Вы здесь

Святое Елохово

Богоявленский кафедральный собор в Елохове — свидетель, живой участник многих важных событий в жизни нашей Матери-Церкви и любимой многострадальной Родины. Он и его святые реликвии ни раз спасали Отечество в годы лихолетья. В свою очередь немало сынов-патриотов, великих и безвестных, рисковали жизнями ради сохранения этого старинного московского собора, где был крещен великий сын Земли Русской — Александр Сергеевич Пушкин, гениальные строки которого, верю, безсмертны. Начиная со скорбных дней декабря 2008 года, верующие приезжают сюда издалека, чтобы поклониться не только святыням собора, но и могиле Святейшего Патриарха Алексия. Здесь после избрания на Патриарший престол в 1990-м году состоялась его интронизация в переломные для нашего Отечества годы, когда Церковь наконец-то получила свободу. Теперь почивший Первоиерарх покоится в Благовещенском приделе собора.

Благословение Алексия II

Последнее богослужение Святейшего Патриарха Алексия, на котором мне довелось присутствовать и молиться, состоялось в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове вечером 3 ноября 2008 года, во время празднования дня Казанской иконы Божией Матери, в преддверии нового государственного праздника — Дня народного единства.

Празднование совершалось у одной из святынь России — чудотворного списка этого образа, с которым народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву от поляков.

Святейший не выглядел тяжело больным. С благодарностью поцеловал я его руку после помазания в конце богослужения, мысленно пожелав ему многая и благая лета.

Этот старинный московский собор, который не закрывался в годы богоборчества и до возрождения в 2000 году храма Христа Спасителя был главным кафедральным собором России, Предстоятель особенно любил.

Теперь это — кафедральный собор Москвы.

Главные святыни Богоявленского собора — мощи Святителя Алексия (1293 — 1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы.

Небесный Покровитель почившего Святейшего Патриарха Алексия, а также Фонда «Русская Берёза» — святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, возглавлял Церковь в судьбоносном для Руси XIV веке. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.

После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Русской Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг неёе всей Руси. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле… Все это так важно и необходимо и для нынешней России.

Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери — перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове.

Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами.

Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.

Настоятель собора отец Матфей

Тогда же, во время богослужения вечером 3 ноября 2008 года в соборе Святейшего Патриарха Алексия, вновь увидел и поклонился любимому многими батюшке, с которым имею честь быть знакомым и я, — настоятелю собора протопресвитеру Матфею Стаднюку.
Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века — настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Москве.

В течение 45 лет, параллельно с пастырским служением, отец Матфей трудился в Патриархии. Он не раз был удостоен наград Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Румынской, Болгарской, Чешской и Словацкой, Финской, Синайской…

После блаженной кончины Святейшего Патриарха Пимена (с 1973 года отец Матфей Стаднюк был его секретарем) он продолжал нести это послушание при Святейшем Патриархе Алексии II. В мае 2000 года в связи с перенесенной болезнью отец Матфей подал прошение об освобождении от обязанностей секретаря Первоиерарха.

«Его Святейшество, — вспоминает батюшка, — с отеческим вниманием относился ко всем своим сотрудникам, интересовался их жизнью, всегда поздравлял и с церковными праздниками, и с личными знаменательными датами. Не только я, но и все, кто работал в Патриархии вместе со мной, неизменно ощущали с его стороны искреннее участие и заботу. Вечная ему память!».
Удовлетворив прошение протопресвитера Матфея, Святейший Патриарх Алексий II в. своей резолюции выразил ему сердечную благодарность за многолетние труды и добавил:

«С сожалением принимаю это решение, но знаю, что состояние Вашего здоровья требует сократить нагрузки. От души желаю Вам, дорогой отец Матфей, беречь здоровье и сохранить себя как пастыря и настоятеля кафедрального собора на долгие годы».

По словам отца Матфея, с особым чувством он вспоминает, когда Святейший Патриарх Алексий «совершал хиротонии рукоположения во иерея. Он, вручая ставленнику частицу тела Христова, произносил такие слова: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания…». Святейший, как вспоминает отец Матфей, говорил эти слова каждому ставленнику, и он хорошо помнит их, хотя Предстоятель говорил их не ему, уже священнику, а другим. Батюшка думает, что «ни один из рукоположенных священников никогда не забудет слова, которые с таким сердечным чувством произносил их Патриарх».

