Вы здесь

Приходинки — 7

Про старца Фёдора

Духовное училище открылось в нашем городе в начале лихих девяностых. Своего помещения у него не было, занятия проходили в классе обычной школы, и за парту для первоклашки не мог взгромоздиться иной студент-верзила.

Студенты — народ разношёрстный: кто Богу готов служить, а кто просто любопытствует. Преподаватели — немногочисленные местные батюшки, только-только вырвавшиеся из цепких лап уполномоченных по делам религий.

Историю Ветхого Завета вёл у нас отец Аввкумий, добродушный лысоватый толстячок средних лет. Учебников нет и в помине, а семинарские конспекты у батюшки, видать, не сохранились, или своё время он не особо усердствовал, их составляя.

Нацепит на нос очочки отец Аввакумий и монотонно читает Ветхий Завет или кого из учеников это делать благословит.

Потом прервёт резко:

— А давайте я вам расскажу про старца Фёдора!

И вдохновенно повествует о молитвенных подвигах местночтимого святого. В конце года батюшка экзамен принимал просто:

— Кому какую оценку надо поставить?

Школяры во все времена скромностью не отличались: ясно — «отлично»!

Вот только отец ректор училища усомнился в таких успехах своих подопечных и устроил переэкзаменовку. Вызывал по одному. Сидит перед ним студент, ёрзает беспокойно, что-то невнятное мямлит, а потом вдруг заявит решительно, точно рукой махнёт:

— Можно я вам расскажу про старца Фёдора?!

И так второй и третий... Что ж, первый блин комом, а второгодники — они и в Африке второгодники.

На всякий случай

На дальний приход приехал строгий архиерей, заметил какие-то непорядки. За трапезой — напряжённое молчание. Местный батюшка, прежде чем вкусить скромных яств, осторожно перекрестил свой рот.

— Зачем вы это делаете? — раздражённо спросил владыка.

— На всякий случай. Чтобы бес не заскочил.

— А может, чтоб не выскочил?

Что лучше?

Отец Сергий, старенький священник, на полиелее произнеся в алтаре ектенью, выходит в проём Царских врат и с торжественно-подчёркнутой неторопливостью кланяется настоятелю, помазующему елеем чела прихожанам на середине храма.

— Отец Сергий, зачем же вы так делаете? Ведь настоятель не архиерей!

— Лучше перекланяться, чем не докланяться! — ответствует мудрый священник.

День Ангела

Староста Вонифатьич имел обыкновение приглашать в храмовый праздник за трапезу нужных людей. Не обязательно спонсоров, то бишь благодетелей, но и тех, через кого можно что-то для прихода «пробить» или достать. Староста был ещё тот проныра.

И в этот раз на Николу заявились три «именитых» именинника. Стоящими на службе их никогда не видывали. За праздничным столом, когда они обсели настоятеля и старосту, прочая братия храма смогла их хорошо разглядеть. Тем более Вонифатьич представил всех:

— Этот раб Божий Николай — председатель фракции коммунистов в городской думе.

Плотный пожилой здоровячок с поросячьими глазками учтиво кивнул.

— А этот Николай, — продолжал староста, — бывший сотрудник КГБ, в своё время уполномоченный по делам религий, а ныне депутат Законодательного собрания.

Вонифатьич в почтительном поклоне согнулся над столом, почти касаясь бородой тарелки, на что краснощёкий толстяк протестующе замахал пухлыми руками:

— Что вы, что вы? Не надо, я человек скромный!

Третий Николай — глаза спрятаны за непроницаемой завесой дымчатых стёкол очков, тонкие губы поджаты в строгую ниточку — оказался замом председателя Торгово-промышленной палаты.

Староста возглашал в честь гостей «цветистые» тосты, но потом как-то поиссякли у него хвалебные слова, тоже есть им конец и край. Над столом вдруг зависла долгая выжидательная пауза.

Но нашёлся и тут Вонифатьич. Закатил глаза и с чувством выдохнул:

— А хорошей школой был комсомол! Всех в люди вывел!

И один глаз хитро приоткрыл.

— Да, да! — зашумели радостно гости и зазвякали бокалами.

Молчал только и не потянулся за стаканом старый диакон. В комсомоле он никогда не состоял, с мальчишек ходил на праздники в храм, уворачиваясь от комсомольцев-дружинников с красными повязками на рукавах. За столом сейчас вроде б как те знакомые лица ему померещились.

О том, что у диакона тоже сегодня день Ангела, и не вспомнили. Не в тему...

Не зазнавайся!

Настоятель храма из районного городка давненько в областной столице не бывал, даже архиерей успел поменяться. Надо ехать брать благословение у нового.

Приехал, зашёл во двор епархиального управления. Видит: автомобиль чинят, из-под него ноги чьи-то торчат. Батюшка был то ли из отставных вояк, то ли из «ментов», церемониться с простым, да тем более с обслуживающим, людом особо не привык.

— Эй ты, водила! — окликнул он ремонтника и даже по подошвам ботинок того легонько попинал. — Не знаешь, новый владыка на месте?

Ремонтник молча и неторопливо выбрался из-под автомобиля и, обтирая тряпкой испачканные маслом руки, с нескрываемым любопытством поглядел на вопрошавшего:

— Вообще-то, я не водила, а ваш новый владыка!

Батюшка тут и сел...

Комментарии

Преинтересная жизнь в епархии, откуда, как с цветущего луга, собираются такие "приходинки". Хорошо, когда они ЕЩЕ ПОКА есть. У Лескова в конце "Соборян" есть ностальгический пассаж - "миновали времена великих попов". О том же самом в свое время я слышала от нашего покойного регента, В.С. Сахарова: великие ушли.

Меня потряс рассказ об именинах отца диакона. Потому что здесь наглядно показано, как организация (разумеется, я не имею в виду Православную Церковь, Глава которой - Христос, а лишь ту часть оной, которую называют Церковью воинствующей, земной), законом отделенная от государства, братается с государством, которое еще недавно ее члены именовали "безбожным". Причем с теми ее представителями, которые в недавнее время ее гнали. А также с теми, кто ради выгоды и наживы переступит через мораль, через совесть, пойдет на преступление.

Еще о А. Шмеман писал об этом явлении, начавшемся после отмены гонений про Константине Великом...да что с того?

В интернете видела забавный клип "Как куют духовные скрепы", где священник с амвона, держа в руке Напрестольный Крест, поет для старой прихожанки песню из фильма про Павку Корчагина. Но там-то причина другая - хотел порадовать старуху... Есть такое мудреное словечко: и-ко-но-мия...

Диакон - ладно, он опытен и мудр, видал многое и многое понимает и осмысливает молча. Он понимает и это... И понимает, что это не ново, было и прежде. Горько, что свобода не пошла впрок...но она имеет свойство кружить головы и заводить весьма далеко.

"Русь, куда несешься ты, дай ответ?"

"Иисус же ответа не даде ему..." (Ин. 19, 9)