Вы здесь

Стихи рождаются, как дети

   Произошло событие мирового значения: рыжая хохлатая курица снесла яйцо. О том, что так оно и есть, свидетельствовало громкое, на весь птичий и хозяйский двор, кудахтанье несушки.

   Речь пойдет о ТВОРЧЕСТВЕ, СУДЬЯХ и ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ. Человек создан по образу и подобию Божию, а значит, способен творить. Каждый человек, все люди. То, что у человека, как говорится, на языке – плоды его словесного творчества, ведь не все время мы пользуемся цитатами, в основном сами конструируем предложения. Практически все люди с рождения имеют дар слова. Сначала говорят приблизительно одинаково и одно и то же: мама, папа, баба, хочу, дай… Потом происходят чудеса: кто-то начинает писать стихи (первые неловкие – детские, юношеские), а кто-то в нежном возрасте такие простые и добрые слова, как папа и мама, исключает из лексикона и переходит на сугубое сквернословие.

   Новорожденный малыш криком возвестил о не менее важном, чем появление яйца от курицы, событии: он преодолел нелегкий путь из лона матери на свет Божий. Такого труда и такого упорства в достижении спасительной цели многие из родившихся уже никогда не проявят за всю свою долгую или не очень жизнь. Устал, но всем своим существом пытается продолжить благое начало – хочет жить. Его неосознанное желание, его непознанное стремление сильнее его немощи: он не свою волю творит – Божью. ТВОРИТ БОЖЬЮ ВОЛЮ. Вот когда рождается самое сильное, что есть в человеке! Рождается не в тканях мускулов, не в лабиринтах мозговых извилин. Рождается задолго до того, как крохотное тельце новорожденного покинет утробу матери. Ведь на протяжении девяти месяцев там происходили чудесные превращения, которые можно только изучать и объяснять, но не предсказывать во всей их полноте и многогранности. При очередной же неудавшейся попытке вещать будущее – только философски разводить руками: «Наука этого еще не превзошла, но вот когда человечество достигнет…» НИКОГДА. Потому что, если бы это было дано человеку изначально, то не было бы необходимости в существовании таких слов, как ЧУДО и ТАЙНА. А они существуют, и не только в виде слова.

   Речь идет о ТВОРЧЕСТВЕ, СУДЬЯХ и ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ. Помню просьбу в Великий пост: «Посмотри, пожалуйста, вот этот фильм: сын-подросток хвалит, говорит, что правдивый, жизненный. А муж только одну коробку от диска увидел, сломал ее тотчас (сам диск не удалось, только погнул) и недорослю нашему оплеух надавал. Оно, конечно, верно – от греха подальше! Только вот после некоторого размышления я потихонечку диск из мусорного ведра достала и выправила. Потом втихаря поставила, чтобы посмотреть. Не смогла. Там такое! До сих пор сцены из фильма перед глазами. Душа болит. Что же делать? Сын у нас очень добрый, стихи пишет. Мне, с молоком матери впитавшей «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мело, мело, по всей земле…», «Душа сбылась…», они слух режут. Но какая в них боль! Криком кричат, на помощь зовут, как искалеченные тела раненых, сама видела, а не по фильмам знаю, мы ведь с мужем вместе служили, там и познакомились. Душа-то плачет! Душа сына моего. А от чего? Может, и он, как те мужики… Мы же его любим. И он нас. Я не могу сама разобраться. А с мужем поговорить – только гнев вызвать. Он у меня крутого нрава. Поэтические пробы сына считает бестолковым занятием, соплями-воплями: на них будущую семью не прокормишь, да и свихнуться можно. Напрасно сына обижает. Умный, мужественный, айкидо занимается, только вот душа у него более тонкая, чем у нас с мужем… Муж, хоть и крещеный, «чрезмерное увлечение Богом» сына не одобряет, считает, что все это выбрыки переходного возраста, назло родителям, а Бога в душе надо иметь и жить по совести…»

   Да… Хорошая просьба о помощи… Начало поста. К священнику бы, еще лучше - духовнику, да не хотят. Многие братья и сестры сразу бы посочувствовали: «Вот искушение!» Псалом первый: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» Именно так и сделал не читающий псалмы «верующий в душе» отец подростка: выбросил диск. Мать же мальчика, выражаясь языком профессионального верующего, умышленно решила оскоромиться. И я туда же. Недаром женский пол слабым называют.

