На свете жили верные друзья -
Делили радости и горе пополам,
Им домом был величественный храм,
А путь спасенья – главная стезя.
Когда один в унынии роптал,
Другой ему опорой становился -
С его бедой на поле боя бился,
И друга словом верным утешал.
Был первый друг – ревнителем закона,
Всё соблюдал - каноны и посты,
И ради правды он сжигал мосты,
Прощаясь с ветхим прошлым без разбора.
Другой - простак был, с мягкою душою,
Прощал другим оплошности, паденья,
Но собственным грехам не знал прощенья,
И телу в жизни не искал покоя.
Но враг не спал, в разинутую пасть
Ревнитель гордый всё-таки попался -
От дружбы верной в миг он отказался,
Когда узрел в другом свою же страсть.
Расстались навсегда два бывших друга,
Один – служил лишь гордому себе,
Другой, в скиту на дальней стороне,
Молился о прощении недуга...
Прошли года, два старика случайно
Вновь повстречались раннею весной.
Под звон пасхальный – трепетный, родной,
Сердца любовью озарились тайно.
Сказал Гордец: «Прости... Был молодым...»
Монах обнял потерянного друга.
Тот, очи опустив, промолвил сухо:
«Ты просто помешал мне быть святым!»
Комментарии
Замечательное стихотворение!
Раиса, 08/10/2012 - 21:04
Замечательное стихотворение! С интересом читается, легко. И оставляет нужный отклик в душе. Подобных притч много, в разных вариантах - о гордыне, под личиной смирения. Ваша притча - поэтическая и красивая.
Но позволю себе высказать свое мнение о пресловутых кавычках. Я прочла вначале без них, потом появились комменты. Елена Шутова, по-моему, все точно ответила на Ваш вопрос (к Светлане обращенный). И разглядела описку с падежными окончаниями (я, к примеру, нет).
Кавычки не нужны, так как произносящий эту фразу САМ говорит взавправду о своей святости. А не автор или кто-то другой о нем говорит - тогда бы кавычки нужны были.
Вмешалась, чтоб эта оплошность (на мой взгляд) все же не фигурировала в замечательном стихотворении.
(А Светлана, скорее всего, вначале просто не достаточно вникла в смысл (при ее нагрузке в работе с текстами не удивительно), взглянула "замыленным глазом, каким и обычно допускаются описки, ошибки. А потом поправилась. Но Вы уже к тому времени окончательно "замылили" свой взгляд.)
Еще раз взгляните и не запутайтесь еще больше от моего вмешательства.
Да, да, всё верно - кавычки
Татьяна Бобровских, 08/10/2012 - 22:36
Да, да, всё верно - кавычки тут совершенно не нужны. Это меня сбил с толку разговор с мужем))) А потом я просто закрутилась и забыла отредактировать, чтобы стихотворение приобрело свой первоначальный вид. Всё-таки интуитивно пишется всегда в правильном направлении. Спаси Господь, Раиса, за Ваше участие и подробный анализ, за Ваш всегда нужный отзыв!
С теплом, Татьяна.
Хорошо написано.
Елена Шутова, 30/09/2012 - 23:33
И добавить к уже сказанному нечего. Разве, что позвольте вклиниться в разговор о "в кавычках или без". Отправной точкой ,полагаю, должен быть смысл, который вкладывает герой притчи (Гордый), ведь там прямая речь. В последней строке третьего катрена хочется вместо "покой" - "покоя": "И телу в жизни не искал покоя". Почему-то в связи с этим всплывают лермонтовские строчки: "А он, мятежный, просит бури..." Просветите, пожалуйста.
Божией помощи во всех ваших трудах, Татьяна.
Благодарю за Ваши замечания,
Татьяна Бобровских, 03/10/2012 - 21:33
Благодарю за Ваши замечания, Елена! Действительно, иногда я не вижу каких-то деталей, делая акцент больше на смысле сказанного. Исправлю "покой", так на самом деле логичнее и правильнее.
СпасиБо! Радости и творческого вдохновения!
Неожиданный финал...
