Вы здесь

У Чехова

Году литературы посвящаю...

Летом минувшего года я побывал в Крыму. Надо сказать, до этого я был на черноморском полуострове в 1985 году. Конечно же, в Бахчисарайский «плачущий фонтан» в память о Пушкине я положил тогда две розы, а в Ялте я пошел в гости к Антону Павловичу. Мог ли я и в этот раз пройти мимо Чехова? ...

В центре Ялты загустевала, распространяя на жаре «ароматы» выхлопных газов, внушительная автомобильная пробка (а говорили, что Крым будет летом пустовать), и я чуть было не опоздал на последнюю экскурсию в дом-музей писателя, но билет мне все-таки продали. Когда я вошел на территорию музейного комплекса, стало понятно, что из посетителей больше никого не будет, как и экскурсовода. Да мне это было и ни к чему: без музейного поводыря я чувствовал себя только вольготней. Дом в стиле модерн, построенный по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова, смотрелся очень оригинально, но с точки зрения бытовой практичности, увы, был совершенно бестолковым. Продуваемый всеми ветрами, холодный, он, возможно, только ускорил печальный финал писателя. Вот портрет Пушкина в гостиной, подаренный Марии Павловне Полтавским помещиком Смагиным и перешедший затем к Антону Павловичу. Будуар Ольги Леонардовны я как жилую комнату хозяйки прохожу спешно, но в комнатке мамы Антона Павловича, Евгении Яковлевны, напротив, немного задерживаюсь: это не покои матери известного во всей России и во всем мире писателя, это монашеская келья... Кабинет Антона Павловича, где самый ветродуй: рабочий стол, книги, фотографии; камин, который очень плохо топится, картонная картинка-вставка над камином со скромным среднерусским пейзажиком: поле, стожок сена... так, если бы не авторство Левитана, вроде и смотреть не на что. Может, поэтому и народу в музее нет, что ничем тут никого не удивишь?! Хранил бы Антон Павлович здесь в шкафу скелет «индивидуя» (человека в футляре), или, на худой конец, забальзамированный трупик Каштанки... О, собачники со всего света съехались бы для поклонения сюда! А так... «новые русские» на своих «лазурных берегах» имеют куда более солидные «домики» с куда более внушительной обстановкой, живописью и всякими там современными «прибабахами». Едва ли в их гостиных стоят такие вот простенькие стульчики, как в гостиной у Антона Павловича, подобные которым (белорусского производства) можно совсем не дорого купить в нынешних мебельных магазинах. Правда, именно вот на этих стульях сиживали, кроме хозяина, Шаляпин, Бунин, Горький, Рахманинов... За этим столом при тусклом свете керосиновой лампы горели радостью глаза и люди возбужденно говорили о жертвенном служении ближнему и о милости к падшим, о грядущих поколениях, которые, безусловно, будут совершенно иными людьми, отрешенными от проклятых уз рабства, светлыми и духовно богатыми, счастливыми и свободными... А для самих себя этим людям нужно было совсем немного, так, по минимуму... Может, именно это и обличает наших современников, развенчивает миф «о крутой империи», где амбициозная Екатерина решала судьбы полумира (два сериала про императрицу за один сезон), где покупались актриски и продавались аляски?! ... «Со времен Очаковских и покоренья Крыма» столько всего утекло, а всевозможные «фавориты» до сих пор успешно селекционируются, как рысаки орловские, и ржут себе радостно на бескрайних просторах российских, и появляются у нас местные царьки и князьки с финансовым состоянием, сопоставимым только с бюджетом вполне себе такого немаленького государства... (Интересно, бывший губернатор Сахалина в свою царственную бытность что-нибудь знал о Чехове?!)

...Да, все как при Антоне Павловиче, так все скромно! Простенькая посуда, незамысловатая мебель, непритязательный гардероб, какие-то медицинские инструменты, понятные, пожалуй, одному только доктору Айболиту. Впрочем, хранился в музее когда-то револьвер писателя... В Гражданскую и Великую Отечественную, прокатившимся огненным смерчем по Крыму, никто не посмел его тронуть — ни «белые», ни «красные», ни немцы, ни наши. А в постсоветские времена он исчез. Счастливые и свободные бармалеи грядущих поколений, отрешенные от уз рабства, совести и прочих комплексов, украли его...