Мысленно уже готовилась к исповеди и молилась, ведь все накладывает свою печать… «Оно» накладывает, как ему и свойственно, а Господь по Своей воле, которая непостижима и выше всякого закона, снимает бремя. Для чего же? Не знаю я этого, сказано же – неисповедимы пути. После просмотра фильма в памяти застрял только вопрос-ответ одного из главных героев с искалеченной душой: « А мне интересно было, как далеко ты сможешь зайти». Это о герое, который искал правду. Конечно же, не Божью, а свою. И нашел. Искал свою правду о другом, а нашел чужую о себе. И ужаснулся. Как с этим жить?

Ну, если без Бога, то… По-всякому бывает. Неисповедимы пути Господни. Он один есть абсолютная Любовь. У Него даже наказание бывает милостью. А помилован может быть и разбойник только за одно искреннее покаянное движение сердца. Еще и такая мысль возникла (одним из героев фильма был католический священник): христианство должно быть гонимым для сохранности чистоты рядов, как выразились бы партийцы прошлого века. Это не значит, что нужно самочинно устраивать гонения (проблемы неофитства, младостарчества, «дедовщины» уже переступили наши пороги) – инкубаторы создавать нельзя. Да и вообще всякого рода инкубаторы-оранжереи допустимы только для животного и растительного мира. Для человека они – смерть. И для творчества – тоже.

   «Вчерашний день часу в шестом…» не Некрасов зашел, и не на Сенную, а на один из интернет-сайтов. Речь идет о ТВОРЧЕСТВЕ, СУДЬЯХ и ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ. Там «били» не «женщину кнутом, крестьянку молодую», а распекали неудачливых рифмоплетов, то бишь изливающих душу в художественном слове. Поразительно, что больше было все-таки милующих, нежели бичующих. Благая весть! Евангельская проповедь достигла не только умов, но и сердец современников рационального века. Но, как выяснилось, практически все милующие были сестрами и братьями не только во Христе, но и по Музе, то есть сами пользовались даром слова. Что ж, за неимением лучшего…, ведь как может сытый понять голодного, богатый бедного, а тем более – безгрешный грешного. То, что удостаиваются таланта не всегда, по нашему мнению, достойные – факт. Но иной суд Божий и иной человеческий. То, что не все праведники и святые имели уста златые – тоже факт, многие из них вообще держали уста заключенными. Да, трудная это задачка, отделять зерно от плевел, тем более для того, кто зерно пшеничное в глаза не видывал, а только на лекциях в сельхозинституте о нем слышал. Но еще труднее тому, кто злое увидеть не в состоянии (прежде всего, в себе самом), да сам злом не был бит, не говоря уж – покалечен. Очевидно, что в вопросах, связанных с творчеством, без любви к Богу и Его прекрасному творению, каковым по замыслу является человек, не разобраться.

   Плодов человеческого творчества (использую не по поводу слова поэта А. Вознесенского), как «…звезд, как микробов в воздухе…» Да и сами творческие плоды можно сравнить со звездами и микробами. Попробуем разобраться. О посредственном человеке говорят, что он звезд с неба не хватает. Так вот, в творчестве, наверное, все очень просто: если не стремишься к высокому (а что или кто выше Бога?), то остается тебе микробов кормить и выращивать, а сам ты – посредственный. Это слово отнюдь не ругательное и не пренебрежительное. Оно просто объясняет, откуда черпает силы посредственное творчество – из наших собственных сил, средств. Это то, на что мы сами, без Божьей помощи, способны. А дальше еще проще, чем мух от котлет отделить: все высокое в творчестве – от Бога, оно не мое, я только орудие промысла в руках Божиих. Остальное – тайна. В хорошо известном эпизоде евангельского повествования, когда спросили, в чем грех этого человека или его родителей, что он слеп, из ответа Христа узнаем о истинной причине не слепоты вообще, а о причине отсутствия зрения только у того человека, о котором шла речь: на нем должна была явиться слава Божия. На ком изволит Господь явить Свою славу, нам не дано предугадать. Но все мы, всеми своими силами, всеми своими способностями и умениями, врожденными и приобретенными, должны работать Господеви, не рассуждая, «кто больший, кто меньший». А друг к другу относиться бережно, как работник к орудию труда, с помошью которого зарабатывает хлеб насущный. Что может землекоп без лопаты, таксист без машины, хирург без скальпеля? Так и для нас наши ближние – и лопата, и машина, и скальпель, при помощи которых мы прокладываем дорогу в Царство небесное или отсекаем пути к нему.

