Вы здесь

Рубаи 2010 г. (22-34)

                          22

Традиций правоту проверили века,
А моды «высоту» – корыстная рука.
Крушению судéб в наш век не удивляйся –
У быстротечного – недолгие срока.

                          23

Ответь, как лучше, только честен будь, –
Когда далёк иль близок к счастью путь?
И жизни сей Творец убавил сроки,
Чтоб нам познать даров нетленных суть.

                         24

Дорога жизни – каждому своя,
Но знай, итог – не многие края.
У вечности всего лишь два удела:
Вблизи Творца…
                      Во мраке бытия…

                         25

Из рода в род ругают молодых –
Таких злонравных, чёрствых и пустых.
Коль воспитать стремились бы их души –
Для вечности – имели бы святых.

                         26

Гневливых слово – злобу укрепит,
Глас мудреца от скорби оградит.
Святых же речь, в согласии с молитвой,
Изгонит зло и души исцелит.

                         27

Писал поэт – от чувства полон слёз,
О форме же не думал он всерьёз.
Реклá душа о правильном и важном,
Но слабый слог тех мыслей не донёс.

                        28

Достойный сын спешит почтить отца.
Хулить отца – не признак мудреца.
Нет мудрости и в том, кто в день печали
Восстал с хулою дерзкой на Творца.

                        29

Всё чаще юный не хранит года!
Текут года, как бурная вода.
А в старости и день обычный дорог,
Грехов же гнёт суров как никогда.

                        30

Принёс мудрец в сосуде простоты
Слог Истины – небесной красоты.
Принёс гордец плетённое витийство.
В ответ – укор: «Довольно пустоты».

                      31

Ленивый сын подачки с неба ждёт,
Лукавый – благ, что хитростью возьмет;
А чистому желанен голос Бога,
Что укрепит, согреет и спасёт.

                      32

В помойной яме, около куста,
Свинья лежала – думала чиста.
В ком правит грех – упрямо ищет прока
В делах порока, не храня уста.

                       33

Кто жаждет поскорей в заветный град войти –
Себя отягощать не станет на пути.
Кто в жизни предпочёл: богатство, сытость, славу… –
Лукавит, говоря: «душа, к Творцу лети».

                        34

Учили нас не бáловать с огнём.
Урок усвоен – много пользы в нём.
Иной урок – не баловать со словом –
Мы на ошибках жизни познаём.

май-август 2010 г.
 

Комментарии

Мне тоже (смею вступить в обсуждение, далеко отстоящая от умения в литературных трудах) последние стихи видятся более отточенными и легкими. А в предыдущих (в 17 четверостишии) на последней строчке - запинка при чтении (у меня, во всяком случае). Простите за неумелую критику. Я опираюсь только на интуицию, и, конечно, могу ошибаться! Поправьте, если что.
Очень понравилось:
"Дорога жизни – каждому своя,
Но знай, итог – не многие края.
У вечности всего лишь два удела:
Вблизи Творца…
Во мраке бытия… "
- о Вечности - и вот так гениально просто!
Вообще - все стихи (что-то не произносится : "рубаи") - очень приближены к жизни: о старости, о молодежи, о лени и т.д. Все на слуху, вроде бы обыденно, и вдруг - превращено в поэтические миниатюры. И воздействие на ум - уже совсем другое, чем от докучливого разговорного слова. Хочется разобрать на цитаты.
Очень понравилось! СпасиБо! Дальнейших Вам, отец Алексий успехов в творчестве! Здоровья для трудов! Радостей в жизни!
С уважением, с признательностью за доставляемую радость, Раиса.

Дмитрий Кульпин

о.Алексий, хочу проверить, в правильном ли я пути в усвоении Вашего урока по рубаи? Насколько я понял, стопность ямба определяется, по колличеству ударных гласных в строке вот пример оцените:

РечИсты вы, в мольбАх, гдЕ ж Искренность младЕнца?   (5)

Не в многослОвьи вАшем к престОлу БОга двЕрца.         (5)

ГоспОдь молИтвы нАши слЫшит и без слОв,                   (5)

Но глУх к словАм молИтв, что скАзаны без сЕрдца          (5)

Ещё вопрос, третья строка имеет ли какие приемущества по отношению к другим, в смысле размера?