«Святейший, — особо подчеркивает отец Матфей, — очень любил детей и никогда не оставлял их без пастырского внимания».
«Он радовал мою душу, также как радовал души всех людей. С ним было легко и радостно служить литургию. Он никогда и никому не сказал плохого слова. Для каждого человека находил добрые и проникновенные слова», — вспоминает батюшка.

Оказывается, даже во время зарубежных поездок, когда свободного времени практически не было, Святейший Патриарх Алексий находил возможность написать поздравительную открытку, письмо, поделиться радостью о том или ином впечатлении, встречах. В наше время так вроде бы уже и не принято делать — всё захватила техника. Он лично и письменно поздравлял сотни людей с праздниками, днём ангела, юбилеями.

«Я буду хранить эти его послания всегда, — говорит отец Матфей. — Буду всегда просить в своих молитвах, чтобы Господь воздал ему Венец Правды, который он заслужил».

Для новопоставленных священнослужителей Москвы, которые совершают в Богоявленском соборе свои первые богослужения, отец протопресвитер — живой пример благочестивого отношения к великому таинству священнослужения, молитвенного предстояния пастыря у престола Божия. У батюшки много духовных чад. За советом и помощью к отцу Матфею приезжают верующие не только из самых отдаленных уголков России, но и из-за рубежа, в том числе и из его родной Украины.

В последнее время он ходит, опираясь на трость. Годы берут свое. 22 сентября 2008 года батюшке исполнилось 83 года. Но он отставляет трость в сторону, когда служит.

Во время прохождения по различным епархиям самого протяженного и длительного в мире крестного хода Владивосток-Москва (10500 километров) Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», которая проходила с мая 2007 по июнь 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия и была посвящена воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, тысячи православных верующих России поклонились главной святыне программы — списку Казанской иконы Божией Матери из Богоявленского собора. Этот список был приложен к чудотворному Казанскому образу собора.

По инициативе настоятеля — протопресвитера Матфея Стаднюка, решившего передать святыню для столь благого дела, список вручил организаторам программы викарий Святейшего Патриарха Алексия архиепископ Истринский Арсений.

Верующие в течение более года, что продолжалась программа «Под звездой Богородицы», смогли поклониться и ещё одной святыни из Богоявленского собора в Елохове, которую отец Матфей Стаднюк также передал для участия в программе (причем передал из своей кельи), — старинному кресту-мощевику с частями камня Гроба Господня, частицей Пояса Пресвятой Богородицы, частицами мощей Иоанна Предтечи, Евангелиста Матфея, Игнатия Богоносца, Иоанна Дамаскина, Сампсона Станноприимца и других святых.

И ещё об одной святыни собора нельзя не сказать. Это — список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, который отец Матфей привез после одного из посещений родных мест — села Залесцы Тернопольской области Украины, расположенного неподалеку от Свято-Успенской Почаевской лавры. Ныне рядом с этим образом, находящимся в Благовещенском приделе собора, упокоился Святейший Патриарх Алексий.

Взгляд через несколько эпох

Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Димитрия Донского.

«Елох», «елоха», по словарю Даля, — это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес.

А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной».

В 1712 -1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.

После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм.

Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.

«Сего же 1837 года мая 21 дня, — записано в клировой ведомости, — настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному».

Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792 — 1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка.

На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулись сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.

Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Так бы поступать и нынешним бизнесменам. Вот только не очень они торопятся следовать примерам меценатов-патриотов старой России.

Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.

На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня — будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.

Здесь служил Святитель Тихон

В XX столетии, омраченном богоборчеством властей страны, кровью новомучеников, собор, слава Богу, не закрыли. Его неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), который пророчески предвидел, сколько жертв будет положено на алтарь новой власти.

«Опомнитесь, безумцы, — взывал Святитель к палачам. — Прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, — не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское…».

