Вы здесь

Популярно о драматургии

Беседа с актрисой, режиссёром и драматургом Еленой СКОРОХОДОВОЙ

Елена Дмитриевна Скороходова член Союза Российских писателей, Союза кинематографистов России, Союза театральных деятелей, Гильдии актёров кино, мастер спорта СССР по фигурному катанию.
Сразу после окончания театрального училища имени Щукина поступила на работу в Московский драматический театр им. Пушкина, где прослужила 16 лет.

Параллельно работала в кино и на телевидении. Основные роли в кино: Жанна, «Шутка», реж. Г. Данелия (Юркова); Вера, «Счастливая Женька», реж. Панкратов (белый); Зика, «Нести свой крест», реж. Ланской; Лена, «Радости земные», реж. Колосов; Алёна, «Бабник», Эйрамджан; Стюардесса, «Козлёнок в молоке», реж. Мозгалевский… Всего около 30 киноработ.
Снималась в сериалах: «Мелочи жизни» — манекенщица Семендяева; «Патриаршие пруды» — Людмила; «Виола Тараканова» — Ольга Зверева.

На телевидении работала над программами: «Аэробика» (1 канал) — ведущая; «Новости культуры» (1 канал) — ведущая; «Конёк чемпиона» (М-1) — ведущая и автор тестов.
В настоящее время Елена Дмитриевна — автор 10-ти оригинальных пьес: «Не бросайте пепел на пол», «Париж. Десять лет спустя. День последний», «Аргентинское танго. Российский Вариант», «В поисках утерянного Грига», «Тот самый Башмачкин», «Большая разница», «По аллеям утром ранним», «Последний из ветеран…», «Главное музыка», «Правдивая история о Ходже Насреддине» и 7-ми сценариев.

Пьеса «Не бросайте пепел на пол» поставлена в четырёх театрах:
«Вторая реальность» (Монреаль, Канада) реж. Марин А.; в Русском молодёжном театре (Киев, Украина) реж. Гаврилюк О., в московском драмтеатре им. М. Н. Ермоловой, реж. Г. Дубовская Г., в московском драматическом театре «Русский Дом», реж. Скороходова Е.

В 2004 году спектакль «Русского Дома» посетил с гастролями Окленд (Новая Зеландия). Организатор гастролей — Е. Д. Скороходова. Гастроли имели большой успех.
В сентябре 2008 года эта версия спектакля «Не бросайте пепел на пол» на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске получила специальный приз «За творческий поиск».

В феврале 2007 года в Ярославском театре драмы им. Волкова прошла премьера спектакля «Бульвар Удачи» по двум её пьесам.
Еленой Скороходовой выпущено пять книг: «Пишет барышня в альбом» (поэзия), «Песнь о князе святом Данииле Московском» (поэзия), «Семь пьес в ожидании премьеры» (драматургия), «Правдивая история о Ходже Насреддине» (пьеса), «У меня всё о-кей» (поэзия).

В сериале «На углу у Патриарших-2» — звучит песня на её стихи в исполнении Николая Караченцева.
В мае 2007 года на канале РТР была премьера фильма, снятого по её сценарию, «Женская дружба» (в гл. ролях Ю. Рутберг, И. Верник, Г. Тарханова).
В июне 2008 года по Первому каналу прошла премьера фильма «Большая разница», в котором Елена Скороходова выступила как автор сценария и как исполнительница главной роли.

В апреле 2009 года в театре-школе современной пьесы состоялась премьера спектакля «В поисках утерянного Грига», главную мужскую роль в котором исполнил народный артист России Юрий Чернов. Автор пьесы, режиссёр-постановщик, художник, балетмейстер и исполнительница главной женской роли в этом спектакле Елена Скороходова

