Начинается пост, и что же мы слышим в Евангелии? Мы слышим слова о прощении друг друга. То есть, если вы прощаете должникам вашим — тем, кто нас обидел, кто нас оскорбил, кто взял у нас в долг и не хочет возвращать, — то и Отец наш Небесный простит нам наши долги перед ним, то есть грехи. И далее Господь заповедует нам поститься тайно, чтобы наш пост не приносил нам плоды тщеславия, чтобы наш пост приносил пользу душе. Если наш пост будет напоказ, если наш пост будет для того, чтобы другим сказать: «Вот, я подвижник, я постник».
Но мы немощны и слабы, как же мы должны поститься?
По здоровью мы должны соблюдать пост физический — есть то, что позволяют нам врачи, ведь все мы больны. Но здесь должны проявить воздержание. Мы должны отказаться от того, от чего можно отказаться, что не повредит нашему здоровью. Особенно все могут отказаться от сладостей, от всякого рода деликатесов, от того, что не является необходимым для нашего здоровья, и по мере сил также воздерживаться от пищи скоромной. Но, опять же, всё зависит от здоровья, всё зависит от того, как человек чувствует себя.
Но главное постом — воздержаться от развлечений души, ограничить до минимума просмотр телевизора, чтение всякого рода газет и журналов. Когда в очереди в магазине стоите — поменьше обсуждайте соседей, вот это будет воздержание души. А очень важно еще по время поста усилить молитву. Господь неоднократно в Писании говорит нам о том, что вера укрепляется постом и молитвой. Постом — это значит воздержанием, а воздержание, как я сказал, самое важное — это чувственное воздержание, воздержание от своих страстей, воздержание от осуждения, от развлечений. Ну и, конечно, по мере сил — воздержание от той пищи, которая либо неполезна для нас, для души прежде всего, это значит всякого рода сладости, вкусности, копчености, солености, которые не нужны. Это не значит, что не нужно квашеную капусту есть, а значит, что нужно есть ту пищу, которая полезна и по возможности, конечно, постная. И молитва — молитвы должно быть хотя бы чуть-чуть больше, чем вне поста, а значит взять себе за правило читать: кто читал один канон — читает два канона; кто читал два канона — начать читать три канона. Кто какие-либо другие молитвословия читает, кто кафизмы читает — добавить немного, опять же, по возможности. Но и тут нужно быть осторожным, потому как усердная молитва, но без смирения и мудрости может привести нас к тому, что мы начнем тщеславиться и будем говорить (себе, в душе говорить), что мы лучше, праведнее других. И вот тогда наша молитва может принести вред.
Поэтому будем относиться к посту разумно, чтобы наш пост был воздержанием, подвигом, но подвигом не таким, который приносит вред душе, а подвигом, который приносит душе пользу. Возьмем себе какую-нибудь страсть нашу и попытаемся ее победить — осуждение ли, зависть ли, гнев ли — какую-нибудь основную страсть. Это не значит, что остальные страсти нужно оставить в забвении — конечно же, нужно всем страстям своим уделить внимание, но лучше какую-нибудь одну — добить, задушить, чтобы больше она в нашей душе не имела силы.
Перед началом поста, следуя словам Евангелия о том, что нужно прощать должникам своим, мы должны, конечно, попросить прощение друг у друга. Порой словом кого-нибудь обидишь; порой бывает — соблазн подашь своими действиями, словами; прочими какими-то делами нанесешь боль или обиду. Бывает, мы скажем человеку что-нибудь, может быть, и справедливое — но этим нанесем ему боль, травму, поэтому нам надо учиться любить друг друга, любить — и в этой любви относиться друг ко другу как к брату и сестре во Христе. Я тоже за этот год кого-то, наверное, обидел, на кого-то раздражался, кого-то осуждал, поэтому смиренно прошу у вас у всех прощения. Простите меня Христа ради. Я искренне хотел бы быть хорошим священником, но порой совершаю поступки, которые недостойны моего пастырского звания.