Вы здесь

Сергей Кубасов. Рассказы

Полонез Огинского

Был праздник Троицы – памятный день сошествия Святого Духа на апостолов, учеников Христа. Православный народ не спеша выходил из небольшой церкви у старого кладбища. Освещённый и согретый утренним июньским солнцем, дворик был чист и уютен. Огромная липа в его центре пышно зеленела и скрывала в густой листве радостно щебечущих птиц. Прихожане несли в руках букетики душистых трав. Эта давняя традиция придавала душе особое праздничное настроение.
Сегодня возле церкви многолюдно. Некоторые приехали на праздник из близлежащих сёл. Скоро я заметил высокого, стройного мужчину в костюме и широких тёмных очках. Выйдя из храма и перекрестившись, он, не спеша, направился к распахнутым воротам. Там его строгая, худощавая фигура остановилась. Наши взгляды встретились, и мы приветливо поклонились друг другу.

В храме

Под высокими сводами недавно выстроенного храма начиналась воскресная служба. Зодчие только приступили к росписи внутренних стен и сводов, поэтому внутри стояли леса. Богомольного народа, как всегда, было много, некоторые стояли на балконе, где пел хор. В этом известном в столице храме я бываю не часто, но сегодня здесь у меня должна состояться встреча с известным православным певцом и композитором В.

Отдав записки, я прошёл приложиться к центральной иконе и встал слева, где верующие выстроились на исповедь. Встав в конце длинной очереди, которая во многом состояла из молодёжи, я старался не отвлекаться от молитвы, «в голос» со всеми петь «ектинии» и возносить мысленные прошения к Богу. Но как ни старайся, при большом скоплении народа взгляд не убережёшь. Близко со мной, слева и чуть впереди стояла девушка, лица которой мне не было видно. Она аккуратно и неспешно крестилась и клала поклоны. На её головке была тёмная меховая шапочка с множеством тонких хвостиков сбоку. Сзади из-под шапочки спадали белые прямые волосы. Девушка несколько раз оглянулась назад и в сторону, словно кого-то искала, и продолжала молиться.

В электричке

Душный июльский вечер. Пригородный перрон наполнен утомленными людьми, ожидающими электричку из Киева. И вот, наконец, к оживившейся платформе медленно подкатывает раскаленный серый состав. Сквозь запыленные окна вагонов видно, что все места внутри заняты, а люди стоят даже в проходах. Но ехать надо, и народ спешит к автоматически дверям. Из них «высыпает» на перрон несколько человек, раскрасневшихся от духоты и высокой температуры. На их место устремляется поток новых пассажиров, но уже в гораздо большем количестве. Втискиваюсь в тамбур и я, где занимаю небольшое освободившееся пространство. Проходить в вагон нет смысла, ехать мне недолго. После короткого свистка электричка трогает дальше. Осматриваюсь в тесном объёме тамбура. Люди стоят почти вплотную. Их лица усталы и напряжены. Рядом со мной на корточках сидит человек, подмяв под себя поношенную клеенчатую сумку. Такими пестрят еще наши базары, их можно часто увидеть в руках бедноты. Ещё раз оглядываю попутчиков и возвращаюсь взглядом к своему соседу справа. Он по-прежнему сидит на корточках.

Встреча в сквере

Во второй половине дня я почувствовал, что суета огромного города меня утомила и на предстоящую встречу ехать в метро мне не хочется. До назначенного времени оставался час, и я решил пройтись пешком. Тёплый майский день медленно клонился к закату, и город в преддверии праздника, стремился из учреждений и квартир на улицы. Ещё не наступили выходные, а бульвары, скверы и парки оживлённо пестрели разнообразной публикой - от молодых деловых и праздно дефилирующих особ, до успокоенных неспешных пенсионеров. Весна!
Сегодня уже несколько раз в городе встречал пожилых людей в боевых наградах. Завтра любимый с детства праздник - День Победы! Улицы и проспекты столицы оживут героями, защитившими свою землю и свой народ от врага, пролившими свою кровь за Родину. Для нас и для будущих поколений они отстояли мир и свободу. И жаль, что с каждым годом редеют колонны ветеранов - наших отцов, дедов и прадедов.