Вы здесь

Роллан и принцесса Анна

В таверне было много народу, самого разношерстного, как всегда в этот час. Проезжие музыканты тихо исполняли какую-то грустную песню, полную тоски бродячей жизни. Звуки музыки и простые слова разрезали привычный в этот час гомон, словно бы покрывая суету невесомой волной ожидания и поиска. Роллон зашел незаметно, выбрал самый дальний свободный столик и сел. Услужливый хозяин, почувствовав, что перед ним непростой гость, протер засаленный стол и угодливо спросил.
- Чего желаете, милорд?
- Вина, самого лучшего и что-нибудь перекусить!
Хозяин, которого звали Свен Этелинг или просто Хромой Свен за его хромоту, быстро юркнул за старый, потемневший от времени, прилавок. Через секунду он уже стоял перед гостем, открывая темную бутыль вина.
- Лучшее в нашем заведении, специально для особых гостей! – многозначительно произнес Хромой Свен и снова исчез за темным пологом выцветшей от времени тяжелой ткани, что выполняла роль двери, прикрывающей вход на кухню…
Гость неторопливо пригубил вино. Это был высокий мужчина, просторный плащ плотно запахнут, а из-под него торчала кожаная рубаха, протертая во многих местах. На нем не было доспехов, но сильные плечи выдавали в сидевшем воина.
Из кухни вышла молодая девушка, она несла поднос, на котором дымился огромный окорок, обложенный зеленью и овощами.
- Хозяин просил Вам кланяться, он приглашает отведать его скромную стряпню, - тихо сказала она.
- Как тебя зовут?
- Тернера, милорд.
- Иди и поблагодари хозяина, Тернера.
Девушка быстро исчезла на кухне. Вечер был в самом разгаре.
Гость неторопливо ел и пил вино. От компании в середине зала отделилась потрепанная фигура мужчины и направилась в сторону Роллона.
- Не соблаговолите ли присоединится к нашему празднику? - грубо произнес непрошенный гость.
Хромой Свен выскочил к гостям, боясь нечаянной ссоры.
- Господин устал с дороги и просил его не беспокоить, - быстро вставил Хромой Свен.
- Мы все устали, путь жизни не легок, он огибает много темных углов и сталкивается со светлым, уже отчаявшись найти выход, - заметил Роллан, - а посему я угощаю Вас, так как сегодня у меня праздник, я встретил то, что искал всю жизнь!
- Вот это по-нашему! – крикнул мужчина, обрадованный даровой выпивкой.
- Но я действительно устал, дорога оказалась слишком долгой, а жизнь коротка, поэтому не обессудьте, но я хочу отдохнуть.
- Что ж, отдыхайте, но если надумаете, то мы готовы распить с вами не одну бутыль хозяйского вина, оно славится в этих местах!
Так и расстались. Роллан допил вино и позвал хозяина кивком головы.
- Есть ли свободные комнаты на вашем постоялом дворе?
- О да, милорд, я прикажу приготовить вам лучшую. Тернера! – позвал Хромой Свен.
Девушка вышла из кухни и быстро подошла к хозяину.
- Иди и приготовь комнату для милорда, он устал и хочет отдохнуть. Принеси все, что нужно туда и проводи гостя!
- Да, хозяин!
Тернера исчезла из виду, а Роллан принялся за свой ужин, спокойно созерцая окружающих. Перстень из чистого золота на его правой руке   украшал не ограненный сапфир, что мягко сверкал в полумраке этой придорожной забегаловки.
- Ваша комната готова, - тихо прошептала служанка.
- Проводи меня, - приказал рыцарь, вставая из-за стола.
- Да, милорд.
Они прошли в заднюю часть здания и поднялись по скрипучей деревянной лестнице наверх. В нос ударил удушливый запах сырости и плесени.
- Вот, милорд, Ваша комната. Она проста, но все чистое, белье свежее. Я приготовила Вам кувшин с водой.
Роллан внимательно посмотрел не девушку.
- Не бойся, я не трону тебя. Я прошел путем, который научил меня многому. Видел горе и знал любовь, не бойся.
- Спасибо, милорд.
- А теперь оставь меня, я хочу отдохнуть.