При выходе из музея у меня состоялась интересная беседа.

— Вы откуда? — спросила со скамеечки, оглядев меня, сухонькая бабушка с ясным и спокойным взглядом. (Я тут же окрестил ее про себя «старицей».)

— Из России...

— Из России, — мечтательно повторила «старица», — как я завидую Вам!

— А я Вам! Целый день проводить в доме Антона Павловича!

— А как Вы думаете, — вдруг беспокойно обратилась старушка ко мне, — Владимир Владимирович не откажется от нас?! Не отдаст Крым обратно? Вдруг на него надавят, заставят как-нибудь...

— Не думаю...

— А, знаете, — продолжала «старица», — когда у нас тут проходил референдум, я так волновалась и торопилась, что сломала себе руку, но сказала в «неотложке»: «Сначала на избирательный участок, а потом в больницу!» Они посмеялись, но послушались ... А если бы что-нибудь все-таки случилось в Крыму, я сама взяла бы в руки оружие! — вдруг решительно заключила моя собеседница...

Эта работница дома-музея Антона Павловича Чехова была в весьма преклонных годах. Многое, что лежало здесь под стеклом, было ее жизнью, бытом. Из чайного сервиса в шкафу залы, предположим, она совершенно спокойно могла пить чай с Марией Павловной Чеховой. И вдруг — такое заявление! Ее фраза выстрелила, как ружье, десятилетиями висевшее на стене!

— А кого бы Вы защищали с оружием в руках?! — спросил я.

— Как кого?! — удивилась вопросу «старица». — Чехова! Антона Павловича! Его мир! ...

Где-то это уже было... Я стал разбираться в истоках своего «дежавю»... Вспомнил: фильм «Белое солнце пустыни», музейный работник, русский интеллигент в очочках с иконой Богородицы перед басмачами... «Варвары!» ... И ленивый выстрел Абдулы... И никакого оружия у смотрительницы музея при этом, конечно же, не было бы...

— И я Вам хочу сказать, — продолжала моя словоохотливая собеседница, — что Антон Павлович сам принимал участие в том нашем референдуме!

Я, конечно, не сдержал скептической улыбки.

— А Вы не смейтесь! — укорила меня собеседница. — Мария Павловна рассказывала, что, когда Антон Павлович волновался, он тихонечко насвистывал себе чего-нибудь под нос... И в тот день я слышала в доме это тихое посвистывание! Антон Павлович переживал! ...

...Когда человек живет на земле достаточно долго, «пресыщенность днями» дает некоторое брожение сознания, отчего реальность приятно искажается. И это прекрасно, хотя, безусловно, и не подлежит никакой критике. Мне этот наивный рассказ про «участие Антона Павловича в референдуме» понравился, как и все общение с этой очаровательной дамой, не только работавшей в музее, но и ставшей отчасти его экспонатом, но я не хотел портить общего впечатления и поспешил откланяться...

...А вечером, «листая» на мобильнике фотки, сделанные за день, перебирая в памяти события уходящего дня, я снова вспомнил милую смотрительницу дома-музея Антона Павловича Чехова... И тут мне в голову пришла совершенно неожиданная, нелепая, шальная мысль: а если револьвер писателя не украли, а перепрятали («от греха подальше», или «на всякий пожарный случай») в свои тайные запасники сами работники музея?... Я представил себе давешнюю старицу на пороге чеховского дома с чеховским револьвером в руках, эдакую Пиковую даму, направляющую дуло в грудь Герману... «Если бы что, я сама взяла бы в руки оружие...» Я вздрогнул...

Неужели чеховское музейное оружие в самом деле выстрелит? ...

... Или гоголевское ружье, из-за которого «вусмерть» поссорились вполне себе милые и потешные («не разлей вода») Иван Иванович и Иван Никифорович...

Что-то необратимо трагично меняется в этом мире...

...И скучно, и грустно жить на этом свете, господа...