- Елена, Вы стали драматургом, потому что та современная драматургия, с которой Вам приходилось сталкиваться по долгу службы, вызывала чувство глубокого неудовлетворения. Что именно Вас не устраивало? Как при создании драматургических произведений избежать тех самых обнаруженных Вами несовершенств?
— Поначалу я сталкивалась с драматургией только, как актриса. Мне приходилось всё это играть. А знаете, если хорошая драматургия ложится на душу легко и просто, то дурная, всё корёжит внутри. Наша актёрская задача ведь не только выучить текст и произнести его с выражением. Нужно усвоить мысли и чувства персонажа, действовать в соответствии с его внутренней логикой. А если эта логика нелогична? Возникает внутреннее сопротивление материала. Текст это лишь вершина айсберга. Важно, что находится за ним. Работать в плохих пьесах просто человечески тяжело. Но это только одна сторона медали. В какой-то момент для меня ещё стало важным, чтобы спектакль, в котором я работаю, не противоречил моим жизненным принципам. Как актриса я пластилин, и из меня можно лепить всё. Но у этого пластилина с годами возникли собственные убеждения: ради чего стоит выходить на сцену и заниматься искусством. Таким образом, чувство неприятия я начала испытывать уже не только по отношению к материалу, но и к тем целям, на которые я была вынуждена работать. Потому что мои цели часто бывали прямо противоположными.
К сожалению, современный театр действует в основном развращающе, призывает к греху. А я, как личность, как патриот, как православная христианка не могу в участвовать в богоборческих постановках.

- В чем, по Вашему мнению, сущность и специфика драматургии как формы искусства?
— Драма — переводится, как действие. Я не считаю, что основой драматургии является диалог. В пьесах люди не только обмениваются словами. Они действуют, выполняют собственные задачи, вступают в конфликты, выходят из них. Из этого составляется сюжет, за сюжетом скрывается смысл: ради чего люди живут, и что такое хорошо, а что такое плохо. Хотя, наверное, словесная перепалка — это всё-таки основа любой драматургии. Хороший режиссёр именно посредством слов прямой речи вскрывает внутреннюю жизнь персонажей. Хотя я лично очень люблю всё максимально прописывать в ремарках. Чтобы режиссёр голову не ломал. Вообще больше всего не люблю, когда драматург пишет пьесу про одно, а режиссёр начинает её искусственно переделывать про другое. Например, что сейчас творят с нашей классикой — это же уму непостижимо: где только можно устраивают однополые отношения между классическими персонажами. Зачем? Чтобы скрыть профессиональную ущербность и привлечь внимание публики эпатажем. Ну и чтобы навязать общественному сознанию грех как норму.
 — Какова, на Ваш взгляд, роль монолога в раскрытии характера персонажа драматургического произведения?
 — Должна сказать, что всё-таки в жизни люди монологами пользуются крайне редко. Это театральная конструкция. Мы думаем монологами, но чтобы всё это проговаривать вслух, нужны актёрские оправдания, иначе монолог будет выглядеть искусственным. Ну, а раскрытие характера через монолог происходит, наверное, наиболее адекватно. Если персонаж не лукавит. Всем ведь известны монологи, ставшие практически самостоятельными произведениями искусства, которые даже вне канвы спектакля производят колоссальное впечатление на зрителя: «Быть иль не быть», «Все говорят, нет правды на земле», «Довольно, встаньте, я должна Вам объясниться откровенно; Онегин и т. д.»

- Что, по-Вашему, в тексте драматического произведения обеспечивает его успех в театральных постановках?
— Одного текста мало. Нужно, чтобы за текстом происходило стремительное развитие сюжета. Словоговорильней внимание зрителя не удержишь. Но, конечно, текст должен быть живой, легко воспринимаемый на слух, характерный для каждого персонажа. Ну и, безусловно, его несомненным украшением являются репризы.

— Какова роль юмора и вообще комических эффектов в развертывании драматического действия?
— Без юмора вообще невозможно говорить ни о чём серьёзном. Даже в самых трагических ситуациях нужно уметь взглянуть на ситуацию через призму юмора. Если в спектакле нет юмора — он становится тяжеловесным и тягостным для восприятия.