Тернера тихо выскользнула, бесшумно затворив дверь. Роллан опустился на кровать и обхватил голову руками. Он вспомнил о странной встрече, происшедшей сегодня. Это случилось на подъезде к городу, его любимый нормандский скакун заржал и дернулся в сторону от разбитой дороги, на середине которой стоял странного вида старик, по виду, скорее странствующий монах, каких путешествовало по этим местам огромное множество. Его седые волосы развивались по ветру, серый кап с капюшоном был заплатаны в нескольких местах разноцветными кусками грубой холщовой ткани, засаленный веревочный пояс с тремя узлами доставал почти до самой земли. Он стоял неподвижно и смотрел на всадника.
- Стой могучий Роллан, тайный воин Ее Величества будущей Королевы Анны.
- Откуда ты знаешь мое имя, монах?
- Оно известно многим.
- Но эти многие хранят его в тайне.
- Тайны ведомы многим, ты сам сказал, рыцарь! Попавшая на лепестки розы роса становится сладкой, так и человек, прошедший испытания, лишь крепчает духом.
- Откуда ведомы тебе мои испытания?
- Оттуда, откуда и твое имя, благородный рыцарь.
- Что хочешь ты мне сказать?
- Что пришел конец странствий, ты свободен от обета.
- Тот обет я дал ей, и только она может освободить меня от него.
- Она ждет тебя и готова стать твоей женой, не теряй времени, благородный воин, время побед на поле боя закончилось, пришло время мирной жизни и для тебя!
Монах молча повернулся и пошел прочь от города.
- Постой! – крикнул Роллан.
Но старик не отвечал, он молча удалялся прочь по дороге, размокшей от прошедшего дождя.
Роллан не стал его догонять, что-то подсказало ему, что больше не будет сказано ни слова. Он пришпорил своего скакуна и поскакал в город, серые крепостные стены которого уже выступали темной громадой на невысоком холме, окруженном неровным рвом с заросшей вереском водой. Ветер стих и лишь мелкий дождь покрывал всю округу прозрачной дымкой. Вот что вспоминал сейчас Роллан.
Он встал и помолился. Скинув дорожную одежду, пропитанную потом и намокшую от дождя, мужчина лег на кровать и сразу провалился в глубокий без сновидений сон. А гости в таверне пировали до самого утра.
Проснувшись с первыми лучами солнца, Роллан приказал седлать коня. Путь предстоял долгий. Расплатившись с хозяином, он поскакал прочь из города. Дождь кончился, и дорога просохла. Солнце мягко ласкало продрогшее от сырости тело. Он ехал к своей королеве. Пять лет назад он поступил в войско герцога Имерийского, будучи бедным отпрыском старинного дворянского рода. Он искал доблести, а нашел любовь. Первая же встреча с дочерью герцога, принцессой Анной, славившейся своей красотой и игрой на арфе, перевернула его сердце. Он полюбил той глубокой и преданной любовью, что возникает раз и навсегда, открывая в сердце пути к великой жертве. Но обстоятельства были против них. Роллан не мог жениться на своей избраннице, будучи бедным рыцарем. Он часто сопровождал ее отца на охоте и как верный слуга, готов был отдать свою жизнь за него и его семью. Но вот однажды вечером, гуляя по парку, что со своей тенистой прохладой служил местом отдыха придворным дамам и кавалерам, он столкнулся  лицом к лицу с милой дочерью герцога. От неожиданности Роллан растерялся, но Анна сама начала разговор.
- А я вас видела в свите моего отца.
- Да, миледи, я на службе у вашего батюшки.
- Говорят, скоро начнется война.
- Да, войны всегда идут рядом с королями, как верные друзья их славы.
- Чудно вы говорите. Но ведь войны приносят несчастья, - заметила Анна.
- Да, как и многое в этом мире.
- Что же, например.
- Например, любовь, моя принцесса.
- Но ведь любовь – эта радость.
- Когда она взаимна, иначе любовь приносит уколы сердцу, что рождают лишь прекрасные поэмы, наполненные отрадой или горечью.
- А вы пишете поэмы?
- Нет, моя королева, я проживаю их.
- Как это, проживаете поэмы? Вы влюблены?
- О да, я влюблен и не смею надеяться на взаимность.
- Но почему?