Комментарии

 Отец Андрей! Очень живой получился рассказ, ещё и потому, что живу в Крыму, что слова этой "старицы" о референдуме - сущая правда вопреки лжи наших недругов. Я думаю, что не только Чехов "свистел" в тот день... Здесь каждый клочок земли дышит историей. А святыни! То, что произошло с Крымом, это воля Божья, помноженная на усилия и отвагу наших активистов, на мудрость нашего президента. СпасиБо за творчество.

Алла Немцова

— А, знаете, — продолжала «старица», — когда у нас тут проходил референдум, я так волновалась и торопилась, что сломала себе руку, но сказала в «неотложке»: «Сначала на избирательный участок, а потом в больницу!» Они посмеялись, но послушались ... А если бы что-нибудь все-таки случилось в Крыму, я сама взяла бы в руки оружие! — вдруг решительно заключила моя собеседница...

Отец Андрей, Вам посчастливилось встретиться с Аллой Ханило, заслуженным работником культуры Республики Крым, почетным гражданином Ялты. На работу в Дом-музей А.П.Чехова ее приняла в 1946г. сестра писателя Мария Павловна Чехова.

Спасибо за рассказ, отец Андрей! Будем надеяться, жизнь в Крыму будет мирной.

Спасибо Вам! Вообще поездка получилась удивительная. Накануне я побывал в Ливадийском дворце, где нос к носу встретился с Михалковым. А потом, уже вернувшись из Крыма домой, с большим интересом смотрел по новостям о посещении Крыма президентом, о том, как Владимир Владимирович с огромнейшей свитой ходил по дому-музея Антона Павловича. (Там, кстати, был и Никита Сергеевич Михалков) Сопровождала Путина, что-то оживленно рассказывая, моя "старица". Президент с большим интересом ее слушал. Думаю, у почтеннейшей работницы музея было время задать самой свои вопросы главе страны и получить исчерпывающие ответы. В своем повествовании я позволил себе некоторую вольность, каюсь. Но это от присутствия Антона Павловича. Как только я становился серьезным и у меня получалось что-то вроде агитационного плаката, он начинал что-то себе под нос насвистывать... Шутка... 

...И скучно, и грустно жить на этом свете, господа...

Да, но всё-таки более грустно, чем скучно. Вон какая встреча у Вас получилась с Чеховым! И с такими старушками - не заскучаешь. Чеховским оружием (образно говоря) ныне всю русскую культуру можно назвать, не зря на же на неё все силы ада ополчились. И может быть вопрос именно в том, насколько мы усвоили свою культуру, настолько и выживем. Равны ли мы себе? Вот эта старушка - равна, прям загляденье. Но Вы правы, она скорее экспонат, и от этого грустно.

И страшно даже не то, может быть, что мы плохо знаем свою культуру, а в том, что не особо то и хотим знать. А есть такие, кто знал, да забыл - выбросил всё вон за ненадобностью. Время требует иного подхода к жизни.

Такие люди как Вы, о. Андрей, и должны писать, озвучивать своё видение, делиться мыслями и чувствами, чтобы возгревать любовь в читателях, чтобы поджигать души их своей любовью.

За этот поджог и благодарю. Ухватили словом за сердце.

Большое спасибо, Светлана! Я поехал в Крым с большим вопросом. А вернулся с большим ответом. В особенности, после общения со старейшей работницей дома-музея Чехова. Да, "скучно" по отношении к жизни мне тоже не нравится. Но именно так заканчивается повесть у Гоголя, поэтому я добавил лермонтовское "и грустно". А вообще время, в которое мы живем, удивительное: тут и невиданная подлость, измена, предательство, трусость и низость. И тут же невиданная сила духа, самозабвенная любовь и жертвенность... Несмотря на все "санкции", мы решили выпустить к Пасхе и Дню Победы свою газету "Ковчег", где в сокращенном варианте будет этот рассказ. А еще я помещу там стихотворение, которое мне прислали прихожане (уточню авторство):

                                      ... И не пока, а наши- на века-

                                      Леса и горы, недра и просторы!

                                     ...Ты, новый век, не очень-то спеши

                                     Наш русский дух развеять в злую полночь,

                                     Не ровен час- все наши "калаши"

                                     Со всей земли придут и к нам на помощь!