Вы здесь

Про церковных мышей

Жила-была в церкви хорошая мышка,
Не грызла просфор и алтарных свечей.

Любила послушать молитвы малышка,
Мечтала о крошечках из куличей.
(Т. Дашкевич. «Об одинокой мышке»)1

Начинается сказка сказываться. Не про сивка-бурка вещего каурка, не про Кащея Бессмертного, не про Иван-царевича и царевну-лягушку, а про мышку-норушку. Да не про простую мышку, а про церковную. Хотя про церковных мышей уже столько сказок сложено — всех не пересказать. Будто бы бедны они как…как церковные мыши, только о крошечках от куличей и мечтают. Будто бы больше всего на свете любят они молитвы послушать и при этом даже земные поклончики кладут, особенно на своей любимой молитве «подай, Господи»... чему был свидетелем церковный сторож Ермолай Антипыч. Что просфор и алтарных свечей они не грызут, поскольку к святыне великое почтение имеют. И что церковные мыши на своих серых-хвостатых полевых и амбарных братьев и сестер лишь внешне похожи. А на самом деле это особый вид мышей. Так сказать — Федот, да не тот… одним словом, и вовсе Богдан2.

Вот такие сказки-побаски про церковных мышей люди сказывают. А теперь, народ честной, послушай-ка мою сказочку. Буде же не по нраву она кому придется — не обессудьте, люди добрые. Ведь не зря говорится, что сказка — ложь…не солгать — так и правды не сказать.  А что в этой сказке правда, а что — выдумка — сами рассудите.

* * *

Жила-была на свете мышка. Самая обыкновенная мышка: серая шкурка, четыре лапки, востренький носик да длинный хвостик. Шмыгала мышка по сусекам и амбарам, еду себе промышляла, ни о чем другом не помышляла, кроме хлеба насущного. Да как-то раз чуть сама не угодила на обед коту Котабрысу. Только тем и спаслась, что забежала в Н-скую церковь (благо, по летней жаре дверь открыта была), да схоронилась под свечным ящиком. А как раз в ту пору стоял у свечного ящика алтарник Петр, да вел со свечницей Ольгой пространную беседу о ценах на требы. А у алтарника Петра глаз зоркий, наметанный — любой непорядок в храме заметит! Увидел он, как мышка под свечной ящик юркнула, да и говорит Ольге: 

— Глянь-ка, мышь!

А свечница Ольга страсть как мышей  боялась! Выскочила она из-за свечного ящика и ну на помощь звать! На крик ее сбежались и уборщица Нина, и казначея Алла, и псаломщик Юра, и регент Диодор Борисович, и старухи-прихожанки…все, кто в ту пору в храме был. Столпились у свечного ящика и давай судить да рядить:

— Неужто и впрямь мышь в храм забежала?

— Точно! Да не мышь, а вот такая здоровущая крыса. Сама видела…

— Охти! Крыса, да в храм! Не иначе, как знамение! Только к чему бы оно?

— Вот искушение-то! Теперь она все свечи погрызет!

— Да что там свечи! Говорят, крысы больше всего купюры любят…

— Не купюры, а проводку!

— А я говорю — купюры!

— Да полно вам спорить! Разжужжались, как навозные мухи! Дело делать надо! Где у тебя веник, Никандровна? Сейчас я эту крысу веником шугану!

— Не веником ее надо шугать, а шваброй! У швабры ручка длинней!

— Нет, веником лучше!

— Нет, шваброй! Уж я-то получше твоего знаю!

Тут подошел к спорщикам сам настоятель, престарелый отец Иоанн.

— Это что вы тут, братие и сестры, расшумелись? — спрашивает. — Разве так подобает себя в храме вести? Или забыли, что Господь сказал: «дом Мой домом молитвы наречется…»3. А вы во что его превращаете? А ну, говорите толком, что случилось?

— Да вот, батюшка, мышь в храм забежала. — отвечает алтарник Петр. — Под свечным ящиком, спряталась, негодница. А мы тут решаем соборне, чем ее оттудова лучше прогнать: шваброй или веником. Шваброй, вроде, сподручнее будет. У нее ручка длинней. А как Вы благословите, отче?