-Давайте не будем говорить о грустном, пусть тайна моего сердца останется со мной.

- А мы и не говорим о грустном, - мило улыбнулась Анна, - так кто же она, ваша избранница?

- Юная леди.

- Она красива?

-О да, как цветок лилии.

-Королевской?

- О да, миледи.

- Расскажите мне о ней, - настаивала принцесса.

- Что могу я сказать, миледи, той, которая сама подобна цветку.

-Но я живой цветок, учтите это, дорогой рыцарь!

- Я помню об этом всегда, миледи.
Тут раздался оклик отца королевы, герцога Имерийского, грозного правителя этих мест, чье сердце не знало сострадания, когда речь шла об интересах государства.
- Я пойду, папа волнуется, надеюсь, мы еще поговорим о несчастной любви и вашей избраннице.
С этими словами девушка исчезла, но после этой встречи они стали видеться почти каждый вечер. Это были странные встречи, всегда украдкой, мимолетные, но полные все возрастающей симпатии. Но чем горше становилось на душе у Роллана, понимавшего, что его маленькая надежда на счастье останется лишь тайной страдающего сердца. Молодые люди ждали этих встреч.

- Анна! - звал ее Роллан.

- Мой отважный рыцарь, вы ждете свою королеву? - отвечала она.

- Всегда, как первый раз.

- Почему люди одиноки? - однажды спросила принцесса, - вот и я иногда грущу и ищу встречи.Но мое одиночество часто временно, оно тает от первых лучей солнца.

- Потому что ты молода.

- И любима? - пошутила Анна.

Роллан растерялся и покраснел, как глупый юноша.

- Да вы покраснели, мой отважный рыцарь! Где же ваше мужество?

- Оно со мной, миледи.

-Как и ваша таинственная любовь?

За такой милой полушутливой беседой молодые и проводили вечера, уже не мысля дня друг без друга.