Уже в 1917 году Всероссийский Поместный Собор решил поминать «всех исповедников и мучеников, усопших в нынешнюю лютую годину гонений». Сведения о них собирали и в 1920-е, и в страшные 1930-е годы. Собирали тайно, только чтобы сохранить память.
Лишь в конце XX века стала возможна канонизация новомучеников и исповедников Российских. За последнее десятилетие Синодальная комиссия по канонизации святых скрупулезно изучила уже тысячи дел.

В 1989 году к лику святых был причислен и Святейший Патриарх Тихон. Прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его 7 апреля 1925 года для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения — но пришла весть о внезапной кончине Патриарха.

Патриарший собор

Вскоре после смерти Святейшего Патриарха Тихона митрополит Сергий (Страгородский) был назначен заместителем Патриаршего Местоблюстителя, а затем стал и Патриаршим местоблюстителем.

С этих пор он по Промыслу Божию фактически возглавил Русскую Православную Церковь, приняв на свои руки заботу о ней в страшные годы гонений, в себе исполнил слова своего святого предшественника: «Умереть нынче немудрено. Нынче труднее научиться как жить» и «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была бы польза».

Но если сам митрополит Сергий был готов стоять до смерти за веру Христову, то не мог позволить себе хранитель Святой Церкви отправить на эшафот тех православных русских людей, кто остался верен Христу, обречь христианство на истребление по всей некогда Святой Руси. Тогда и пошел он на диалог с безбожной властью, заявляя о церковной лояльности и гражданском непротивлении, сохранив при этом за Церковью право на сохранение вероучения и свободу внутренней жизни.

Широко известно его Послание к пастырям и пастве от 29 июля 1927 года, так называемая Декларация, в которой было сказано, что Церковь, храня верность Православию, разделяет радости, успехи и неудачи со своей гражданской родиной, тогда — Советским Союзом (а вовсе не «с большевиками», как об этом иногда ошибочно говорят).

В феврале 1935 года Бауманский райсовет, не менее безумный, чем тот, чье имя он носил, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе… один из крупнейших кинотеатров Москвы.
К счастью, этому сатанинскому делу не суждено было сбыться.

После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего Патриаршим собором, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий перенес в Елоховский собор свою кафедру.

«Идет война народная, священная война…»

Особого уважения заслуживает деятельность Патриаршего Местоблюстителя в дни, когда началась война с фашистской Германией. 22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения Сталина к советскому народу митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору.

Из уст Церкви — гонимой, но перед лицом смертельного врага отодвигающей свои обиды, прозвучали великие слова о том, что наше святое дело — дело правое, и враг будет разбит. Победа будет за нашим народом. Митрополит Сергий сказал находившимся возле него: «Господь милостив, и Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли, поможет нашему народу перенесть годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну нашей Победой».

В тот же день он стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви» по всем приходам Русской Православной Церкви. В нем было сказано: «…Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг….именно нам нужно помнить заповедь Христову: „Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя“. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины…. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!».

Слова, обращенные к «братьям и сестрам», о нашем «правом деле», о «великих предках», которые должны были вдохновить стоящих насмерть русских воинов, — абсолютно новые формулы в устах коммунистического руководителя! — повторит 3 июля 1941 года в своем выступлении по радио Председатель Комитета Обороны Сталин.

В осадные октябрьские дни 1941 года, когда до Москвы, до Кремля фашистам оставалось едва ли полсотни километров, митрополит Сергий вновь обращается к московской пастве: «Не в первый раз русский народ переживает иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли!». Силен враг, но и «Велик Бог земли русской» — так воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. «Господь даст, придется повторить этот возглас теперешнему нашему врагу».
12 октября 1941 года митрополит Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия Местоблюстителя митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после составления завещания Патриархия была эвакуирована в Ульяновск и разместилась в маленьком доме на окраине города.

