Вы здесь

«Поэты ходят как по лезвию ножа...»

Интервью женскому православному журналу "Моя надежда".

— Приходилось ли Вам в пастырской практике сталкиваться с духовно-психологическими проблемами творческих людей? Какие это проблемы прежде всего?

— Приходилось и приходится, однако, тут по моим наблюдениям, основные проблемы творческих людей в духовном плане не особенно отличаются от проблем остальных людей. Все мы, живущие в миру находимся под действием одних и тех же сил-либо благодатных, либо вражьих, злых.
Возможно у людей творческих, когда они приходят к священнику, гораздо более открытая и чуткая душа — многим это помогает найти свое место в Церкви, правильно выстроить отношения с Богом. Владимир Высоцкий пел «поэты ходят как по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Это очень ценное и откровенное замечание.

Я хотел бы обратить внимание читателей на то, что многие творческие люди, даже те, кто трудится в «легких» жанрах, — это люди труда, их труд большинству не виден вообще, мы наблюдаем только его результат и иногда оцениваем его как нечто несерьезно. Ну вот певичка, вышла, спела какую-то легкую песню, записала диск, заработала миллионы и живет припеваючи. Чаще всего это ложное обывательское представление. Те творческие люди, которых Бог показал мне на моем жизненном (не таком еще большом) пути это люди труда.

Ну как вы отнесетесь к тому, что актеры по нескольку часов репетируют каждый день музыкальный спектакль, который уже много-много раз играли и который знают наизусть? Или певец или композитор, который днями и ночами готовит новые вещи, самоотверженно посвящая себя творчеству, и так далее.

Плохо, что многие из них еще не дошли до Церкви и не могут приобрести мир в своих душах, мир, который очень им нужен в их творческих делах. От этого и проблемы — уныние, отчаяние, гордыня, патологическая усталость, которую купируют алкоголем, наркотиками, блудом, ненавистью к людям, безудержным влечением к деньгам и таким же стремлением их тратить, часто бесцельно… Но так поступают далеко не все.

Надо понимать, что многие талантливые люди в нашей стране нещадно эксплуатируются богатыми людьми, служат развлечениям на их мероприятиях, свадьбах, корпоративах, тусовках и т. д. — это дает и хлеб творческим людям, но это и выхолащивает их души. Низводит творческие силы до ремесленнического примитивизма, того, что называют «халтурой», часто это отношение продолжается и в дальнейшем творчестве, разрушая душу человека…

— Означает ли это, что погружение в творчество только усиливает, обостряет духовные проблемы?

— Я бы сказал так: если у человека все нормально в отношениях с Богом, то у него все будет хорошо и в отношении творчества. Конечно это не всегда очевидно даже в отношении великих творческих личностей. Наверное для наиболее ответственных писателей, художников, поэтов и композиторов сам творческий труд был преодолением собственной страстности, поэтому часто произведения великих начинают жить своей жизнью, за которой не настолько важна личность или внутренние переживания или страсти автора. Ну вот к примеру — Достоевский, Чайковский.

В наше время творческому человеку надо избегать модного теперь представления об относительности нравственных норм (нравственного релятивизма) — который говорит, в основном через разные модные и популярные учения New Age, что то, что хорошо теперь, будет плохо завтра, а то, что считается плохим ныне — будет хорошим завтра. Христианство в святоотеческом понимании, то есть православие, исходит из незыблемости нравственных норм, предписанных Богом и зафиксированным в Священном Писании.

— К слову: что значит «муза» в переводе на язык православной духовности? (о музах хороших и плохих)

— Самая лучшая муза для творческого человека это супруга или мама, которая поддерживает его творческий процесс, не дает умереть с голоду и иногда вовремя смиряет. Ну это почти шутка. Творческий человек, если для него важно христианское понимание вдохновения, будет правильно выстраивать свое отношение к процессу творчества. Вдохновение в нашем понимании — от Бога, от Духа Святого, вдохновение это не просто случайное озарение, это результат внутренней творческой самодисциплины и труда. Бог дает молитву молящемуся, дает веру верующему, также и вдохновение, одухотворение процесса творчества возможно лишь в ответ на усилия самого творческого человека, на его труд, на его мысль и молитву.

Аналогично, если человек не желает своим творчеством служить Богу — прямо или опосредованно, а иногда сознательно обращается за «вдохновением» к иным духам — он может от них получать определенную энергию, не задумываясь о том, что действия (по-гречески «энергии») злых духов способны только разрушать, они сами питаются за счет призывающих их. Не имеют никакого творческого, созидательного потенциала. И за таким вдохновением следуют произведения исполненные всех пороков — злобы, ненависти, похоти и богохульства, которые разрушают тех, кто «потребляет» их, разрушают и самого творца — безумием, саморазрушением, отвержением Бога и бесовским нравом, который несут «плохие музы»

— Как вы относитесь к явлению творческой фантазии — в каких условиях она превращается в ложь? С другой стороны, без нее творческий процесс в принципе невозможен. Что делать верующему человеку, чтобы в своем творческом полете не пересечь границу истины, не начать служить отцу лжи?