Поглядел на него отец Иоанн, покачал сокрушенно седой головой, да и говорит:

— Эх, Петр-Петр! Экий ты жестокосердый! Божию тварь, да шваброй! Разве ж это по-христиански? А помнишь, что Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон»4? Опять же о том помысли, сколь эта мышка умнее иных людей, что за всю свою жизнь дорогу к храму не отыщут. А вот она ее нашла… вернее, ее сюда Господь привел. А, коли так, вправе ли мы ее гнать? Пускай у нас живет. Ей ведь тоже есть-пить надо…а Господь всех нас прокормит. У Бога щедрот много. 

— Как благословите, отче. — молвил алтарник Петр. А что ему еще оставалось? Как говорится, аще изволит настоятель, творит…елико хощет. Вот и сейчас единым словом претворил амбарную мышь в мышь церковную. Прямо как порося в карася. Чудо, да и только!

Чудо, воистину чудо! Да только дальше еще чудеснее было. Как ушли люди из храма, вылезла мышка из-под свечного ящика. Осмотрелась, принюхалась. Свечной огарок погрызла. В корзину для приношений, что на кануне5 стоит, нос сунула. На церковную кухню заглянула. Весь-то храм обежала да облазила, все-то обнюхала, все-то на зуб перепробовала. И поняла, что не стоит ей в амбар возвращаться. То ли дело в церкви жить! Тишь-гладь-благодать! Ни тебе мышеловок, ни крысиного яду, ни кота Котабрыса! А место-то какое хлебное — просто ни в сказке сказать, ни пером описать!

Оно и верно, церковь — место хлебное. Не верите: сами придите в храм да посмотрите, сколько хлеба люди на канун кладут. Может, потому, что у них лишь на хлеб денег и хватает. Только где мышам это понять?

* * *

С тех пор и стала мышка в храме жить-поживать и, так сказать, воцерковляться. Благо, никто ее оттуда не гнал. Напротив даже, отец Иоанн по доброте сердечной всегда ее привечал. Уж больно умиляло старика, как мышка, едва его завидит, сразу на задние лапки встанет, а передними к нему тянется, словно благословения просит. Улыбнется настоятель, даст мышке сухарик, а прихожанам своим скажет наставительно:

— Древле при великих отцах-пустынниках жили дикие звери, их молитвой укрощенные. А мы малые да немощные, оттого у нас не львы, не медведи, а токмо мышеньки…

Так его прихожане за глаза и прозвали: «отец Иоанн с мышкой». И норовили его любимицу то кусочком сыра угостить, то семечками, а то и мармеладкой. Даже если сами мышей на дух не переносили. Ведь это же не простая мышка, а настоятельская любимица. А по хозяину не то, что мышке — и собаке честь!

Неудивительно, что в недолгом времени стала мышка вести себя в церкви по-хозяйски, как подобает особе, к отцу настоятелю приближенной. Перво-наперво всех своих родичей при храме пристроила. Мол, грядите сюда, братие и сестры! Здесь житие мирное, сытое да привольное, а я при здешнем самом главном важная персона, стало быть, что вокруг церковное — все вокруг мое! А теперь будет и ваше!

Обрадовались мыши, что нашлось такое место, где заживут они в спокойствии, в почете да в сытости, и всем миром перебрались из амбара в храм. Поначалу в церковном подполе поселились, а как там обжились да расплодились, стали на свет Божий вылезать да по храму бегать, еду себе промышлять. Мышам пожива, да людям соблазн! А прежде всего — алтарнику Петру, который всякий непорядок в храме примечал да исправить норовил. Разумеется, с благословения отца Иоанна. Вот и пошел к нему Петр на борьбу с мышами благословения просить:   

— Батюшка! — говорит. — Похоже, ваша мышка к нам в храм других мышей привела. Сегодня в ризнице двух видел…не ровен час, облачения погрызут! Благословите, батюшка, мышеловки поставить! Я их живо отсюда повыведу!

— Что ты, что ты, Петр! — отвечает отец Иоанн. — Где же твоя любовь? Об облачениях печешься, а о Божиих тварях не милосердуешь! Разве это беда, что за одной мышкой и все ее сородичи к нам в храм пришли? Значит, это она их привела, дабы и они могли познать и восхвалить Творца своего. Да куда до нее иным нашим православным миссионерам! И тебе у нее любви к ближним поучиться не мешает. А то от таких ревнителей не по разуму, вроде тебя, люди не в храм идут, а из храма бегут! 