Дорогой Димтрий!

Здесь правильнее говорить о сильных-слабых слогах, а не ударных-безударных. Все ударения в местоимениях, союзах, частицак как правило считаются слабыми, хоят на них и попадает ударение. А в многосложных словах сильным может быть и безударный слог, но на который падает смысловое ударение. Кроме того, в хорее и ямбе допускается пропуск сильных слогов. Так как в русском языке в среднем из ртрех слогов только одиен ударный. Таким образом если в стихотворении будет полдовина ударных слогов (как в ямбе и хорее), то стих будет звучать несмколько неестественным для русского языка. Каждая стопа ямба строится из двух слогов, первый безударный, второй ударный.

Вренемся к Вашим стихам, здесь так чередуются слоги:

РечИсты вЫ, в мольбАх, где ж ИскреннОсть младЕнца? (6) - шестистопный ямб

Не в мнОгослОвьи вАшем к престОлу БОга двЕрца. (5) - нарушен ритм после сильного слога в слове ВАшем идет сразу два безударных слога, а дозволяется только один.

Надо так:

Не в мнОгослОвьиИ  к престОлу БОга двЕрца. (6)
 

ГоспОдь молИтвы нАши слЫшит и бЕз слОв, (6)

Но глУх к словАм молИтв, что скАзанЫ без сЕрдца (6) в слове "скАзанЫ" - здесь пропущенное сильное ударение. Но это дозволяется.

Третья строка может отличаться. Если, наример, в 1,2 и 4 строка мужская рифма, то в 3 - может быть женская и наоборот (мужская рифма - ударение на последнем логе в строка, а в женской - на предпоследнем).

У Вас в 1, 2 и 4 строках  женская рифма рифма, а в 3 - мужская. Это нормально.

ГоспОдь молИтвы нАши слЫшит и без слОв, (5)

Дмитрий Кульпин

Ага, вот теперь всё проясняется - сильные слоги. А то я считаю ударения и не пойму, читаю ваши рубаи, что-то из классики и не насчитываю должное колличество. Спасибо за корректировку, буду работать дальше.

Бывет так, доррогой Димтирий, что ударный слог в стиха фактически оказывается слабым, а безударный - сильным. Здесь нужен определенный опыт. Было бы очень полезно прочитать какоенибудь серьезное пособие по стихосложению, где бы всё было наглядно показано и расписано.

Марина Алёшина

Батюшка, получилось отлично!
Рубаи стали еще лучше предыдущих, на мой взгляд: действительно видна работа, слова подобраны, точно передают смысл.
Особенно обратила внимание на 27, 30, 34: своевременно и поучительно.
Помогай Вам Господь.
Буду ждать следующих рубаи.

Рубаи прекрасны - "спору нет"!!! Новых творческих успехов,о.Алексий!

"Далек иль близок к счастью путь..." Человечество всегда волоновала эта проблема. Ответ в Евангелии: "Царство Небесное внутри вас" тогда мы познаем "даров нетленных суть..."
Спасибо за ваше творчество, о. Алексий.

Прочитала Ваши рубаи, очень поучительные, понравились ВСЕ. Выучила 2 обличающих меня, буду помнить и исправляться. Спаси Господи. Хочется еще почитать.

Мне кажется, что рубаи Омара Хаяма выражали печаль и недоумение жизненным устройством.
Он обвинял Творца в несправедливости Жизни, поэтому и предавался пьянству.
Отец Алексий! Хотелось бы, чтобы Ваши рубаи давали ответ, как противостоять невзгодам и злу. Вашт рубаи мне понравились!!!

Душа отдыхает, читая Ваши рубаи, о. Алексий!

Принёс мудрец в сосуде простоты
Слог Истины – небесной красоты.
Принёс гордец плетённое витийство.
В ответ – укор: «Довольно пустоты».