Вы здесь

Тридцать сребренников

Писатель служил диаконом в храме. Дожил и дослужил он до седой бороды; писателем его никто не считал и называл если так – то по за глаза, ухмыляясь и покручивая пальчиком возле виска.

Мало кто знал, что на дне старинного сундука в отцовском доме лежала толстая стопка исписанных бумажных листов, «семейная сага» - история рода, над которой он в молодости за столом корпел ночами .Все встряхивающие в прошлом веке «родову» события, образы дедов и бабок, дядек и теток, удачливых в жизни или бесшабашных до одури, укладывались помаленьку в главы книги.

Тогда же он, с радостным трепетом поставив последнюю точку, послал рукопись в один из журналов, и оттуда, огорошив, ему ответили, что, дескать, ваши герои серы и никчемны и что от жизни такой проще взять им лопату и самозакопаться. А где образ передового молодого рабочего? Нету?! Ату!!!

Обескураженный автор спрятал рукопись в тот злополучный сундук, втайне все же надеясь, что еще придет ее время…
О своей «саге» диакон, видимо, обмолвился кому-то из иереев, тот – еще кому-то, узнала о ней и одна интеллигентная бабушка-прихожанка, решила помочь. Схватила диакона-писателя за рукав подрясника и потащила к спонсору. Куда ж ныне без них, сердешных, денешься, тем более среди прихожан таковые имелись. А этот, по слухам, еще и из поповичей выходец.

В назначенный час диакон и тетка топтались у подъезда особняка-новодела в центре города. Хозяин его, глава фирмы по продаже чистой воды за рубеж, лихо подрулил на иномарке. Ладный такой старичок, спортивного вида, в отутюженном костюмчике; глаза из-под стеколышек очочков - буравчики. Рукопожатие крепкое.
- Преображенский! – представился он и сказал диакону: - Вы давайте сюда свою рукопись, я ознакомлюсь и решу. Вас, когда понадобитесь мне, найдут…

Переживал, конечно, писатель несколько томительных дней и ночей, мало ел, плохо спал. Наконец, позвонили прямо в храм за свечной «ящик»: Преображенский приглашает .
Он ждал диакона на том же крылечке, вежливо открыл перед ним дверь в офис; охранник-детина, завидев за писателем шефа, вскочил и вытянулся в струнку.
Преображенский провел в гостя в свой большущий просторный кабинет с развешенными на стенах полотнами-подлинниками местных художников.

- Вас, наверное, предупредили… - начал он разговор. – А, может, и нет. Я был начальником отдела контрразведки одного известного учреждения. Впрочем, ладно, не в этом суть.
« Вот влип!» - подумал про себя диакон и слегка вспотел.

- Откуда вы для своей книги сведения черпали? Героев своих расписывали? Из рассказов родственников, соседей? Да? Но всегда ли эти байки объективны были, не обиду или злобу затаив, сочинял иной гражданин разные «страшилки» про коллективизацию или работу «органов»? Вас-то в это время еще не было на свете!.. У меня самого прадед-священник в двадцатом году во дворе тюрьмы от сердечного приступа преставился, когда на допрос чекисты выкликнули. Но мне это родство потом в жизни помехой не стало…
Преображенский говорил и говорил, не давая бедному писателю и слова втиснуть. Оставалось только тому согласно мычать да глаза пучить.

- Зачем еще одна такая книга, где о советском прошлом так плохо и ужасно?.. Денег на издание ее я вам не дам… Но не спешите откланиваться! – остановил диакона несостоявшийся спонсор. – У меня есть к вам деловое предложение. А что если вы напишите такую книгу, где коллективизация, «чистки» и все другое было только во благо, во имя высшей цели?! Вот это вас сразу выделит из прочего мутного потока! А я готов платить вам жалование каждый месяц, такое же, как у вас в храме. Подумайте!
Диакон вышел на крыльцо, нашел взглядом маковки церковных куполов невдалеке и , прошептав молитву, перекрестился.
Ничего не стал он писать. А рукопись свою опять спрятал на дно сундука.

Комментарии

Марина Алёшина

Понравился Ваш рассказ.
Но мне, если честно, не хватило привязки к времени. Когда это происходит? От этого может поменяться смысл рассказа радикально. Если сейчас - одно понимание. Десять, двадцать лет назад - другое.
Вы говорите "страшно узнать о своих корнях". Не страшно. Лучше знать правду, а не подгонять жизнь под свои представления. Больно, да. Но не страшно. Я это знаю слишком хорошо, как внучка чекиста.

Да в наши последние годы происходит действие. ... А спонсор - кегебешник - из поповичей, но ведь как-то дослужился в прошлом до чинов, а теперь и своими корнями гордится, от которых в молодости наверняка отрекся. Сложное это дело - поиск корней.
Спасибо, Марина!

Иван Нечипорук

Спасибо, отец Николай, за Ваш рассказик! Как не прискорбно, но многие до сих пор считают, что миллионы жертв были не напрасны, что тов. с трубкой в руке -отец всех и вся. Простите, за параллель, но вспомнилась песня Шахрина:

Где вы, где?

Чья работа была когда-то

Стрелять в спины наших отцов...

 

 

Они ещё рядом, живущие "славной верой" в светлое будущее...

Спасибо, Иван! На самом деле, страшно узнать что-то "такое" о своих "корнях", не каждый это вынесет... Есть у меня такая повесть "Родителев грех"...

Наталья Трясцина

новейшей истории по прежнему хранит свои тайны. Сколько надо времени по закону, что-то вроде около 85 лет, чтобы тайное стало явным. Возможно государство так поступает по нескольким причинам, назову две из них: 1. Чтобы не подорвать репутацию нынешних политиков. 2. Чтобы обезопасить простого человека от психотравмирующего фактора - какого узнать будет совестливому человеку, что у него отец или дед был палачом? Расстреливал? Пытал? Писал доносы? Страшно, согласитесь. Пусть рукописи лежат пока в сундуках, раз нет пока примирения в народе, раз нет примирения и любви. Все тайное становится явным. Просто не пришло еще время для этого.
Рассказ неплохой, но образ спонсора надуман. Да и примирение с совестью тут невозможно. Он же его читал и все понял, что по- другому тот не напишет. Деловые люди обычно живут в настоящем времени и совершают только выгодные им сделки.  

В том-то и дело, что придумывать мне этого спонсора не пришлось. Таких людей, кто бы хотел переписать историю, немало....

Наталья Трясцина

 Но с другой стороны номенклатурными благами могли пользоваться и наследники, и даже составить на них капитал. В стихийные девяностые бизнес рос именно на этом, кто что успел "прихватизировать".  Я задумалась о времени и решила, что этот "бизнесмен" - персонаж времен перестройки. Современные бизнесмены - они немножко другие, от кризиса оправиться не могут - большинство и платить деньги за заведомую туфту, некий патриотичный соцреализм - вряд ли станут. Впрочем, я могу и ошибаться, может и среди них есть определенный процент "совпатриотов" как исключение.