Елена Мизюн, 30/09/2012 - 13:24
Спасибо, Танечка, притча ярко показала, как непредсказуемо может повернуться судьба. В одной из проповедей протоиерей Андрей Ткачёв говорил, что можно хорошо и благопристойно начать жизнь и плохо её закончить. Пример - творчество и убеждения Тараса Шевченко. И наоборот, на примере Пушкина - начал с вульгарных стишков, а пришёл к высокой духовной поэзии и умер как настоящий христианин.
Хочется продолжить тему притчей "Гордость монаха".
С теплом
Ревнитель гордый
Светлана Коппел-Ковтун, 30/09/2012 - 05:20
Не дай Бог оказаться таким ревнителем...
Финал сильнейший. Хотя бывает, что от такого скорее святыми становятся. А бывает, что перестают быть даже человечными.
Притча остается в сердце - жить.
СпасиБо, Танечка
Возник вопрос
Татьяна Бобровских, 30/09/2012 - 07:01
Сегодня с мужем дискутировали на тему правильности/неправильности последней строчки. Муж сказал, что слово "святым" нужно заключить в кавычки, тогда смысл будет верно понят читателем и всё станет логичнее и яснее. Света, что ты скажешь? Я честное слово - не знаю...
СпасиБо за твои мудрые слова и внимание, Светочка!
Кстати, о ревнителях... Есть определённый тип людей среди верующих, склонных дотошно выискивать недостатки в других людях, но не просто выискивать, а непременно воспитывать этих людей, указывая им на промахи и оплошности. Такое поведение связано как раз с тем, что сами "ревнители" завысили планку собственных стремлений к совершенству, в результате чего потерпели неминуемое фиаско, но признаться себе в этом по гордости не смогли. Поэтому они либо переключаются на других, искореняя чужие недостатки, либо вовсе отворачиваются от тех, кто им мозолит глаза, указывая на собственные страсти... А в основе всегда - нет любви к ближним и к себе (как образу Божьему)
Ригоризм обычно
Светлана Коппел-Ковтун, 30/09/2012 - 12:46
Ригоризм обычно является результатом более лояльного отношения к себе, чем к другим. Мне кажется, что внутри у каждого человека есть некий механизм, требующий исполнения правды Божией. И вот если человек сам исполняет её, то пружинка как бы расправляется и к другим он более снисходителен. Но только потому, что к себе - более строг. Тот же, кто жаждет правды, но не делает её, тиранит других более, чем себя.
Но есть и более тонкие моменты. Так, каждый из нас - сопряжен с другими. Наш социальный человек очень сильно зависит от окружения. У Пруста кажется высказана мысль, что социальный человек наш сильно зависит от того, что думают другие. Думают и делают. И потому нельзя всё свести к простой формуле. Мы калечим друг друга, калечим по-настоящему. Мы мешаем друг другу стать святыми, а не только "святыми".
Так что, если я верно поняла тебя, Танечка, кавычки нужны. Но это вопрос смысла, который ты вкладывала в текст. Без кавычек смысл совсем иной, но не менее сильно получается. Весьма трагично и то, и другое. Но кавычки, наверное, точнее - ближе к тому, что ты хотела сказать.
СпасиБо за тему!
Светочка, благодарю за важные
Татьяна Бобровских, 03/10/2012 - 21:35
Светочка, благодарю за важные и мудрые мысли! Очень ценю твои замечания!
Тань, а сейчас смотрю: "монах
Светлана Коппел-Ковтун, 03/10/2012 - 22:10
Тань, а сейчас смотрю: "монах промолвил сухо"...
Нет, я тебя неверно поняла по-моему. Он ведь реально обиду держит, да? Тогда без кавычек.
Скажи, о чем ты сама написала - о примирении состоявшемся или нет? Запутаю тебя...
Вот умеешь ты запутать,
Татьяна Бобровских, 03/10/2012 - 22:56
Вот умеешь ты запутать, Света!
Да, в том-то и дело, что хоть и прощения просит, и вроде осознаёт свою вину, а всё же гордыня так и гложет...
И что ж делать с кавычками-то?