Я нуждаюсь в тебе, чтобы быть самим собой
Я свободен, только если я — prosopon, это греческое слово, которое переводится как «личность», буквально значит «лицо», — только если я поворачиваюсь к другим людям, смотрю им в глаза и открываю им свои глаза. Отвернуться, отказаться от соучастия значит отвергнуть свободу.
Здесь наше понимание свободы тесно соприкасается с христианской доктриной Бога. Мы, христиане, верим в Бога, который не просто един, но един в трёх Лицах. Божественный образ в нас является именно образом Троичного Бога. Бог, наш Создатель и Первообраз, — не просто одна личность, самодостаточная и любящая лишь самое себя, Он — koinonia, или общность трёх Лиц, обитающих друг в друге посредством вечного движения взаимной любви. Из этого следует, что Божественный образ внутри нас, нетварный образ нашей свободы — это «реляционный» образ, проявляющийся через общение, взаимопроникновение. Сказать «я свободен, поскольку я сотворён по образу Бога» — то же самое, что сказать «я нуждаюсь в тебе, чтобы быть самим собой». Подлинная личность проявляется только во взаимном общении по крайней мере двух личностей, и подлинная свобода существует лишь тогда, когда по крайней мере двое соучаствуют в свободе друг друга.
И это первое, что мы узнаём про свободу на примере Марии. Необходимо общение, открытость другим людям, незащищённость. Невозможно быть свободным без риска, без полного опасностей приключения разделённой любви.
Светлана Коппел-Ковтун, 12/03/2013 - 10:45