— Без фантазии творчество немыслимо, но мы должны различать, что мы понимаем в разных случаях под фантазией/фантазиями. У монаха пустынника фантазии это представления, отвлекающие его от богомыслия, бесовские прилоги, расхищающие молитву. Это одно. Другое — у духовно и психологически несобранного человека фантазии бывают напитаны страстным желанием удовлетворения тех или иных своих страстей, или же уходом от действительности в некий «свой» выдуманный мир грез, уход от решения поставленных Богом задач перед этим человеком. И первое, и второе плохо, разрушительно для души, психики, для самореализации человека.

Ну, а чтобы не служить отцу лжи, надо жить и служить не по лжи:))) Фантазии тоже воспитуемы, творческий человек не может работать без представлений в уме, без того, чтобы открывать свой ум Богу — гениальные композиторы и поэты свидетельствовали, что они не выдумывают музыку или стихи сами — они лишь записывают то, что звучит в их душе, в их уме. Но, чтобы пить из чистого источника, твой ум, уста и чувства должны быть чисты. Тогда тебя самого не прельстит враг, не заставит записывать под диктовку свои корявые письмена. Пример яркий — «Роза мира» Даниила Андреева. Он сам говорил, что он лишь записал продиктованное свыше произведение, которое стоит на границе поэзии, «небогословского трактата», эпоса или даже своего рода «несвященного писания». Так в этом произведении даже об имена спотыкаешься как о шпалы… Это тоже по-своему плод фантазий и духовности, которая не от Духа Святого.

— Каждому человеку Бог дает талант, но одному — 1, а другому — 10, как в притче. При этом зачастую получившие всего 1 талант, ведут себя как обладатели большого дара. Они активно занимаются творчеством, настырно пытаются всюду протолкнуть свои творения и обижаются на критику. Что бы вы сказали таким графоманам в разных областях творчества?

— Это и есть один из внутренних конфликтов творческого процесса когда потребителю — читателю, зрителю приходится сначала есть в качестве основного блюда амбиции автора, а потом в качестве добавки выуживать смысл, из идеи произведения, которого может и не быть. Есть хорошая поговорка — «чем меньше дробь, тем больше ей требуется знаменатель», то есть иногда шум вокруг личности гораздо больше чем масштаб самой личности и некоторым этого шума достаточно — а смысл и нравственная ответственность творчества — побоку. Графоманам я ничего не хочу сказать — им ведь не скажешь: если можешь не писать, то не пиши. Мне понравилось, что один человек сказал про графоманов — ну пусть пишут, может это их избавит от других страстей. Это неочевидно, но может быть что-то в этом есть.

— Графоманство — греховная страсть, заставляющая «творить любой ценой», не задумываясь о качестве творческого продукта. Может ли это стать началом пути к беспринципности, когда человеку становится все равно, что творить, с каким знаком: плюс или минус?

— Может быть. Но я больше согласился бы с Татьяной Толстой, когда она говорила, что настоящий писатель должен тоже быть графоманом — писать много, много отбрасывать, жечь, потом снова писать. Я думаю, что от страстного графомана писателя отличать должна самокритика, способность отбора качественного материала, так же как и у фотографов — одно из главных качеств — это не жалея удалять некачественные кадры, не жалеть их. Ну, а также восприимчивость к критике и поучению — даже великие немирно воспринимали критику. Хотя и критики тоже хороши бывают, особенно если критику пишут на заказ…

А вот творит со знаком плюс или минус это большой вопрос, ведь автор напишет одно, одни мысли попытается донести, а читатель, интерпретатор понимает по-другому, это тоже одна из важных проблем творчества. «Нарисуешь адекватно, а поймут превратно» (писатель-фантаст Георгий Гуревич)

— С другой стороны, недостаток таланта, переоценка собственных возможностей приводят к творческому бессилию, депрессии, потере в себе искры Божией. Каким в духовном плане становится такой человек? К чему ведет косность сознания, ограниченность — есть ли в этом грех?

— Ограниченность и косность не совсем грех — грехом будет навязывание обществу косных и ограниченных идей и представлений, как со стороны автора, так и со стороны информационного пространства. Сколько серости и безнравственности рекламой, в том числе и через поощрения высокими премиями — в кино, музыке и литературе, возведено в разряд образцов для подражания, образцов успеха и даже идеалов.

— В сознании православного человека, который занимается творчеством, традиционно сильна своего рода боязнь отступить от канона, традиции — а поощряется ли она Церковью. Каковы границы свободы творчества?

— Одно если мы с вами говорим о церковном творчестве, которое обусловлено каноном, притом канон не колючая проволока вокруг набора приемов, методов и образов, это прямая линия (ну почти буквально), вектор, который указывает на правильный путь творчества. Канон не отрицает творческого подхода и не устраняет личного видения, но только живя и действуя каноном, художник может понять где он может вносить «свое», а где нет. А не самого начала — «ну что нам Андрей Рублев и Феофан Грек?! Написали бы и мы не хуже, повыше б были ставки…»

У светского творческого человека границы свободы творчества задает Слово Божие, должно бы его задавать. Но многие не верующие в Евангелие художники, все же руководствовались совестью — Словом Бога, сказанным в сердце человека, и поэтому их произведения неконьюктурны, честны, светлы и через созерцание их в души людей приходит и умиление и мир душевный, радость, в том числе и радость о Святом Духе, даже если автор и не ставил перед собой такой задачи.

