Вы здесь

Счастье по трамвайному билету ("Только в Рождество")

На свете радость неизбежна…
Давно и прочно знаю я:
Любовь встречается с надеждой
На перекрестках бытия.
Но угадать безумно сложно
В глазах заветное родство;
Наверно, только и возможно,
Что на Святое Рождество!

Стоял сочельник. Литургию еще не служили. Светло и золототуманно было на улицах Нижнего Новгорода. Под праздник вернулись морозцы, сменив долгую оттепель. Надежда стояла у окна. Белая кошка по имени Цаца сочувственно подталкивала ее круглой мордашкой под руку. «Кошка, подружка Ленка, работа инженера-программиста, еще квартира-«гостинка» - вот и все достижения, все сокровища. Хорошо, но мало. Любовь-то где?! Ждет подруга – поехать? И что? Опять на Елку с ней и ее детьми; в театр с ней и ее мужем… Господи, ну за что я «на краю чужого гнезда», как Тургенев?! Мне тридцать один, я проживаю не свою жизнь и выйти из нее не могу! Не сложилось.»

Она сдвинула пушистые брови у зеркала, темные строгие глаза глянули на нее вопрошающе и печально. Надя вздохнула и стала одеваться. Через четверть часа маршрутка пофыркивая увлекала ее далеко через мост – в старый Нижний. Солнце заиграло на главах Рождественской церкви, и сердце вдруг дрогнуло нежностью, восторгом, а еще – каким-то смутным ожиданием. «Под Рождество – и в церковь не зайти – худо я живу…» - раскаянно мелькнуло в голове, и Надя неожиданно для себя выскочила у Речного вокзала. Возле булочной стояла маленькая старушка. Она не протягивала руку – верно, устала держать(может, и до паперти дойти сил не достало?). Стояла тихо и кротко и молчала. Надя поправила старомодный вязаный платок и быстро шагнула к ней, доставая «дорожную» десятку. Седенькая женщина остро глянула в лицо: «Помолись в церкви, доченька – унесет твою заботу.» - «А что принесет?» - улыбнулась Надя краешком рта. – А увидишь скоро сама… Надя ласково кивнула нищенке и поспешила к церкви. Удалось зайти, нашлось местечко при входе… -Ах, как хорошо, как благостно! Облачения нынче золотые, и ветви еловые украсили храм…И вот внесли уже свечу, как звезду Вифлеемскую… Надежда помнила сама Рождественский тропарь и подхватила:
« Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» И душа раскрылась заново навстречу чуду - будто нежное золотое сияние наполнило храм и ворвалось в сердце. Она со всеми славила Рождество Святое и ничего, ничего не просила у небес…
Надежда вышла со светлой несуетной толпой и легко пошла по Рождественской. Что-то ликующе пело в ней, что-то незримо свершалось вокруг нее. Надя сообразила, что на автобус уже не хватит – теперь только на «первый» трамвай. «Ну и подумаешь – дойду две остановки с Московского!» - она взлетела на подножку и … последний пятак зазвенел далеко по полу салона, выскочив из перчатки.
В тот день Андрей был не в духе с утра: вот засиделся с братаном – и не поспел на последний автобус. Кто же под Рождество повезет в Большое Мурашкино? Вот всегда так: заедешь в Город… Он тяжело вздохнул. После армии парень кончил Сельхозакадемию – и стал ветеринаром. Не смог родные места покинуть, и мать болела крепко – куда поедешь, если один при ней остался… Вот мамушки нет год, а он все бобылем, все к братану да к тетке – как-то не умеет он знакомиться. Один раз, один раз только уговорили: приходи – училка из Саранска, умненькая и красавица, и дом ей выделили – про тебя ей сказали уже… А он! Застрял тут… Он отвернулся к заиндевевшему стеклу и стал сердито протирать круглое окошечко пальцем. Что-то звякнуло под ногами. Андрей поднял чужой пятак и огляделся. …На ярком с мороза лице незнакомки полыхали черные глаза, и такая в них светилась душа – вся понятная сразу, вся раскрытая, поющая вся. Белый ангорский платок сполз – пушистая темная коса по воротнику. Это же она, она – та, которую придумал себе еще допризывником – русская красавица, искренняя, раскрытая для счастья, чистая…
Надя смело взглянула в лицо неловкому крупному парню с ее пятаком в руке и узнала: «Это он – сильный и добрый, бесстрашный. И я вижу: он ждет меня.»
Две души без слов что-то говорили и говорили друг другу… –Девушка! Билетик возьмите…- тряхнула за рукав толстая кондукторша, и они очнулись. «Я Андрей.» - просто сказал парень. «Я Надежда» - ответила она. Оставим их сейчас, бредущих в золотистой морозной дымке, взявшись за руки. Забегая вперед, скажу: обвенчались они в Большом Мурашкино прямо через месяц. Надя полюбила смешную речку Сундовик и городок на мягких холмах. На новую работу ездит за 50 километров – но счастье дороже. Ее кошка подружилась со всеми Андрюшиными собаками и командует ими. Трамвайный билетик хранится в шкатулке. Перед Рождеством ребята стараются отложить немного и подают щедрую милостыню.
Рождественская история или не Рождественская? Было чудо – не было? Наверное, так: если есть в сердце место милосердию, если не забываешь Бога, а в душе есть надежда – все сложится, все сбудется.
 

Комментарии

Елена Гаазе

связано с Рождеством - это мой любимый праздник. И,конечно, святочные рассказы. Заметила, что чем они проще, тем волшебнее. Хорошо, что Ваш рассказ немногословен, а самое главное - мгновение встречи и узнавания друг друга - показано как рождественское чудо.

 Спасибо!

Мария Коробова

 Здравствуйте, Леночка, и спасибо за внимание к этому (по сути) очерку. История-то подлинная почти во всем! Краткость как раз из жанра. Фабула вообще один к одному. Приехал  (не из Мурашкина, нет, - написала про то селение, что мне самой нравится и которое видала) и застрял; познакомился с девушкой, что из церкви шла... Вот живут. В жизни бывают истории удивительнее самой причудливой авторской фантазии. Я много общаюсь с людьми и эти драгоценные разноцветные камешки, осколочки собираю, прячу до времени. "Поспеть до Пасхи", "Серебряный крестик" - как раз тоже такие (они есть у меня здесь в материалах).

Всего доброго Вам! Ждем праздника.

Ольга Клюкина

 Такой хороший Рождественский рассказик! Казалось бы, сколько уже написано на тему "двух одиночеств", а все равно у каждого получается по-своему, со своим, неповторимым звуком.  И еще понравилось, что ты вовремя оставила их бродить одних "бредущих в золотистой морозной дымке, взявшись за руки". Каждый сам представит, о чем и как они могли говорить - на свой лад, примеряясь к себе. Деликатно и мудро.  

Мария Коробова

Добрый день!  История эта из жизни.  Спасибо, что рассказик понравился. несмотря на стилистические погрешности.  Всего хорошего тебе! До свиданья!  

Мария Коробова

Я так рада. что Вам понравилось. Всегда очень волнует мнение священнослужителя, наставника, а тем более - поэта. Здесь врассказе есть еще действующее лицо - Нижний Новгород под Рождество  - я описывала его с такой же любовью. как и своих героев. Если рассказик получился, то благодаря присутствию  Рождественского храма "в золототуманной дымке" - Вы -то знаете, вы-то у нас бывали! 

С огромным уважением Ваша Нижегородская собеседница.