Памяти Александра Дятлова
Информационное пространство, которое мы называем «православным интернетом», значит очень много: это и миссия, и просвещение, и проповедь. Новые технологии с легкостью позволяют «побывать» в Иерусалиме и на Афоне, познакомиться с духовной литературой и объединить православных по всему миру.
Недавно ушел из жизни Александр Дятлов,
* * *
— Отец Максим, какими были первые проекты Александра Дятлова, и какую роль они сыграли в становлении и развитии центра «Жизнь»?
— Году в 1995, когда еще интернет и прочие компьютерные технологии были почти не развиты, Александр стал добровольным помощником центра «Жизнь». Он начал нас консультировать по техническим вопросам, помогать и очень быстро наладил полноценную работу целого офиса.
Помимо того, что он был настоящим профессионалом своего дела, он еще обладал острым умом и развитой интуицией, поэтому сразу же начал внедрять новые проекты, которые оказались очень перспективными. Без преувеличения, тот «информационный бум», то «взрывное» развитие православного интернета, которое мы могли наблюдать, во многом связаны именно с его деятельностью.
Сейчас это очень трудно уже представить, но тогда и интернет, и электронная почта, и даже принтеры и ризографы были совсем в новинку, очень немногие могли грамотно использовать эти «блага цивилизации», а уж в православной среде вообще мало кто догадывался, что есть такие возможности. Наш центр стал первой православной организацией, которая начала распространять миссионерскую информацию на лазерных дисках и использовать почтовые рассылки по интернету. Причем это был не спам, а именно рассылки по подписке — Александр всю жизнь, сколько его помню, спам очень не любил… Помогал он центру и техникой.
Вообще можно сказать, что, не имея такой мощной поддержки современных технологий, наше дело защиты нерожденных детей не смогло бы в принципе развиваться, а благодаря таланту и добродетели Александра мы стали общероссийским движением. Все думали, что за нами стоят огромные денежные средства и человеческие ресурсы, но на самом деле мы стали тем, кем стали, во многом благодаря трудам всего одного человека.
О центре «Жизнь» быстро узнали в регионах, затем мы получили поддержку и за рубежом, так как Александр хорошо владел английским языком. У нас был свой англоязычный сайт. А зарубежный опыт очень важен в борьбе против абортов, ведь там начали движение в защиту жизни гораздо раньше, чем мы, и выработали ценные методы, которые, благодаря общению с коллегами, мы смогли применить и в России.
— Откуда исходила инициатива такого активного применения в Русской Церкви новых технологий — сверху или снизу?
— Это была, скорее, «народная» инициатива; возможности интернета долго недооценивали. В
— Какие проекты Александра имели значение для всего православного сообщества?
— Их было много. Например, им был создан сервер ortodoxy.ru с бесплатным хостингом. Это была новая возможность, совершенно уникальная: любая епархия, любой приход или православная общественная организация могла (и могут сейчас!) открыть на этом сервере аккаунт, получить свою страницу в интернете. Обслуживать такой сервер достаточно сложно, но Александр долго справлялся практически в одиночку, потом у него появились помощники, но возглавлял его он сам. Несколько сотен сайтов там располагается до сих пор, и все прекрасно работает. Также он поддерживал независимую службу электронной почты.
Он был создателем
Александр также активно участвовал в создании известного ресурса Христианство.ру — глобального каталога ссылок и православной поисковой сети. Технически проекты были выполнены безукоризненно.
Еще есть проект orthomedia.ru — хранилище видео- и аудиоинформации, лекций, фильмов, ведь мультимедийная составляющая сейчас стала чрезвычайно важна для пользователя, и православные
Главное, что хотелось бы отметить: все эти проекты опережали время, учитывали развитие современных технологий на несколько лет вперед.
— Со временем число специалистов в
— Вокруг Александра со временем сплотилась команда профессионалов. Многие коллеги за советом обращались к Саше и получали быструю и квалифицированную помощь от него. Постепенно он стал своего рода «мозговым центром» для всего сообщества православных
Нужно еще учитывать, что
И еще: Александр все делал безвозмездно, да и не только безвозмездно, но и вкладывал свои средства. Он хороший специалист, его труд хорошо оплачивался на светской работе, и он имел возможность много времени посвящать бесплатным православным проектам.
— Какими личностными качествами должен был обладать человек, который занимался таким подвижническим трудом? Каким запомнился вам Александр?
— Александр принадлежал к числу людей думающих, поэтому он видел, какие возможности Церкви дает интернет и прочие новые технологии. Он болел сердцем за свою веру, за свою культуру, за свое дело. Не секрет, что многие опасались инноваций в церковной сфере — и удалось разрушить эти стереотипы. Это было очень важно в тот момент, так как иначе православные могли бы очень скоро оказаться в положении американских индейцев, которые хоть и хранили свои традиции и были сильны духом, но были совершенно беспомощны, столкнувшись с современной цивилизацией. Кроме того, огромная опасность для россиян исходила от разных деструктивных сил, которые первыми стали осваивать просторы рунета.
При этом, обладая колоссальным авторитетом, Александр был очень скромен, многие дела его оставались «в тени» — он не был публичной персоной. Эта скромность граничила с жертвенностью: не замечал за ним, например, корысти или тщеславия.
Общение с людьми — это всегда конфликты. Саша обладал
Он стремился жить активно в мире, и, наверное, поэтому его недолгий жизненный путь был таким ярким.
Его уход стал большим потрясением для всех. Причем Саша, несмотря на то, что в последние годы болел и уже почти не вставал с постели, оптимистично
— Чему пример жизни Александра Дятлова может научить нас, тех, кто пользуется плодами его труда?
— Каждый день он выполнял заповедь: «Блаженнее давать, чем принимать». И при этом жил очень активной и современной жизнью. Несмотря на то, что занимался интернетом, предпочитал общаться с друзьями в реальности. Вообще он был очень общительным. И, как оказалось, очень стойким: не жаловался и не впадал в уныние, хотя тяжело болел перед кончиной. Это был действительно чистый человек, общение с которым заставляло окружающих, в том числе и меня, подтянуться и становиться в
С протоиереем Максимом Обуховым беседовала Антонина Мага