   Не все так просто и однозначно в современном мире. Границы раздвигаются, понятия смешиваются, слова освобождаются от единства с делами, человек расщепляет и природу, и свою целостность на все более мелкие и многочисленные частицы, уровни и частности, утопая в этом нагромождении и совершенно не понимая уже, где собственно находится и что собственно делает, а главное – зачем. Остается, как у животных, один инстинкт – копаться и рыться в поисках. Вот и смотрят на человека собаки по-человечьи, а люди становятся злыми, как собаки. Наступит день, когда человеческое большинство, совершенно потерявшее жизненные ориентиры, полностью погрязнет в этом процессе обнюхивания всего и вся, страдая депрессиями и стрессами от неспособности объять необъятное. В подобной атмосфере существуют и ее воздухом, а точнее угарным газом, или тлетворными испарениями, дышат современные люди, искусство же отражает. Отражает состояние наших душ. Вот откуда «сопли-вопли» на поэтических сайтах. Плачут человеческие души. Страдают от одиночества, отсутствия мира, любви и согласия, от собственных немощей греховных… Искренние добрые души плачут кровавыми слезами. Озлобленные извергают потоки хулы и брани. Кто чем богат, тем и делится. Вопиют даже самые независимые, гордые, высокомерные, циничные, насмешливые… Более того, именно они остро нуждаются в общении, иначе бы не выкладывались на сайтах.

   Пути Господни неисповедимы: кто-то через муки творчества приходит к Богу и обретает радость духовную, ведь сказано же «… бремя Мое легко и иго Мое благо». Не зря психологи наделяют искусство компенсаторной функцией: пока ориентиры потеряны, душа расслабленна и не обрела радости богообщения, человек ищет утешения. И этим утешением часто становится искусство. Ну, и слава Богу, что пишут стихи в тетрадях, а не ругательства на заборах. Значит, сердце на ладони. Значит, душа живая, чувствует еще по Чьему образу и подобию сотворена... Радуется и страдает – ощущает присутствие добра и зла.

Как умеет, так и дышит. Бога ищет, даже если сам человек не осознает этого... И душа для Любви воскресает – вот зачем существует искусство. А Господь, обо всех благое попечение имеющий, управит. Пусть стихи рождаются, как дети. Даже если это стихи в кавычках, а процесс творчества в одной отдельно взятой душе не имеет мирового значения. Скоро такие души, искренне переживать умеющие, днем с огнем искать придется, несмотря на возрастающую всеобщую грамотность и религиозность. Пока настоящее время еще не стало последним, как не вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «… жатвы много, а делателей мало; Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Пастыри добрые нужны овцам словесным заблудшим: искренние, любить умеющие, духовно опытные – молитвенники.

   На протяжении своей многовековой истории Христианство развивалось и распространялось, охватывая все новые и новые территории, завоевывая сердца тысяч и тысяч людей, преображая их души спасительным светом. Люди получили возможность меняться к лучшему и менялись: восстанавливая связь с Богом, обретали Жизнь Вечную. Доказательство тому – сонм святых Божиих, на земле просиявших. Наивно полагать, что силы зла в это время дремали. Они изощрялись во всех свойствах, им присущих. Но поскольку зло не является творческим началом, созидать не умеет, только разрушать, оно подражает: лукаво маскируется, принимая вид добра. Вот и мы иногда творим по своей воле добрые, как нам кажется, дела, а плоды их оказываются горькими. Сеем, как нам кажется, только пшеницу, а собираем в придачу к ней и плевелы, если не хуже – одни плевелы.
   Что же делать? Пойду-ка еще раз открою Евангелие. Открытий всем – радостных. ЛЮБВИ. 

