобок» и «Емеля». По его убеждению, это почти евангельская «Притча о блудном сыне» в изложении для дошкольников. Да и для взрослых они будут поучительны.
Часть 3 (длительность 37 минут)
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» знаком всем, как и ставшее крылатым выражение «остаться у разбитого корыта». Но лишь внимательный к каждой детали, к каждому пушкинскому слову читатель, увидит за волшебным сюжетом подлинно евангельский смысл событий.