Ответы известного православного богослова, профессора Московской духовной Академии
— Есть ли возможность противопоставить западной религиозной агитации нашу пропаганду Православия — и на законодательном уровне, и другими путями?
— Вы понимаете, что законодательные возможности исчерпываются рамками церковного священноначалия при их контактах с власть имущими. Далеко не всегда эти контакты оказывают должное воздействие. Вот чем исчерпываются наши возможности юридические. В отношении же того, что вообще можно сделать, я не вижу никакого другого средства, кроме того, чтобы показать, что такое Православие на самом деле. Если человек увидит
-Почему русский народ так быстро забыл свою христианскую традицию, историю? Где результат
— Я бы не согласился с такой постановкой вопроса. Вовсе не быстро! Этот процесс шел столетия, он уже давно начался. Противоборство между двумя путями жизни идет постоянно. Особенно сильно, в масштабах всего государства, этот процесс противостояния начался в XVII веке, и таким решительным моментом была, конечно, фигура Петра. Недаром его называют «первым большевиком». При нем началось такое издевательство, такие насмешки над Церковью! Кто немножко знает историю, тот должен помнить, во что превратилась политика российских императоров по отношению к Церкви: издевательства, порабощение, введение синодального правления. Во главе Синода ставился офицер, который часто являлся неправославным — лютеранином, квакером, или вообще ни во что не верил. Этот процесс разрушал сначала элиту — аристократию и дворянство, затем начал спускаться вниз, коснулся нашего народа. Были произведены соответствующие реформы, которые именно благодаря деградации церковной жизни, оскудению монашества привели к революции
— Какие критерии предъявляет Православная Церковь к искусству? Имеет ли право называться искусством деятельность, не выражающая заповеди христианства?
— Православие для нашего времени тем особенно актуально, что оно сохраняет критерии в оценке того, что есть добро и что есть зло. Сейчас все перемешано. Люди не знают, что такое хорошо и что такое плохо. Это дьявольщина
— Реальна ли темная духовность, злой дух?
— Если мы признаем возможность деградации духовного состояния в человеке, то, следовательно, мы должны признать и реальность, возможность темного духовного состояния. Человек может превратиться не только в величайшего святого, но и в сатану. Вот вам темная духовность. Это та реальность, от которой никуда не денешься и которая все чаще нам встречается.
— В чем разница между комплексом неполноценности и христианским смирением?
— Комплекс неполноценности заключается в том, что человек постоянно ощущает себя неспособным сделать