Комментарии

"Все высокое в творчестве – от Бога, оно не мое, я только орудие промысла в руках Божиих. Остальное – тайна."

Очень точное определение, Елена! Слушая музыку Генделя или Бетховена, даже мысли не возникает, что такое можно было сочинить без помощи и особого произволения Божьего. Творчество в высшем его проявлении - тайна...

Спасибо за статью.clapping

  Здравствуйте, Елена! В "Омилии" я без году неделя, ещё плохо знакома с авторами. Обратила внимание на вашу статью. Несколько лет назад я пришла в литобъединение. Стихи, которые я читала, были о Господе, о наших грехах и покаянии. Однажды подошла ко мне опытная пожилая дама-литератор и сказала, что духовная тема у них не котируется. Прошло года три-четыре, стихи дамы всё больше обращены к душе, к вечным ценностям. В 2009 году Свято-Ильинским храмом Евпатории был выпущен поэтический сборник евпаторийских православных авторов, среди которых немало членов нашего ЛИТо. А говорили, что духовная тема не котируется. Мне кажется, даже несовершенные детишки-"стишата", написанные искренно, способны уронить зёрнышко в другом отзывчивом сердце, а дальше - больше: от сердца к сердцу. Спаси Господи за статью.

Елена Шутова

  Верно полагаете, что от сердца к сердцу - кратчайший путь Любви. Вот и работаем (кто как может) - сердцем. Момент же Истины рано или поздно наступает для каждого - будем молиться, чтобы как можно раньше. Спасибо, Татьяна, за общение, щедрого вдохновения и радости творчества во спасение.

Андрей Вагнер

 "Сеем, как нам кажется, только пшеницу, а собираем в придачу к ней и плевелы, если не хуже – одни плевелы."

Так и есть, Елена. Только это не повод не сеять.
Да, дети могут родиться ущербными. Могут стать здоровыми, розовощекими подлецами. Но это не повод не рождать. И не повод оскоплять себя умышленно.
Собственно в нашем с Вами деле, в сравнении с сельхозземледелием, обратная пропорция. Там посаженное зерно приносит 10 плодов. У нас же 10 посаженных плодов прорастают одним зерном. И тем более это повод сажать больше. А Господь удобрит почву.

Ну и потом:
Стихи до нас сданы в печать
В небесных где-то эмпиреях,
А нам осталось только внять
Звукоснимателями перьев.

Елена Шутова

стихи не сочиняют, там, думается, иные блаженства. Писать иль не писать - наш выбор. Кстати, иметь иль не иметь детей - тоже. Трезвение необходимо, чтобы не лить воду на мельницу бесовскую, чтобы не страстям работать, а Господеви. За каждое слово ответим и не покиваем головой, мол, мы только звукосниматели. Но лейтмотив статьи все-таки - ЛЮБОВЬ, так мне хотелось.
  Спасибо, Андрей, за труд прочтения. Очень понравилась Ваша характеристика писательского труда по части урожайности.
  Божией помощи во всех Ваших трудах. 

