Неизвестные рукописи, письма, рисунки, черновики — десятки папок авторства Аркадия и Бориса Стругацких оказались в опасности. Архив хранится у издателей в Донецке, но из-за военной обстановки его решено было переправить наследникам в Петербург. Однако сделать это оказалось не так-то просто.
Рукописи писателей-фантастов издатель Светлана Бондаренко перевезла в Донецк еще в 90-е годы. Тогда возникла идея выпустить сборник произведений Стругацких в авторских вариантах. Когда собрания сочинений наконец были подготовлены и одобрены писателями, архив решили вернуть в Петербург. Но сделать это не удалось.
«Когда Светлана предложила Борису Натановичу забрать архив обратно, он сослался на то, что в доме ремонт и попросил подержать архив в Донецке. А тут созрел еще один замысел — выпустить дополнительные тома черновиков, писем, ранних вариантов произведений. Таким образом, вместо того, чтобы отдать папки, Света привезла еще десяток», — рассказывает доцент Донецкого национального технического университета и по совместительству писатель-фантаст Владислав Русанов.
Именно у него с момента начала военных действий хранится архив Стругацких. Сама Светлана Бондаренко живет на десятом этаже. Представив, что в ее квартиру попадет снаряд, она поняла — спасти рукописи не будет никакой возможности. В результате пятьдесят килограммов ценных бумаг упаковали в пленку и спрятали в большом подвале у родственников Русанова. Но, как оказалось, и это не самый надежный вариант.
«Так получилось, что при январских обстрелах снаряды стали залетать в тот район, где стоит дом с подвалом. Поэтому мы и забили тревогу», — говорит Русанов.
С российской стороны возвращением рукописей занимается Фонд братьев Стругацких. По словам его директора Сергея Арно, существует серьезная сложность — перевозка архива через границу. Представители фонда уже написали несколько ходатайств к различным ведомствам, так как не исключают, что помощь, в том числе и федерального уровня, может понадобиться. «Хотелось бы сделать все как положено, чтобы этот необычный груз не сочли контрабандой», комментируют в фонде.
На сегодняшний день архив все еще в Донецке, и никакой определенности нет. Хранители отмечают: если вывезти бумаги в Петербург не удастся, их будут прятать до последнего. Пока война не закончится. А когда наступит какая-то определенность и территория получит статус, можно будет вернуть все в Петербург.
«Сейчас главное, суметь сберечь архив и не утерять его», — говорит Русанов.
Андрей Стругацкий, сын Бориса Стругацкого:
«Как я понимаю, большая часть архива — различная переписка братьев Стругацких, личная и деловая. Поэтому, как мне ни жалко, надеяться на публикацию каких-то неизданных вещей не стоит: все повести давным-давно изданы-переизданы много раз! Где будут после храниться архивы, не столь важно. Необходимо их вывезти из малопрогнозируемого Донецкого региона. Но если уж говорить об этом, то храниться они будут, по-видимому, в квартире моих покойных родителей, где им самое место. В идеале в этой квартире неплохо бы устроить что-то вроде музея, но это вряд ли получится, поскольку время от времени мне с женой там приходится жить».