— Как Вы считаете, оказывает ли влияние религия на современное драматическое искусство?
— Религия оказывает влияние на современных людей, и соответственно через них на все сферы жизни, в том числе и на искусство.
Сложно ходить к Причастию и параллельно участвовать во всех этих современных богоборческих театральных постановках. В какой-то момент, в организме происходит химическая реакция. Одно отторгает другое. Я сужу об этом по себе.

— В чем состоит отличие текста пьесы для театральных постановок от киносценария?
— «Кино», кстати, тоже переводится как «двигаю», «двигаюсь». Так что «кино» и «драма» — это одного поля ягоды. В киносценариях люди меньше говорят, чем на сцене. Просто говорящие головы на экране — это не самое захватывающее зрелище. В кино есть возможности монтажа, совмещения разных сцен, разных планов. Зритель в кино оказывается как бы внутри сцены. Это определяет особенность киноязыка.
Когда я переделываю свои пьесы в сценарии, я в первую очередь сокращаю диалоги, рублю сцены вдоль и поперёк, насыщаю пространство новыми персонажами. Это специфика. Важно удерживать внимание зрителя. Все жанры хороши, кроме скучного. Но сущность пьесы при переделке её в сценарий от этого не меняется. Хотя нюансы, конечно, возникают, и они диктуют новые мотивы.

- Что нужно для того, чтобы написать удачный киносценарий?
— Чтобы написать хороший сценарий, нужны талант и трудолюбие. А чтобы этот сценарий оказался успешным, надо ещё уметь его продвигать. Иметь связи, общаться с разными продюсерами, уметь с ними договариваться. Короче, быть менеджером по продажам своих сценариев. Лично мне это пока удаётся хуже всего.

— Какое воздействие драматическое искусство может оказывать на сознание и поведение людей? Не могли бы привести пример, когда после просмотра Вашей театральной постановки люди шли в храм или переосмысливали свою жизнь?
— Драматическое искусство — это самый действенный вид искусства. Оно живое, а не зафиксированное на плёнку, холст или бумагу. В театре артисты творят здесь и сейчас. Их нельзя подменить, переозвучить… И зрители сопричастны творчеству. Без зрителя театр превращается в сумасшедший дом. Но то, что спектакль нельзя законсервировать на время, в этом, конечно, заключён драматизм. Спектакль существует, пока играется. Но силой его воздействия можно творить чудеса.
Не знаю, переосмысливают ли люди свою жизнь после просмотра моих спектаклей, но, уверена, что задумываются о ней, это уж точно.

— Вы не только драматург, но и поэт. Взаимосвязаны ли поэзия и драматургия?
— Я — поэт ещё очень и очень начинающий. Просто если мне нужно, чтобы где-то персонаж заговорил стихами или спел песню, я сама пишу тексты. Вот такой я поэт.
Конечно, и сама моя жизнь, часто наполняется такими бурными эмоциональными переживаниями, что я просто не могу не начать выражать их стихами. Но регулярно я не рифмоплётствую. Иногда годами не ничего не рифмую. Творение стихов — это очень энергоёмкий процесс. А финансовая отдача у него нулевая. Стихи нынче неактуальны. Время такое — прозаическое. За текст заключительной песни для сериала «На углу у Патриарших-2» (она звучит на титрах в исполнении Николая Караченцева) я, например, получила 2500 рублей. А мучилась, пока писала и переписывала её, я месяцев пять. А могу ли я позволить себе роскошь так неэффективно использовать своё творческое время? У меня ребёнок-подросток, мама-пенсионер.

- Хороший писатель, как правило, — и хороший читатель. Как научиться правильно читать драматические произведения?
— Я — не самый хороший читатель. Когда читаю, всё время спорю с автором: «Неправильно всё тут написано. Я бы написала иначе». А если мне нравится написанное, то я комментирую это так: «Странно, почему это написала не я». И опять получается, вроде я недовольна. Но на меня ориентироваться не надо. Я — экземпляр отдельный. Пусть каждый выбирает свой путь для себя сам. Но если кому-то помогут в чём-то разобраться эти мои размышления, то я, конечно, буду рада.