Мария Коробова

- Наверно, эти слова можно назвать ключевыми. Елена, но как часто зло рядится в белые одежды (помните одноименный роман Дудинцева? "Зло выбирает высокий берег"...) Или по крайней мере в привлекательные для молоди цвета. Дети-цветы, готы, незнай-кто... - сколько их сгинуло от наркотиков, ложных (наведенных!) целей в пучине этого зла. Как радует поэтому, когда юный человек приходит к Богу, а не к черным уловителям душ. Сквернословие - тоже способ бросить в пучину скверны. Нет пороговой черты, табу, хоть метки какойто... Тончайшая этическая прослойка, отличающая нас от остальных обитателей планеты истончилась - "пургаццо" - "смывание" , "размывание" ценностей - так определял проблему красноярский профессор П. Железняк. Выхожу из автобуса на совей артрозной ноге и еще две пожилых женщины впереди. Вдруг...изрядно потеснив, а кого и толкнув, вперед резво протискивается группа "детишек" лет по 13-ти. - "А что, пропускать Вас, что ли, толсто...х! - бросает отрок. Хотя им достаточно было не пропускать - мы впереди двигались, -а просто подождать своей очередности выхода. Что, на гору к Нараяме скоро будем стариков отправлять, как в средневоковой Японии?! А в беде по сути эти подростки. Они- следом за нами, и, похоже, многие не туда спешат и не туда придут. "Одни плевелы"? Ах, милая Елена, как хотелось бы увидеть и пшеницу. "Пастыри добрые" не справятся без нас. Это мы должны идти и пытаться что-то делать. Я нахожу сейчас много пользы в приходской работе с молодежью и детьми. Да, это капля в море - но и капля точит камень...
С огромной симпатией Нижегородская Омилийка

Елена Шутова

  Признаюсь, что уж и соскучилась Отрадно, что в мире, где прогрессирует индивидуализм, находятся крылатые сердца и милосердные души - это очень важно, чтобы не зачерстветь, не превратиться в бесплодную почву. Но мне хотелось сделать акцент на приоритете духовного: по замыслу Творца в человеке дух должен управлять душою. Антропология человека - дух, душа, тело, а не наоборот. Неуправляемая душа в апогее - это горькое "Распни Его!" В повседневности же неуправляемая душевность выглядит очень даже мило и привлекательно. Тем и опасна, поскольку на нее, на наши чувства, нацелены ищущие "во мраце состреляти" - темные силы. Вот и нужны именно пастыри добрые овцам душевным, словесным. Тем не менее, склоняю голову перед волонтерами. А хамство - оно реабилитировано в нашем обществе. Были когда-то и по этому поводу печальные размышления в виде статьи "Реабилитация хамства".

  Со взаимной симпатией  , . Желаю спасительной радости и успехов в работе с подрастающим поколением, Божией помощи во всех Ваших трудах, Мария. И здоровья крепкого.

Что, на гору к Нараяме скоро будем стариков отправлять, как в средневоковой Японии?! А в беде по сути эти подростки. Они- следом за нами, и, похоже, многие не туда спешат и не туда придут.

А ведь Россия презентовала уже проект устройства городов детства, городов стариков - так что туда несёт нас. Подробнее тут. Ну, и города - зоны труда, стало быть будут. Социализация детей тоже осуществляется на наших глазах. Думается мне, что и ювеналка, и пропаганда гомосексуализма - всё это нацелено на разрушение семьи, которой не останется места в очень практичном будущем.

Елена Шутова

   Именно таким путем: отсекая корни (стариков), обрывая цветы и срезая ветви (детей) - разделяя и уничтожая семью - малую церковь, школу любви и милосердия. Так и есть, Светлана. Разделенными, а затем и согнанными в стадо иванами, родства не помнящими, легче управлять. И все упомянутые Вами способы приводятся в действие с молчаливого согласия обывателя - он сладко спит и видит цветные сны о цивилизованном земном рае, где на больную мозоль не давят и щедро расстелена скатерть-самобранка для него, единственного и неповторимого, самого-самого-самого... Заметьте, уже не для его семьи, а для него одного - вот подлинная правда об эволюции homo sapiens.

Мария Коробова

На Востоке понятие благоденствия выражается формулой: "...Чтобы слева от меня был малый, а справа - седобородый". Разобщение и так царит повсюду, а если подталкивать искусственно... В Америке дом престарелых - норма, обыденная форма организации жизни. В книге-эссе "Остановите самолет, я слезу!"(кажется, это Эфраим Севела) очень горько и иронично рассказывается об этом. Все равно выходит: хранителем базовых ценностей в наших славянских культурах выступает православие.

