Это - одно из ключевых положений
Вы попали в точку, уважаемая Светлана Анатольевна! В этом - суть некоей концепции, которой я стараюсь придерживаться. А именно: человек, приходящий к вере, должен знать, куда он и идет, и кого и что он должен там встретить. В этом смысле люди, вроде меня, за неимением книг церковных узнававшие о ней из книг атеистических, получили своеобразную "прививку". Ведь самые сильные по степени воздействия на читателя, пожалуй, не те книги, где "научно" доказывается, будто Бога нет. Бог есть, и это знает каждый, имевший в жизни опыт встречи с Ним. А вот книги, где описывается жизнь верующих, причем исключительно негативно... Такие книги во оны времена издавались, и особенно преуспели в их написании небезызвестные рененаты, бывшие священники: А. А. Осипов, А Чертков, П. Дарманский, и прочая. Пожалуй, самая безобидная из них - "Очерки современной бурсы" А. Черткова. Возможно, это объясняет последующее покаяние и возвращение в Церковь ее автора... по словам Розанова, "под вечер (своей жизни) вернувшегося к Богу".
Вот это все и было мною в свое время прочитано. А кое-что потом и увидено воочию. И, тем не менее, верующей я осталась. Потому что знала из тех книжек: все это есть, и это все - людское. Но сделала некие выводы... И поэтому мои православные герои часто оказываются, можно сказать, "плохими". Но тут непременно следует объяснение - почему. А все потому же: гордыня, восприятие Бога, как некоей золотой рыбки, исполняющей желания. А то и хуже: в рассказе про крестного отца... Или так, как об этом написал Диккенс (посмотрите, эти слова я привела эпиграфом к рассказу "Блудный сын") - верующие видят Бога сквозь призму своих страстей... и так Его и проповедуют. А главное - Бог ставит всех на место. В очередной раз спутывает карты Жоха, обнаруживает духовную немощь Нины и подлость Ефима Гольдберга... бдит и наводит порядок.
Я считаю, что писатель-миссионер не должен писать о верующих исключительно позитивно. Скорее, показать: есть истинно верующие, а есть и преловутая лжебратия. А большинство из нас пребывает где-то между...
Хотела вставить такой кусок. Но то была бы самореклама. Не стоит.
А финальная поговорчка - из Даля. И верна, как верно любое мудрое народное слово. Обращение к Богу после прочтения "Мастера и Маргариты" - нередкое явление. Да у каждого из нас такая книга-мисиионер была своя. Подобранная для каждого из нас не человеком - Богом Всеведущим.
С Вербным Воскресеньем Вас! Вот и Пасха грядет!
Монахиня Евфимия Пащенко, 05/04/2015 - 08:26