Вы здесь

Причащение умирающей

Тамара, сотрудница нашей поликлиники, проработала в ней верой и правдой более сорока лет. По трагическому стечению обстоятельств она почувствовала, что серьезно больна. Медики всегда болеют очень тяжело, то ли потому, что им известно течение болезни, то ли потому, что работа их, как правило, нервная и тяжелая. Тамара рассудила так: «Поживу сколько осталось нормальным человеком, не буду себя мучить операцией, облучением. А вдруг еще в процессе этого лечения стану обузой для родственников, а вдруг вообще все обойдется». Рассуждай, не рассуждай, а болезнь берет свое. Заведующая поликлиникой просто вынудила Тамару пойти на обследование под угрозой увольнения. Страх смерти в людях, особенно неверующих, сидит очень глубоко. Тамара, плохо скрывая волнение, зашла в мой кабинет за приговором. Приговор подтвердился — запущенная стадия рака. «Как сказать ей? — подумала я. — Сразу правду? Она сама обо всем догадывается».

 

— Тамара, все очень серьезно, надо срочно в больницу. Почему же ты так долго тянула? — с тяжелым сердцем начала я разговор.

И тут хлынула волна отчаяния:

— Я не лягу в больницу, я буду работать, это все неправда!

Диагноз подтвердился, жизни Тамаре было отпущено не более двух месяцев. Вот так работают наши медики, умирают чаще на рабочем месте и все больше от инфаркта, инсульта или рака, не доработав зачастую и до пенсии. Тамару госпитализировали, попытались помочь, обеспечили уход, но она стала быстро угасать. Больше всех горевал муж, он никак не мог взять в толк, почему она сама себя не вылечила, ведь она такая опытная медсестра! В душе Тамары творилось страшное: она горько обижалась на то, что судьба так несправедлива к ней. Ведь она всю жизнь сама помогала больным! Тамара замкнулась, отчаялась, никого не принимала, ей не нужна была жалость. Нужно ей было совсем другое...

Пообщавшись с родственниками, я поняла, что ни о каких исповеди и причастии она и слышать не хочет. От церкви, будучи крещенной в младенчестве, она была очень далека. Кроме того, существует невежественное суеверие: как только причастишься, так сразу и умрешь. Я рассказала эту историю батюшке Сергию, который служит в Молитвенной комнате нашей больницы, и она тронула его до чрезвычайности. «Понимаешь, человек не должен уходить из жизни в таком отчаянии! Мы должны что-то придумать», — сказал он. Мы решили навестить больную после молебна под предлогом освещения палаты. Помолившись, пришли. Сначала Тамара отвернулась к стене, слабая, умирающая, но такая озлобленная. Мы начали потихоньку разговаривать ни о чем, потом вдруг ей вспомнилось далекое детство. Родственники ее были крещеные люди, ходили в церковь, а двоюродный дядя даже служил дьяконом в нашем Спасском храме! Время было трудное, безбожное, иконы прятали в доме в большом сундуке. Детей к вере особо не приобщали, боялись последствий. Тамара вдруг вспомнила, как маленькой девочкой причащалась на Пасху, и слезы умиления потекли по ее щекам. Это было — как прорыв горной плотины. Может быть, и усопшие родственники с того света помогли. Тамара долго исповедовалась, а затем причастилась Святых Христовых Тайн. Она отошла ко Господу неделю спустя. Хочется верить, что душа ее стала светлой и чистой душой, она всех простила и со всеми примирилась!

Комментарии

Леночка, такие рассказы всегда впечатляют и... привлекают. Но, читавшая такой диагноз о себе, помню, что в этом горе отстраняешься от людей и становишься ещё ближе к Богу. И также несколько отстранясь от конкретики вашего рассказа, думаю о тайне Божиего Промысла. Мы знаем, что Господь забирает человека в самое благоприятное для него время. Посмотрите: ведь очевидно, если бы не смертельная болезнь, Тамара не обратилась бы к Богу. И вы Божьей волей стали в её судьбе орудием спасения. Спаси вас, Господь! И всех нас.

Галина Минеева

Дорогая Елена! Мне всегда приятно встречаться с Вашими рассказами, потому что в них всегда живет надежда. Благодарю Вас за поздравление с днем рождения. Новых Вам талантливых строчек. Храни Вас Бог!

Елена Филипенок

Это врачебная специфика. Мне рада оценка профессионала. Вопрос  ведь стоит - нужны ли кому чужие блоячки, ведь это не художественная проза, это просто записки из дневника - имеют ли он право жить?

Елена Филипенок

Спасибо за отклик. Люди не любят думать о смерти,тем более об этом читать. Но это есть, и естесственно, как и наше рождение. И может быть, опыт преодоления смерти и есть самое главное умение в нашей жизни