7 ноября 1941 года войска прямо с парада уходили на фронт. Верховный главнокомандующий — теперь уже с трибуны мавзолея — обратился к воинам и говорил о вещах, слабо соотносимых с идеологией того времени: пусть вдохновляет вас образ великих предков… Сталин называет имя святого благоверного князя Александра Невского, называет имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, называет имена Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова… Вот кто должен был вдохновлять бойцов Красной Армии! Это был последний резерв у Верховного главнокомандующего. В тот момент никаких больше резервов под Москвой не было. Дальше Сталин говорит о том, о чем и положено говорить вождю большевистского государства. Но его обращение к предкам — это историческое обращение. Это признание той роли, которую должна играть Церковь.

И недаром в 1942 году, несмотря на военное положение и комендантский час, в Москве было разрешено празднование Пасхи, на которое в Богоявленский кафедральный собор стянулись тысячи людей.

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском Соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации — восшествия на Патриарший престол.

К сожалению, жить ему оставалось уже недолго. Святейший Патриарх Сергий погребен в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года.

В 1948 году над могилой Святейшего Патриарха Сергия было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом — последняя, покаянная работа великого русского зодчего академика Алексея Щусева. До октябрьского переворота по его проектам строились храмы. Потом был мавзолей Ленина…

В дни рождения и памяти Святейшего Патриарха Сергия в Богоявленском соборе у его гробницы особенно много богомольцев, которые приходят почтить память святителя, с Божьей помощью сохранившего для них Церковь в годы гонений.

Вот что сказал с позиции дня сегодняшнего о роли Святейшего Патриарха Сергия, «Предстоятеле Церкви мучеников», неоднократно служивший панихиды на его могиле почивший Святейший Патриарх Алексий II:

«…Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, отличавшийся глубокой, но отнюдь не „кабинетной“ ученостью, он столкнулся с попыткой тоталитарных властителей полностью уничтожить канонический церковный организм. Перед лицом этой опасности — а она для православного христианина угрожает не просто кризисом церковной администрации, но прежде всего утратой возможности прибегать к богослужению и Таинствам, без которых немыслимо спасение, — Патриарх Сергий употребил все усилия, чтобы, не поступившись верой и канонами, как это сделали обновленцы, сохранить для верующих возможность припадать к духовной сокровищнице Церкви… Поистине поражает, что в годину самых лютых репрессий, когда многие некогда бескомпромиссные политики целиком отказались от своих убеждений, возглавитель Русской Церкви столь ясно свидетельствовал о вере перед лицом всемогущего тоталитарного государства.

В годы первосвятительского служения Патриархов Тихона и Сергия Церковь услышала апостольский призыв: „Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете“ (1 Пет. 4, 12–13). Сонмом мучеников Церковь Русская засвидетельствовала свою веру и уготовила свое будущее возрождение. Среди исповедников Христовых мы можем в полной мере назвать святителя Тихона и Святейшего Патриарха Сергия, проведших немалое время в заключении и тяжко пострадавших от гонителей Церкви.

Надобно особо отметить труды первых послереволюционных Патриархов по сохранению и воссозданию единства Церкви.

Поддержанный безбожниками обновленческий раскол, а также различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения. Твердость в отстаивании канонического церковного устройства привела к тому, что большинство верующего народа не покинуло Церкви-Матери, а основная часть раскольников вернулась в нее… В последнее время прошлое нашей Церкви нередко выставляется в искаженном свете, ее епископы становятся объектом злонамеренной клеветы. И делается это сознательно — „поражу пастыря, и рассеются овцы“ (Мф. 26, 31). Хотелось бы напомнить, что наши предшественники, Предстоятели Церкви мучеников и исповедников, сталкивались с этими тенденциями с момента возрождения Патриаршества в 1918 г.….Недолго судил Господь осуществлять Святейшему Патриарху Сергию его Патриаршее служение. Менее чем через год Господь призвал его в Свои вечные Небесные обители…

Сегодня разные силы пытаются доказывать, что деятельность Святейшего Патриарха носила характер соглашательства с государственной властью. Нет, он пытался доказать властям, что Церковь хочет продолжать свою миссию и переживает радости своей Родины, как свои радости, и печали и горе, как свою печаль и свое горе. Одной из главных заслуг Святейшего Патриарха Сергия, видного богослова, иерарха Церкви нашей, является то, что он сохранил в тяжелейшие годы Церковь, провел ее через бури, треволнения и испытания к моменту восстановления Патриаршества».