— Простите, отче. — только и вымолвил Петр. А что ему еще оставалось делать? Ведь, как учат святые отцы, хороший послушник должен знать только два слова: «благословите» и «простите». А Петр неукоснительно следовал святоотеческим советам. Вот и сейчас, коли не благословил настоятель, что надо сказать? «Простите, батюшка!»           

А тем временем мыши, волю почуяв, так осмелели, что не стало от них людям в церкви ни прохода, ни житья. Пойдет свечница Ольга в кладовую за свечками да иконками, а там мышата в чехарду играют! Принесут люди в церковь хлеба, на канун положат, а к концу службы от него только крошки останутся — все мыши подъедят. Захочет прихожанка рубль-другой в церковную кружку опустить, сунет руку в карман, а там — мышь! И везде-то мыши, и всюду-то мыши! И поди их тронь, если все они настоятельской мышке родней приходятся! Боязно… Только одно и остается — в другие храмы податься.

Вот и стал народ из Н-ского храма уходить, куда глаза глядят. И первой ушла свечница Ольга. Да и как ей было не уйти, если однажды утром открыла она свечной ящик, а оттуда мыши как повыскочат…а купюр в ящике нет как нет, одна мелочь осталась! Все купюры мыши сгрызли — только ответ за пропажу денег держать не им, а Ольге… Вслед за Ольгой ушла казначея Алла: нет денег — нет и казначеи. А вскоре покинул храм и регент Диодор Борисович. Что ж ему еще оставалось, если мыши, опустошив свечной ящик, принялись за церковные книги да ноты, и вскоре их одолели, оставив безутешному регенту лишь несъедобный камертон! За регентом последовали и псаломщик Юра, и уборщица Нина, втайне от отца Иоанна героически, но безуспешно гонявшая веником обнаглевших мышей, пока в один злосчастный день они не сгрызли ее оружие до последнего прутика. И обезлюдела Н-ская церковь, заполонили ее мыши…и что с ними поделать?

Долго думал алтарник Петр, как беду избыть, долго Бога о вразумлении молил. И наконец, подал ему Господь «мысль благу»…  

…Как-то раз, рано утром в воскресенье, шел отец Иоанн в храм Литургию служить. Глядит, а у церковных ворот его Петр поджидает. А в руках у него — зверь-зверище, зеленые глазищи, пушистые усищи, острые когтищи…сам кот Котабрыс!

— Благословите, отец Иоанн! — говорит Петр. А сам кота под благословляющую настоятельскую длань подставляет.

— Это что ты мне этого зверя под руку суешь? — спрашивает отец Иоанн. — Это что такое?

— Как что, батюшка? — отвечает Петр. — Это котик… И ведь, смотрите, какой разумный: сам дорогу к храму нашел. А ведь иные люди всю свою жизнь этого сделать не могут. Не иначе, как Господь его сюда привел. Позвольте, отче, ему жить при нашей церкви. Как-никак, он — Божия тварь, тоже есть-пить хочет… А если он у нас во славу Божию потрудится — мышек половит — так ведь котам это делать Сам Господь повелел!  Благословите, батюшка!  

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Данная сказка ни в коей мере не является пародией на цитируемое стихотворение известной детской православной поэтессы. На это, в частности, указывает, ее заглавие.
  2. Имена Федот (Феодот) и Богдан одинаково означают: «Божий дар».
  3. Мф. 21, 13
  4. Ин. 6, 37.
  5. Канун (канунник) — панихидный столик, возле которого обычно стоит корзина для приношений «на помин усопших».           

Комментарии

"Опять же о том помысли, сколь эта мышка умнее иных людей, что за всю свою жизнь дорогу к храму не отыщут." - На нашем сельском приходе вот как раз так и есть: вместо прихожан - мыши

Мышка пародийная, не столько на детский стишок Дашкевич, сколько...просто, церковные мыши разные бывают. Изначально там было много наворотов, типа того, что мышка платочек носила, поклончики била...короче, вся такая была - образцовопоказательная. А в итоге вышло что-то типа песенки про блоху из "Фауста". Что поделать, распустил настоятель церковных мышек...

Там еще есть про мобильник, про просфору и про таракана (с продолжением). Посмейтесь!

А вместо прихожан не только мыши - Ангелы. Только их не видно...pig_ball2

Ну, надо же... ёмко, остроумно,  с "золотыми монетками" там и здесь! И ведь, не придерёшься: рассуждение далеко не то же самое, что осуждение. Спасибо, м. Ефимия, посмеялась от души. Хотя также грустно стало: и у нас, будьте спокойны, мышей полно, и благодушные настоятели есть, и всё, что с этим причитается...

