Вы здесь

Добавить комментарий

Мария Коробова

Я не знаю этого автора - но  необычное, странноватое и вместе с тем  до жути реалистичное повествование писано рукой мастера. Интересно обыграно явление, которое в двадцатом столетии получило название  "инверсий времени"  (о произвольности  и субъективности нашего относительного восприятия  течения времени) - Владимир Леви писал в журнале "Знание-сила", в частности, большую статью. - Но, вспоминаю,  кто-то из французских моралистов описывал удивительное сновидение еще в восемнадцатом веке - он спал на летней веранде и  легкий шест, на котором держался москитный полог, неожиданно завалился и упал, ударив спящего по шее. - Так вот, за доли этого мгновения ему приснилось, как его судят, ведут на казнь, возводят на эшафот и наконец гильотинируют! 

С точки зрения литературного мастерства и психологической достоверности "Случай на мосту..." - конечно, маленький шедевр. Но оставляет тягостное, мрачное, горестное впечатление, которое не отменяет даже появление любимой осужденного в последний миг. -  Вот мы вместе с героем бежим, радуемся спасению, видим избавление его же глазами и... опять под нами ненавистные доски и несущаяся вода, опять ужас и отчаяние. -  Уже не героя - он, к счастью, не успел ничего понять, а наше! Я так отчетливо вижу эту удаленную мелькающую воду с бурунами где-то прямо под ногами, фигуры солдат  на берегу... Мрачность и необратимость финала напоминает сумеречные новеллы Эдгара По.

У Дафны Дюморье есть сходно-жуткий рассказ - женщину сбивает грузовик в тридцатые годы, и она на доли секунды (а для нее на часы!) оказывается в шестидесятых годах, находит своих потомков и не понимает этого. Вырвавшийся из-за угла сознания грузовик снова настигает ее...Немного припоминаются и фантасмагории Дж. Пристли, только с обратным знаком.

"Последний день приговоренного к казни" В. Гюго, "Рассказ о семи повешенных" Андреева без сюрпризов по крайней мере - показали ужас человеческого осмысленного существа перед открытой завесой тайны кончины - вот она, гляди в эту пропасть последние дни, часы, мгновения... 

Да, и еще любопытно, что автор  "воюет за Юг" - первый в моих литературных впечатлениях после "Унесенных ветром".

Наверно, я сумбурно и непонятно излагаю свои впечатления. Но, в итоге, хочется понять (как в садике!) -  автор "хороший" или "плохой"? Надо загдядывать в эти бездны сознания (подсознания, мистические дали - все одно!) или не надо? Какого цвета ангел реял над бедной душой осужденного во время мнимого побега? Ответа у меня нет. Так же, как и нет ответа - сострадал ли писатель своему герою.

Светлана, это ведь ты  "посватала"  "Случай на мосту" в "Омилию" - очень интересно именно твое мнение, мотивы выбора текста.  

 Было бы очень интересно узнать также мнение Андрея Карчевского об этом рассказе  - умный парень.