Пока однажды в их судьбу не вмешался случай. Сказывали, что в этих краях появился дикий медведь. Он нападал на скот и деревенских мужиков. Уже не раз на него устраивались крестьянские облавы, но все без результата.
В это утро весь двор участвовал в охоте. Обычно женщинам запрещалось присутствовать при этой мужской забаве. Но молодая Анна упросила взять ее и нескольких дам с собой. Сегодня задумывалось особое состязание, призом в котором станет танец на вечернем балу с принцессой для того, чьи борзые загонят больше зайцев. Все шло как обычно: двум из претендентов дали вести по одной борзой; распорядитель Герцога приказал пустить собак одновременно по выскочившему зайцу, разрешив тому ускакать на определенное расстояние. В это утро зайцев оказалось мало и специальные королевские загонщики, одетые в яркие синие камзолы, палками выгоняли их из кустов. Мужчины так увлеклись охотой, что ускакали далеко вперед. Погода стояла прекрасная, сухая листва, покрывавшая землю разноцветным ковром, поднималась вверх от подков разгоряченных скакунов. Анна вышла из кареты и любовалась сочными осенними красками, рассыпанными по земле ветром, свирепствовавшим всю предыдущую ночь. Роллан стоял рядом. В этот момент из чащи раздался рев и в сторону девушки ринулся огромный медведь. Анна закричала, конь под рыцарем захрапел и в страхе понес в лес. Роллан сумел соскочить и побежал на медведя. В последний момент они сцепились. Обезумевший зверь рычал и пытался разодрать когтями противника. Но два удара кинжалом в сердце решили исход  схватки. Медведь всей массой придавил молодого человека, который потерял сознание.
Прошло два дня, в течение которых Роллан был в забытьи. Он получил серьезную рану в то утро. Но судьба благоволила юноше, лучшие лекари герцога постарались на славу. Через неделю Роллан предстал перед грозным правителем, который не мог сдержать слез благодарности.
- Проси всего, чего хочешь, отважный воин! – властно сказал герцог.
- А если просьба моя будет дерзкой?
- Ничего не может быть дерзким, когда речь идет о спасенной жизни моей единственной дочери!
- Я люблю ее, - тихо сказал юноша.
- Как ты…- хотел разразиться гневом отец принцессы, но сдержался, - а любит ли она тебя?
- Спросите ее, сир.
- Позвать ко мне Анну, - грозно приказал герцог.
Через пару минут в парадную залу замка вбежала принцесса и упала на колени перед отцом.
- Не гневайся, мой горячо любимый отец, я люблю этого юношу уже давно и прошу твоей милости к нам обоим.
- Ты знаешь порядок, он не может жениться на тебе, он слишком беден!
- О да, отец. Но дай нам шанс. Я готова ждать.
- Ты готова ждать пока он станет богатым?
- Да.
Герцог задумался. Он знал свою дочь, которая привыкла к тому, что все ее желания мгновенно исполнялись. И он понимал, что она не отступит.
- Что ж, я готов дать ему шанс. Грядет война, а это шанс для таких, как он продвинуться по службе и заработать состояние. Я дам срок пять лет, пусть изменит свою судьбу!
Эти слова до сих стояли в ушах у Роллана, хоть и прошло уже долгих пять лет. Он не понимал, что могло случиться, что сняло с него обет изменить свою судьбу. Он так и не смог разбогатеть. Он стал славным воином, сотни битв оставили его невредимым, Роллан приобрел небольшое состояние, но оно не купило бы ему руку дочери герцога Имерийского. Так что же случилось, что сняло с него этот обет?
Так думал одинокий всадник на черном, резвом норманнском скакуне, проносясь мимо маленького аббатства, расположенного в предместьях королевского замка. Оставалось совсем немного до долгожданной встречи.
- Стой, одинокий всадник! – раздалось у ворот замка, - кто ты и откуда, с какой целью ты хочешь попасть в замок герцога?
- Я Роллан, воин его величества, вернулся после долгого похода.
- Не тот ли ты Роллан, которого ждет несчастная принцесса?
- Тот самый, но что случилось с ней?
- Она больна, герцог ждет тебя.
Роллан спешился и вбежал в замок. Его проводили в парадный зал, тот самый, где он последний раз видел свою любимую. Постаревший герцог сидел на троне.
- Я прибыл, сир.
- Я вижу. Но горе пришло к нам в дом, моя Анна больна и лучшие лекари не способны ничего сделать. Она называет твое имя. И я готов смириться с этим браком, если дочь моя будет жить. Иди к ней, мой верный лакей проводит тебя.
Они быстрым шагом вошли в опочивальню.
- Милая Анна, я был верен тебе все это время, - начал Роллан, - судьба била меня много раз, но я знал, для чего живу.
- Я чувствовала это, - ответила девушка, - я тоже ждала и верила, но ты рядом и теперь все будет хорошо. Роллан взял ее тонкую руку в свою и сжал так крепко, словно желал удержать этот миг навсегда.

-Ты знаешь, перед тем, как вернуться, я встретил странного монаха, он сказал, что многое изменилось для меня и я свободет от обета.