Мыши везде мыши. Но здесь, скажем так, в смешном варианте мой церковный опыт. Да и не только мой. Сперва, конечно, мышки бывают милые-хорошие, потом жиреют-наглеют и проч. Но здесь мышка вообще случайно оказалась в церкви...а батюшка добрый был. По части каноничности - никаких претензий даже у самого придирчивого читателя не сыщется: случайно она забежала... А котик...есть у меня набросок фантастического романа о схлесте времен: на 2 дня возвращаются 20-е годы и гонения. Итог - массовая апостасия...и, что удивительно, героями оказываются самые незаметные. Сказки... Е.rainbow

Характерная особенность таких мышей - наглость. Они с виду маленькие, пушистенькие, но как появляются, сразу начинают мнить себя хозяевами. Играть с ними в лояльность - безумие. Завидя такую мышь, сразу вооружайся против неё веником, шваброй, мышеловкой или таким милым котиком.
На мышей управы не найти! Они - неуправляемые по причине наглости.
Полезная сказка!

Вы правы. Мыши, они такие. Церковная порода мышей отличается еще кусачестью...а потом: "прости, брат, Христа ради, это я не в осуждение, а в рассуждение". Еще они любят "обличать" (на самом деле - кусаться) и миссионерствовать. Сюда не вошло, т.к. это нарушало структуру текста: "упитанность церковной мыши - доказательство истинности веры, к коей данный храм относится". Если дорываются до власти, превращаются в крыс или хищных волков...в овечьих шкурах. Порода, как Вы совершенно справедливо заметили, неистребима...она сгинет лишь тогда, когда...во второй раз явится...э-э-э...Лев Эслан. Кстати, помните, как про церковную мышь писал М. Ломоносов? Начало: "мышь некогда, любя святыню..." (собственно, это и заглавие). То есть, подвид "маус кирхенаус" (или как-то как) существовал еще во оны времена... Но что делать, если пришествие...Льва Эслана будет неведомо-когда? Смеяться! Е.welcome

Марина Алёшина

Соглашаюсь с Инной: сказка — самая неехидная из ехидных! С воздыханием, конечно, история, но добрым...
И смыслы в этот раз запрятаны в тексте поглубже. Особенно понравилась редкая тема о попустительстве и повседневно-бытовой наглости. Благодарю, матушка!

Эх, уважаемая Марина! Я просто старалась не давать волю гневу. Эту тему можно раскрыть по-разному...да здесь много тем. О случайных людях в Церкви, о наглости в ответ на милость, о Божией каре, которая будет ("Бог не в отпуске", как говорил один мой друг-краевед). Кстати, я Вам рассказывала, что два месяца "тонула" в теме. И начало знала, и конец подсказали...была проблема с присказкой-прологом (долго сомневалась, стоит ли вводить) и серединой ("а как оно развивалось"?). Чтобы текст не "остыл", пришлось сделать вот так. Там были такие ходы: "со временем позабыли мыши, что они в церкви не хозяева, а гости", и вот то, про толщину церковной мыши, как мощное оружие православной миссии. Но, согласитесь, это лишнее. Мыши (с данном случае), в силу того, что они просто мыши, рассматривающие храм, как кормушку, богословствовать не станут. Вдобавок, я всегда боюсь "залететь" в обличительство...оно и не нужно. Правда тут есть, но - пусть читатель смеется...и все мы - тоже. Смех не обиден...смешон. А я, отпраздновав написание сказки, пишу Вам календарище. На следующей неделе сделаю... Е.

Инна Сапега

Сказка ложь да в ней намёк....

Знаете, матушка, кажется мне таким мышкам порой позавидуешь, например, если ты Котабрыська) или пёс Барбос. 

снова улыбнули. но на этот рах сказка получилось не такой ехидной, здесь юмор добрый. на мой взгляд.

спаси Бог!