Грстно все это. Но правда. И Вы верно угадали суть явления - "осудела любовь". Не помню наизусть текст из службы Новомученикам РПЗЦ - "осукдела вера, поколебалась надежда...что-то еще про любовь" - все это и есть. Хорошо, если Господь призрит свыше. Но не люди. Люди разве что добьют...иногда правильно и сделают. Кстати, помните, как в церковной гимнографии часто именуют человека: "словесная овца" (совершенно точно указывая на наделенность даром слова"). А (прыскаю в кулак) сказочник Толкиен на сказочном языке назвал так сказочных эльфов - "говорящие". Удивительно, что христианство (и христиане) акцентируются на том, чтО есть слово. Хотя...вспомним Ин. 1, 1). Интересная статья!   

Елена Шутова

за прочтение и общение. Совершенно верно: мы - говорящие, причастные Слову. И тем печальнее оскудение любви, которая и роднит нас со Словом. Точно заметили, что бывает и так: оскудевшее иначе не вразумляется, как соответствующими методами - печально, но факт. Это, как есть, а не как должно быть. Но так оно есть. А разрывать порочный круг нужно, иначе креста не получается, а без Него и спасения нет. В христианстве много удивительных акцентов: "чтО есть слово". И - свобода!
  Мира-любви-радости нашим сердцам.

Юлия Санникова

 Елена, очень эмоциональная, искренняя статья! И Вы правы, плоды нашего творчества порой несут не то, что мы понимаем под добром. Зачастую, это лишь наши собственные заблуждения, горькие для читателей! Поражает Ваша любовь и к тем, кто попадает в эти сети заблуждений....Вы не обвиняете, а лишь указываете на заблужения. 

"Озлобленные извергают потоки хулы и брани. Кто чем богат, тем и делится. Вопиют даже самые независимые, гордые, высокомерные, циничные, насмешливые… Более того, именно они остро нуждаются в общении, иначе бы не выкладывались на сайтах".

Вы правы, эти люди нуждаются в общении, и в тонком намеке на ошибки, которым и может служить Ваша статья! 

Не могу не отметить и эту цитату:

"В подобной атмосфере существуют и ее воздухом, а точнее угарным газом, или тлетворными испарениями, дышат современные люди, искусство же отражает. Отражает состояние наших душ. Вот откуда «сопли-вопли» на поэтических сайтах. Плачут человеческие души. Страдают от одиночества, отсутствия мира, любви и согласия, от собственных немощей греховных…"

Я вижу в этих строках Ваше искреннее сочувствие  заблудшим...

Помощи Божьей Вам в нелегком деле подобного руководства!

Елена Шутова

   В том-то и дело, Юлия, что сама я тоже овца заблудшая и нуждаюсь в добром пастыре. Из такого представления о себе и есть удобнее всего рассуждать о том, что происходит в мире. А происходит очень агрессивное и лукавое.
   Помню, в детстве видела, отдыхая в деревне, как бабушка-хозяйка усмиряла не в меру общительного петуха: "На кого прыгаешь, окаянный? Петух, а мозги куриные! В суп пойдешь! Будешь знать, как людей топтать!" Не смирился петух, и "казнь" его ужасна была: обезглавленное тело, вырвавшись из старческих рук "палача", долго металось по двору, размахивая окровавленными крыльями.
   К чему это вспомнилось? Поводом для статьи было "избиение младенцев" - юных поэтов. Помнится, как отчаянно сопротивлялся один юноша: на критику (кстати, не только злобную) перестал реагировать вообще и все выкладывал и выкладывал свои очень длинные стихотворения. Больно мне сделалось, но стать для него добрым самарянином тогда (2года назад) не нашлось достаточно любви в моем сердце. А он все метался и метался в своих чувствах... Как та несчастная птица. Затем был диск с фильмом. Потом общение с одной юной христолюбивой душой, младостарцем искалеченной. Так и рождалась потихонечку статья.
   Спасибо, Юлия, за общение. Будем взаимно согреваться. Радости Вам творчества во спасение.

   Простите, что не всегда оперативно реагирую: заглянуть время чаще находится, чем написать. Но, думается, это тоже общение.