Вы здесь

Легко ли «найти меру» приходящим в Церковь психологически больным, душевно израненным людям?

Недавно мне попал в руки издающийся в Украине журнал «Католицький вісник». Читательница обратилась в редакцию с вопросом: «Что делать, если муж, при вступлении в брак соглашавшийся на воспитание детей в католической вере, не разрешает водить ребёнка в костёл?» Ответ редакции был прост и лаконичен: «Вам нужно обратиться к семейному психологу или священнику, которые помогут разобраться в ваших отношениях».

Мне, нашедшему помощь в своих проблемах, к сожалению, не в нашей Православной Церкви, а у психолога (подробнее об этом дальше), бросаются в глаза два аспекта. Во-первых, понимание того, что причиной изменившегося отношения мужа являются проблемы в их с женой отношениях. Во-вторых, возможность получить психологическую консультацию в равной мере у психолога и священника, что предполагает наличие соответствующей подготовки (образования) у священника.

Боюсь, что во многих православных изданиях ответ на подобный вопрос был бы близок к одному из двух универсальных советов. Совет первый: «Больше молитесь за своего мужа». И несчастная начнёт молиться ещё больше, будет вычитывать каноны и акафисты и уделять мужу ещё меньше человеческого тепла, которого он от неё хочет.

Совет второй будет все-таки основан на понимании, что причиной охлаждения отношений является чрезмерное религиозное рвение жены, и прозвучит так: «Найдите свою меру духовной жизни».
У меня вопрос — легко ли найти меру приходящим в Церковь психологически больным, душевно израненным людям?

В статьях, публикующейся в том числе и у вас на сайте Анастасии Бондарук, приводятся примеры психологических проблем у православных прихожан. Например, молодой человек с проблемами в общении, который неудачи в отношениях с людьми объясняет тем, что к нему плохо относятся из-за того, что он православный. Закончилась такая духовная жизнь выписыванием цитат из Святых Отцов на тему «Как хорошо быть гнанным за Христа». Или девушка, воспитанная мамой, решавшей все её проблемы. Оказавшись в другом городе, она всю себя отдаёт, решая проблемы знакомых прихожан, и ожидает, что они так же будут отдавать себя (как мама), помогая ей. Не встретив подобной любви, реагирует стереотипной гневной реакцией. Потом приносит покаяние, а затем ситуация повторяется снова и снова. Легко ли таким людям, приходящим в Церковь за помощью, получить её, а не получать снова и снова универсальные советы?

О своих проблемах долго распространяться не буду. Коротко — сильная обидчивость, инфантильные реакции, причины в детстве. Куча психологических проблем, даже прошёл через психосоматику. Регулярно каялся во вспышках гнева и ненависти, регулярно прощали и разрешали. Рассказывая священникам на исповеди или в частных беседах о некоторых своих душевных состояниях, замечал непонимание во взгляде, во внешнем облике, в ответах и интонациях просто потому, что священнику (как психологически здоровой гармоничной личности) такие проблемы не знакомы лично. Знакомый священник, заметный в Киеве строитель храмов и интеллектуал, прекрасно проповедующий и умеющий красиво выступить на телешоу, начал избегать встреч и разговоров со мной, что не мешало ему, однако, продолжать принимать пожертвования. Самое продуктивное время, примерно от тридцати до сорока лет, я пролежал на диване с томами житий святых, плача и молясь, последовательно переживая обиды и ненависть к обидчикам, и покаяние в своих грехах и своей греховности.

Результат такой духовной жизни — некоторая (к счастью, не до степени разрывов и конфликтов) отчуждённость в отношениях с женой и детьми. Коллеги за эти годы выросли в профессиональном отношении и превзошли меня. Какой профессиональный рост после такой «духовной борьбы» (или того, что я принял за духовную борьбу), которая оставляет обессиленным, в том числе и физически? Заметил, кстати, что лучшими профессионалами становятся вполне нецерковные, но психологически устойчивые, уверенные в себе люди. Тот же знакомый священник в случае проблем со здоровьем ищет хорошего специалиста, пускай даже неверующего, а не обращается к врачам-прихожанам.

У психолога оказалось, что мои состояния профессионалам знакомы. Их можно понять, в них можно разобраться. Они поддаются коррекции с помощью выработанных психологической наукой приёмов. В моем случае — повзрослеть с помощью психолога. Не ждать чуда, что обиды исчезнут, обидчики исправятся и все станут меня любить и ценить, а понять, что конфликты в жизни неизбежны, надо научиться к ним правильно относиться и правильно на них реагировать. Я же просто давил свои мысли, чувства и желания, видя, что они приводят к вспышкам гнева — фактически давил проявления своего человеческого (помните о вожделевательной, раздражительной и разумной частях души у аввы Дорофея?), а оно, загнанное вглубь, прорывалось в виде новых и более яростных вспышек.

Выходит, что в отличие от упомянутых выше католиков, нашего православного священника четыре года в семинарии и четыре года в академии учат правильно читать по книге тексты на церковнославянском языке, а не дают психологических знаний и навыков, используя которые можно лучше разобраться в проблемах приходящего человека и помочь ему?

Ответ

Здравствуйте! Совершенно согласен с Вами, что есть немало случаев, где человеку следовало бы обратиться к психологу, а не наживать себе неврозы и психозы при помощи аскезы, вычитанной из книжек. Что касается образования священников, то определённый объем знаний в области психологии пастырю необходим. Но, к сожалению, нельзя объять необъятное. Было бы прекрасно, если бы священник был знаком с медициной, психологией, математикой — не говоря уже о литературе, языках, истории и мн. др. Однако семинарский учебный план не резиновый, а стать специалистом сразу в нескольких областях будущий священник всё равно не сможет. Гораздо важнее, мне кажется, само осознание ограниченности своей компетенции. Священник не должен строить из себя психолога (или аллерголога, или риэлтора и т. д.). Но он должен понимать: вот этого человека необходимо отправить к соответствующему специалисту. И будет совсем прекрасно, если у него на примете будет вполне конкретный проверенный специалист.