Дорога к Храму и соблазны

Вполне буржуазными выглядят сегодня улицы Бауманская и Спартаковская вблизи станции метро «Бауманская», все еще продолжающие, увы, носить революционные названия. Правда, Спартаковская кое у кого теперь ассоциируется с названием «народной» футбольной команды.

Дороги, ведущие к Богоявленскому собору, полны соблазнов. Святыню буквально пикетируют расположенные вокруг нее шикарные магазины, казино, залы игровых автоматов, банки, бары…

«Тьфу, тьфу, нечистая!» — шепнет истинный православный, увидев разгул разврата и пошлости.
И здесь же, на фоне неправедно нажитого богатства, нагло лезущего в глаза, путник-богомолец видит такого же, как он сам, бедного человека и подает ему Христа ради на хлебушек.

В сквере рядом с храмом по-прежнему высится, оскорбляя чувства верующих, памятник «пламенному революционеру товарищу Бауману». Как и его соратники, Бауман ратовал за разрушение храмов, на что благословил их Ленин. Об этом и сегодня напоминают слова вождя мирового пролетариата, высеченные на постаменте.

Памятник революционеру-террористу стал своеобразной «крышей» для расположенного за ним ресторана с разудалым названием «Разгуляй». Это питейное заведение цинично зарабатывает деньги и на своем соседстве со святыней, и на революционном идоле, и на эксплуатации исторического названия одноименной площади.

Впрочем, молодежь нынче «отвязанная». Она знать ничего не хочет. Предпочитает поклоняться лишь «богу винопития» — Бахусу, расположившись прямо у подножия памятника верному ленинцу Бауману. Да и сам царь Петр I в. свои юные годы здесь, в Немецкой слободе, был подвержен сему греху. Но он сумел отказаться от дурных привычек, коим учили его иностранцы, и, окружив себя лучшими сынами Отечества, стал великим Реформатором России.

Потомки же «птенцов гнезда Петрова» — современники наши из Немецкой слободы, — похоже, не уважают нашей отечественной истории. Да и знают ли они историю России? Читали ли Пушкина? Известно ли им, что библиотека, открытая в 1899 году в честь 100-летия национального гения, которого крестили в Богоявленском храме, находится здесь, рядом, за их спиной, и носит его имя?!
Можно бы и спросить их об этом… Но, увы, даже если что-то и отложилось в их головах со времен школы, то все эти знания им теперь «по барабану»… В их среде не принято, даже стыдно это — думать о чем-то!

А ведь это наша смена! Как же таким вот «недорослям» доверить Россию?!

Да, сегодня, к сожалению, пока еще не все дороги ведут к Храму. А иные дороги — никуда не ведут: тусовка — это не путь, это топтание на одном месте.

Да, давно пора этому уголку старой Москвы, который подарил миру гения, присвоить название либо муниципальный район «Пушкинский», либо муниципальный район «Елохово» и переименовать нынешнюю станцию метро «Бауманская» в честь одной из главных святынь нашего Отечества — Богоявленского кафедрального собора.

Но, увы, духовное прозрение наше — в новой России — идет долго и мучительно. Мы вновь и вновь упускаем шанс за шансом.
Доколе же нам ждать, чтобы вот у таких, дорогих сердцу русского человека святых мест в Москве и по всей России были достойные имена?

Обнадеживает, что и в праздники, и в будни народ со всех концов России стремится к золотым куполам Елохова. Здесь люди разного возраста, разного достатка, но одной веры. Кто приходит с надеждой — уходит с благодарностью. Кто приходит с верой — уходит с любовью, с готовностью к действию. Поэтому можно быть уверенным: все дороги, которые идут из Храма, способствуют возрождению России.

Наше Отечество все ещё на пути к своему духовному возрождению. И Богоявленский кафедральный собор в Елохове служит этой праведной цели. Люди выходят из него просветленными. Свет, который они несут в своих душах, озаряет не только их обыденную жизнь, но окружающих их людей. И Света вокруг становится всё больше…

Комментарии