-Ты был свободен всегда, ведь по-другому и не могло случиться, я полюбила тебя с самой первой нашей встречи, а ты говорил загадками...
В этот момент она потеряла сознание. Роллан склонился к ее изголовью и поцеловал потрескавшиеся губы. Он долго простоял рядом, молясь об их счастье. За окнами замка поднялся ветер, который срывал первые весеннии листья с деревьев и с силой ударял их о сырую, еще не прогревшуюся, землю. Роллана проводили в его покои. Оставалось только ждать. Но произошло чудо, и Анна пошла на поправку. Прошел долгий томительный месяц, и она встала на ноги. А герцог, потрясенный и сломленный ее болезнью, смиренно благословил влюбленных на брак, поняв, что не все в этом мире принадлежит ему, а то, чем он владеет, не всегда помогает счастью. Так грозный правитель стал  отцом перед лицом смерти, постучавшейся в дом.
- Так бывает, - сказал он, - любви благоволит сам Бог, а я лишь тот, кто в Его власти! - сказал он с высоты своего трона. А за окнами зацвела природа, лето играло красками, радуя глаз своей простой и понятной каждому сердцу красотой.
-Время переменчиво в выборе тех, кому готовит радость и не стоит искать причин происшедшего, так примем его каприз, милый! - прошептала Анна в день их свадьбы, даря любимому поцелуй.

- Ты стала философом, - заметил Роллан.

-Только на миг, мое сердце!

Так и закончилась одна жизнь, полная побед на поле боя, и начиналась новая, мирная и спокойная, выстраданная или подаренная судьбой. 

Комментарии

Нейдет из головы баллада Леси Украинки "Королевна". Там - похожая история, но - драма. Отрадно, что у Вас конец- счастливый. И что любовь преодолела все преграды...паче надежды. И что герцог понял - есть вещи поважней богатства и знатности. И героям надо было выстрадать свое право на счастье. Возможно, именно поэтому они будут по-настоящему счастливы. Что ж, интересный у Вас сказочный мир получается... А дальше, дальше что? Е.  

Юлия Санникова

Матушка Евфимия, рада Вашему интересу, спасиБо! Я поработаю над концовкой еще, постараюсь усилить, ну и придумаю продолжение! А развязку стараюсь делать счастливой, не люблю безысходности...

Творческого вдохновения Вам!

Ну, вот тут мы различаемся (но не подеремся). Как раз итогом чтения всяких таких полезных сказочек (ну, без влияния Леси Украинки тут тоже не обошлось - люблю ее стихи) у меня стала тема безысходности. Пару раз герой оставался в живых, "чтоб дольше мучился". Один раз - сам себя убил...ну, вот в "Записках врача". Был еще сюжетец про Тома Мэллори - героиня пожертвовала собой - впустую. Это - на фэнтэзистике. На реале - видите сами. Ходит кто-то под окнами, народ пугает... Хотя впору бы испугаться другого - темной душонки Нины Сергеевны. Но завидую белой завистью творцам сказочных миров, где побеждает добро! И жду дальнейших сказок. Е.  

Юлия Санникова

И здорово, что мы различны в отношении к "безысходности", каждый создает свой авторский мир, матушка Евфимия, а это разнообразие неизменно радует читателя! Всегда с удовольствием читаю Ваши произведения!

СпасиБо!

Взаимно рада. Хотя...то, что в одинаково любимых нами сказках именуется "эстэль" (кажется, так..."надежда паче чаяния") уважаю глубоко. Просто у меня больше - реал. А фэнтэзистика - больше для эксперимента. И у ряда рассказов "на реале" есть "параллельные" сказки. А у некоторых - и нет. А и ладно! Живем-дышим-пишем! Всего Вам этого - полной чашей! Е.

Ирина Богданова

Юленька, понравилось. Чувствуется стиль эпоха. Хороший, увлекательный слог, выдержанный в духе баллад. 

Только очень уж простым показался конец по отношению к подробному повествованию.

Небольшое замечание: правильнее бы было обращаться к дочери герцога "ваше сиятельство" или "ваша светлость". (по крайней мере в русской традиции). У них там по-моему только "мой лорд, миледи" и всё.  

И ещё совсем маленькая придирка: надо стараться изничтожать слово "было", особенно при описаниях.