Вы здесь

Свет майдана (Протоиерей Владимир Вигилянский)

Свет Майдана

Одно из симптоматичных и, мягко говоря, неожиданных явлений русской интеллигентской общественной мысли прошлого года — это эссе известной и почитаемой во многих кругах Ольги Седаковой «Российское общество при свете Майдана».

Обращаю внимание на это сочинение, потому что написано оно православным литератором, которого я лично знаю около 40 лет, с которым у меня хорошие отношения.

Напомню, автор светом Майдана как бы освещает то, что в России остается в тени и что пребывает в косности, в отличие от Украины. Это 1. свет преодоленного страха, 2. свет надежды, 3. свет солидарности, 4. свет реабилитированной человечности.

Конечно, сейчас нам хорошо рассуждать, когда Майдан, засеяв украинскую почву ядовитыми семенами, пророс, созрел и дал такие кровавые плоды, которые моя любимая Украина и мой украинский народ будут помнить веками.

Но ведь мне и многим на Украине и в России тогда (к 5 марта 2014 года, когда было написано эссе) было всё ясно: «небесная сотня» и десятки правоохранителей, расстрелянные на Майдане (18-21 февраля), забытые ныне неизвестные люди, сожженные в Доме профсоюзов в Киеве (в ночь с 18 на 19 февраля), сожженные 6 автобусов в Черкасской области с не менее 8 убитыми из 31 без вести пропавшими крымчанами (в ночь на 21 февраля). И это не считая более 1000 раненных, находившихся к марту в киевских больницах. Я намеренно не говорю о виновных в этих злодеяниях, хотя имею твердое убеждение, на чьей это совести. Я говорю о той идиллии, которая описана О. Седаковой: «мирный и упорный в своей мирности Майдан».

Теперь — о преодоленном страхе на Украине и о пребывающих в страхе жителях России. Утверждаю, никакого страха у меня и у моих друзей даже в советские годы не было, не говоря уж о нынешних временах. Мы не писали, как некоторые, в 60-е годы стихов «Присягаю тебе, Комсомол!», «Куба», «Тебе, Вьетнам!», «Уходили комсомольцы...» И не тряслись от того, что потом будут нам тыкать ими в лицо. Страх — понятие внутреннее, даже религиозное: это грех, страсть, рабство, которые коренятся в человеческой душе независимо от каких-либо властей. Об этом пишут апостолы Иоанн (1 Ин. 4:18) и Павел (Рим. 8:15).

Кроме того, я это вижу сейчас по украинским блогам, которые я читаю: огромное количество загнанных жесточайшей цензурой украинских диссидентов, свободно и почти открыто пишут об ужасе, творящемся там, хотя это реально угрожает их свободе.
Почти каждое утверждение автора «дает петуха» — ни одного точного слова, ни одного верного утверждения, ни одного здравого размышления. Ну, хотя бы заявление о том, что русофобия на Майдане — это никакая не русофобия, это протест «против собственных клептократов и практиков того стиля жизни, который условно назовем «сталинизмом» и которые «воспринимаются как „антирусские“ акции».

Мне жаль Ольгу и тех, кто согласен с ней: «реабилитированная человечность» на Украине — это запах сожженных людей в Киеве, Мариуполе и Одессе, это запах тысяч трупов мирных людей из Боинга, из сел, поселков и городов Юго-Востока, это море слез, страдание и горе украинских матерей, стариков и детей всей Украины.

Как же с этим можно дальше спокойно жить?

facebook.com

Комментарии

  Я помню эту статью Ольги Седаковой. У меня тоже вызвала недоумение позиция автора. К сожалению, многие представители творческой интеллигенции так и не поняли, что произошло на Украине. А, может, и не захотели понять. Увы, слепых и слепнущих очень много.