Кину и я свою гранату...
Столько отзывов, что мимо не пройти.
Человек идет на преступление под воздействием внешних обстоятельств. Близкие люди, прямо или косвенно, вынуждают совершить его нечто противное ему органически. Он преступает свое представление о чести и достоинстве, о грехе (хотя из рассказа не ясно, что герой знаком с этим понятием, но тем не менее), преступает себя. Он совершает преступление впервые (как я понимаю), впервые соприкасаясь с реальным ощущением совершенной низости («преступление всегда низко» А. Кристи), получает за это свое дело вознаграждение и легко с ним расстается.
Думаю, что все это похоже на правду, другое дело – что там у нас в остатке.
По моему ощущению герой глубоко несчастен по причине своей социальной нереализованности; тут и работа на складе, куда идут либо по не способности работать на других, более высокооплачиваемых работах, либо с намерением «приработка», есть такая народная «мудрость» - «На заводе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь» (вариантов того, что человек может быть кладовщиком по призванию я, честно говоря, не встречал); тут и не благополучная семейная жизнь – жена, обманувшаяся в своем избраннике, дочь о которой из рассказа известно, только то, что ходить в кроссовках она не будет и которая, скорее всего не в восторге от своего отца. В общем, не весело.
И финал вполне реальный, даже предсказуемый. Другое дело, что в нем нет Поступка (как мне кажется). Герой избавляется от денег при первой возможности, в немалой степени от того что они, эти ворованные деньги, вполне реально «жгут» ладонь. Непрофессиональные (или полупрофессиональные) заводские воры или по старому советскому определению «несуны» достаточно легко расстаются с наворованными деньгами, не потому, что они (деньги) легко им достаются, а потому, что эти деньги, как верно заметил Сергей, жгут. Вот и у героя рассказа мотив поступка в финале, как мне видится, это попытка оправдаться. Вполне может быть честная и искренняя. Другое дело, что этот поступок не может принести облегчения, потому что нет возврата героя к первоначальному состоянию, нет преодоления себя, такого преодоления как в начале рассказа, только с наибольшим усилием. Есть старая, еще дореволюционная воровская поговорка: «Вход рупь, выход три», т.е. войти в сообщество воров нелегко, но выйти из него в три раза труднее.
Мне кажется (это только мое, непофессиональное мнение), что настоящий поступок у героя впереди – дома, в семье. Надо чтобы молот, который все время бил его на наковальне сломался, тогда глядишь все и образумится.
Вообще такие вещи, рассказы о самых бытовых ситуациях очень важны. Ведь на самом деле тысячи людей в призоводских поселках и городках ежедневно (а сейчас особенно, почти как в 90-е годы) встают перед тем, что жить своим трудом практически невозможно (зарплата низкая, долги высокие, нет возможности получить образование, нет работы и т.д.) и такое вынужденное воровство ломает характеры и судьбы.
Спасибо
Алексей Горбунов, 04/04/2009 - 14:13