Инна

Я боялась перегнуть палку. Тема для меня крайне злободневная и болезненная. Но "внутренний цензор" был жестко настроен - без эмоций и воспоминаний, смешно и только смешно. Вобщем-то, смешно и вышло - мыши обнаглели...мышь вместо мелочи в кармане - это "что-то с чем-то". На самом деле они должны были под свою наглость еще и богословие подводить, типа: "чем толще в церкви мышь, тем там лучше батюшки...опять же, это признак истиннности веры...народ туда идет". Ехидно...но стоило ли делать такое? Слишком узнаваемо...была у батюшек такая концепция: когда крутость "мерса" расценивалась, как миссионерство. Да и тема наплыва в церкви "мышей" из-за того, что веровать стало безопасно. Но я не обличитель...так...смеюсь. И всем смешно...и хорошо, что так. Вот и кота Котабрыса в придачу "воцерковили". Е.welcome

Елена Шутова

 матушка, не с пустыми руками заглянула: поклоны передаю. По рукам да по умам пошли Ваши сказочки в нашем областном центре, народ ухахатывается - депрессию лечит то есть, за что Вам многие и благодарны (лечение-то бесплатное получается). Здравия желают да щедрого урожая на творческой ниве. А я присоединяюсь со своими smile, мышкой и клавой (компьютерными). Соработницам Вашим - тоже поклон: во славу все потрудились. Спасибо.   

Спасибо Вам! И Вашей мышке...от моей. Что до сказки...да, народ потащил ее по сайтам, и я рада. Значит, в каждой епархии есть такие мышки...ну, честно говоря, они были, наверное, во все времена и во всех странах. Опять же - людям польза. Сказок этих уже 5 (начиная с "мобильника под спудом), даже есть дилогия - про таракана. Может, и еще родятся... Спасибо, что заглянули! Е.rainbow

Алла Немцова

Да, матушка... Страсти-мордасти какие. Мышиный армагеддон. К чему терпимость к меньшинству приводит, однако.help

А мне вспомнился забавный эпизод из фильма "Апостол Любви" о Митрополите Антонии Сурожском. Фрагмент, кстати, выложен в интернете под названием "Святые и мыши". О том, как будущий митрополит молитвой убедил мышей покинуть его дом.

С началом недели о мытаре и фарисее, матушка Евфимия!

Кстати, по легенде, нечто подобное сделал у себя на родине, в Суре, праведный Иоанн Кронштадтский. Помолился...и больше там крысы не живут. Но то - праведные люди. А в сказке...да, армагеддон в кастрюльке. Вот к чему приводит излишняя мягкость. Когда нужна бывает еще и разумная строгость. А ведь мышам, как и свинье из поговорки, только дай волю... Особенно церковным мышам. 

Кстати,есть у меня незаконченный рассказ, типа сказки, про пересечение времен...в наше время на несколько дней "вламываются" 20-е годы. И - массовая апостасия. Возможно, что-то подобное начнется в Н-ском храме, когда кот Котабрыс влзьмется за ловлю мышей. Выдвинут лозунг: "Назад, к истокам!"...то есть...в амбар....и совершат великий исход туда. Мыши-эмигранты, так сказать... Спасибо, что прочли! Рада, что порадовала! welcomeЕ.

А как же этих мышей не знать? Я сама отчасти из них...была...впрочем, только потому, что Соломбала осталась там, на Севере. Собственно, из клиросных шуток все и родилось. И "все вокруг церковное, все вокруг мое" - вполне имело место...  А гениальный конец, про котика, придуман не мной... Так что спасибо Вам, что повесили. И мыши хороши! Эх, сказки пишутся...хотя сейчас опять за календарь возьмусь! Е.rainbow

А "Ханжушка" - да-а, впечатляющий рассказ. Тут же где-то и читала. "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" Правда!

Кстати, сказка пришлась "к месту". Уже народ на свои сайты растаскивает. И правильно: для читателей и пишется!

Неудобоваримый камертон оказался, как скрижали каменныеgrin

Хорошая сказочка, матушка. О многом, о всяком...

Ну, если серьезно, то камертоны мыши не едят... Имя регента реальное - это мой первый регент (покойный) - Диодор Борисович Черепанов...из регентов старого закваса. Понятно, тут он только упомянут. А человек был хороший и большой оригинал...вечная ему память. Но тут смешно...все ноты сожрали мыши. Камертон просто не могли съесть, а то б и его сожрали! Рада, что насмешила Вас! Могу еще насмешить - эта сказка не могла написаться...два месяца. Конец придуман не мной, а моей да-авней подругой, И.Р. Голуб. Она же придумала конец "Как таракан в раю побывал", я лишь чуть его дополнила и сделала чуть каноничнее. Так что вот... Е.welcome

Страницы