Вы здесь

Радегунда, королева франков

Теперь любой шорох король воспринимал как заглушенный смех придворных. И эта мнительность приводила его в еще большее бешенство. Он как загнанный в клеть дикий зверь ходил из угла в угол своих покоев и крушил все, что попадало ему под руку.
-Ненавижу – то и дело вырывалось у него с громким ревом. – Не-на-ви-жу.
Уже вторые сутки Хлотарь не выходил на люди, и когда обеспокоенный длительным затвором короля, старый слуга Антуан заглянул к нему, тот швырнул в него бронзовый кубок, чем чуть не лишил беднягу жизни. Больше никто не осмеливался тревожить его величество.
-Ненавижу – снова заревел король. И стискивая кулаки, процедил – Убью и епископа и её.
Он начал прокручивать в своей голове самые жестокие виды расправы. Но взвыл от тщетности подобных планов. Он был бессилен даже в своей мести.
Его законная жена, венчанная с ним перед Богом, помазанная на царство королева, сама, по своему желанию и без его согласия приняла постриг. И более того была рукоположена в дьякониссы, что полностью лишало его, её живого мужа и короля Франков власти над ней. Теперь Радегунда была под покровом и защитой самой Церкви.

«В этом есть Божия Воля!» - оправдывался епископ Медард, этот благочестивый старикашка, совершавший постриг. Хлотарь-то знал, что это за «Божья воля», когда мелкие людишки плели интриги против своего короля, прикрываясь именем Господа. Любой мальчишка-чтец скажет, что постригать одного супруга при жизни другого – противоречит всем канонам. Где же здесь Бог?

А Радегунда? – лицо короля исказилось от гнева. - Неблагодарная! Ведь он взял её, пленную дочь короля Тюрингии, на попечение еще девочкой. Он дал ей лучшее образование, о котором другие женщины и не могли мечтать. Даже христианкой она, язычница от рождения, стала благодаря ему, Хлотарю. Именно он сделал из неё ту, кем восторгается весь простой народ.

Постепенно усталость и выпитое вино дали о себе знать, притупляя ярость короля. Он завалился на своё ложе, не снимая кожаных сандалий, и отрешенно уставился в резной потолок.  Воспоминания крутились в его голове.

Всему виной та мерзкая старуха-прислужница. Если бы она к этому моменту уже не покоилась на кладбище близ имения Ати, он приказал бы отсечь ей голову. Это наверняка она заморочила юную Радегунду своими россказнями о святых и мучениках. Вот та и помешалась на делах милосердия и стала мнить о себе невесть что. Святоша принцесса даже пыталась сбежать перед свадьбой, чтобы укрыться в монастыре. Но Хлотарь-то своего не упустит. И она стала его женой. Законной. Радегунда стала королевой.
Она, эта мнимая монахиня, делила с ним престол так же как супружеское ложе. Поровну. Он даже советовался с ней в вопросах государства, ведь она была мудра.
Если бы только у них были дети – Хлотарь закрыл глаза. - она бы изменилась. Эта дурь об уходе в монастырь ушла бы из неё…
Сон победил тяжелые путы мыслей. Король захрапел.

***
Радегунда была счастлива.
«Господи, теперь я только Твоя – шептала она. – только Твоя».
Как давно она мечтала о монашестве. Как берегла и лелеяла в себе это стремление. Как часто, давая милостыню, она просила нищих – «помолите Бога обо мне, чтобы Он принял мою жертву». А сама мысленно добавляла: «чтобы сподобил ангельского чина…» И Радегунда приготовляла себя к этому деланию - предпочитая простую пищу и грубую одежду и возлюбив долгие молитвы.

Жизнь во дворце была тяжела для неё. Все эти бессмысленные церемонии, ложные почести, лесть и притворство. Гнусные дела государства, замешанные если не на крови то на предательстве, тяготили её душу так же как замужняя жизнь. Что скрывать – семья не приносила ей счастья. За десять лет своего замужества она так и не полюбила Хлотаря. И дело было не в том, что он был стар, он был порочен.
Радегунда не смогла полюбить короля, но она научилась его жалеть. Ведь так устроено женское сердце – если не любишь, хотя бы жалей. И она жалела и потому так долго терпела его разгульную жизнь. Она жалела Хлотаря и потому несла с ним бремя решения задач государства. Жалела и потому не оставляла его.
Но есть вещи, которые нельзя стерпеть. Даже если ты женщина. Даже королева. Даже если ты христианка.

Узнав, что по наказу Хлотаря был убит её брат, Радегунда замкнулась. Она поехала в храм отмывать неповинную кровь брата с души супруга. И там стоя перед иконой Спасителя, она вдруг осознала, что не может быть больше женой короля. И постепенно ноющая боль от потери сменилась твердой решимостью.

Епископ Медард служил вечерню, когда в алтарь неслышно вошла королева. Она упала на колени перед престолом. Удивленный епископ подошел и положил свою маленькую теплую ладонь ей на голову.
- Я желаю иноческого жития – промолвила Радегунда.
- Но Ваше Величество…
- Медард, ты всё обо мне знаешь…Не иди против Воли Бога. Я уйду отсюда только монахиней.

Она подняла на него свой взор, и что-то такое было в её лице, что епископ не посмел перечить.

Радегунда на средства от своего приданного основала монастырь в окрестностях Пуатье. В стенах этой обители могла найти приют любая девушка и женщина, бежавшая от насилия в семье и желающая иноческой жизни.
Хлотарь попытался вернуть Радегунду, посылая за ней с угрозами свою свиту, но монахиня отказалась покидать монастырские стены.

Свою жизнь Радегунда провела в своей обители, упражняясь в посте и молитве. Только однажды она вышла за пределы монастыря – чтобы встретить мощевик с частицей Животворящего Креста, дарованный ей императором Константинополя.
Она упокоилась в 587 году в возрасте семидесяти лет. По преданию накануне смерти ей являлся Христос. След от Его стопы можно увидеть на каменной плите церкви в Пуатье.

Память святой королевы Радегунды празднуется 13 августа.

Комментарии

Инна Сапега

История любви и нелюбви - это точно!

спасибо, Светочка! про Радегунду я узнала случайно - мой супруг занимается переводами некоторых подвижников святой Галлии. вот мы с ним в машине слушали серию лекций о франках и христианстве. там был рассказ и о Радегунде и Хлотаре. Радегунда прославлена как святая и почитается как в католической церкви так и в нашей потому как жила в 6 веке. буду рада если её история попадет в журнал. только надо её немного доработать.

Инна

Инна Сапега

Да, Танечка! наверное, этот рассказ не совсем завершен. надо еще подумать над ним. вообще про Радегунду можно написать целую повесть - такой она была интересной и деятельной личностью. здесь же получилась как зарисовка возможно самого отважного её поступка - тайного от мужа пострига.

спасибо Вам!

Инна