— Во все времена существовали яркие личности, которые совершали сознательный «уход» из сферы творчества: жгли и разрушали свои творения, полностью отказывались от творческой стези в пользу более высокого религиозного поиска, в целях воспитания в себе смирения и т. д. Как Церковь относится к таким явлениям? Не являются ли такие поступки зарыванием таланта в землю?

— Автор на определенном этапе, пока его произведение не стало общим достоянием вправе делать с ним все, что он хочет, он автор. Но уничтожить роман, картину можно и из смирения и из гордости. Как по воле Бога, так и по наущению врага. Я думаю, что Церкви не нужно выносить какого-то вердикта на это. Богу важна душа творческого человека — что в ней? Мир, смирение, покаяние или протест, мятежность, гордость и вызов к Небесам?

Если автор чувствует, что его творчество разрушает его — тут как раз Церковь и может помочь, предотвратить разрушение, но это интимный процесс, пастырский, ничего не имеющий общего с сожжением книг на площадях и потом самих авторов, что так часто вменяют Церкви в вину.

— Человек, который не творит так или иначе, гасит в себе искру Божию — духовно умирает. Так же и человек, который в процессе творческого поиска разрушает основы бытия, сотворенного Богом, тоже умирает как творец. Согласны ли Вы с этим?

— Наверное это так и есть, не могу не согласиться с правильно поставленным вопросом. О первой части вопроса очень хорошо и окончательно все сказано в Евангелии в притче о талантах, притча же не о купле и продаже. Может быть не нужно говорить о духовной смерти в этом случае, слишком крайняя и недоступная человеческому уму категория — духовная смерть. По Библии она несомненна уготована тем, кто искренне служит врагу. Но даже они имеют пока возможность обратиться к Богу и стать другими — Бог не оставляет веры в этих людей.
Творчество, чего бы оно не касалось, должно служить главной задаче Бога, которую Он может исполнить только с нашим участием — наверное Он мог бы все и без нас сделать, но изначально поставил Адама возделывать и хранить созданное Им, задача эта — преображение, сохранение мира, в том числе, и наверное в первую очередь — мира в сердцах человеческих.

Мы обычно под творчеством понимаем — литературу, музыку, живопись, кино и т. п., в том числе и в церковном ракурсе — церковную письменность, церковное пение, иконопись и т. д. Например то, что происходит в храме на богослужении это не просто выставка различных произведений церковного творчества — это глубочайший процесс, в котором человек верующий, воцерковляющийся должен стать со-участником того, что богослов священник Павел Флоренский называл «синтезом всех искусств». То есть наша задача жить в Церкви тем, что она нам дает как пищу — для ума, слуха, зрения, чтобы мы очищали и освящали наши чувства и учились служить Богу теми талантами, которые Он нам дал. Один художником, другой музыкантом, третий — поваром, четвертый крестьянином, пятый — пастырем, потому что пастырство это несомненно творческий труд, без этого пастырство превращается в муку для пасомых и каторгу для пастыря.

— Талант не существует без оценки со стороны. Писателю нужен читатель, актеру — зритель и т. д. зачастую творческие люди ориентируются на интересы небольшой творческой тусовки, где царят особые взаимоотношения, замешанные на лести, тщеславие и др. грехах. Как относиться к участию в такого рода богемной среде, не убивает ли она сам дух творчества?

— Я не очень знаю современную богемную среду. Я только чувствую, что в этой среде не все в порядке с моральным климатом, этот климат, к сожалению, накладывает отпечаток и на авторов в обмен на возможность печататься, «раскручиваться», доходить до своего читателя, зрителя и т. д. Думаю, автор не должен жить и творить в интересах «узкого круга товарищей», его слово и дело должны стремиться обрести максимально широкую аудиторию под названием Человек. Творец призван действовать как евангельский сеятель — сеять доброе и светлое, как бы банально это ни звучало. Где-нибудь да прозябнет, взойдет и откликнется добром в чьих-то сердцах.

Комментарии

" Приходилось ли Вам в пастырской практике сталкиваться с духовно-психологическими проблемами творческих людей? Какие это проблемы прежде всего? "

Практически каждый священник, в особенности служащий в городе, так или инача сталкивается с этими проблемами. 

Духовно-психологические проблемы творческих людей и не творческих профессий отличаются тем, что проблемы первых возникают в области воображения, фантазии, где собственно и происходит процесс творчества. Проблемы последних - из области практической жизни. Как отмечено в статье  " У светского творческого человека границы свободы творчества задает Слово Божие ". С этим можно только согласиться и добавить - Границы свободы действий верующих людей не творческих профессий также  задаёт Слово Божие. Божественное изречение едино для всех.

Приветствую Вас, дорогой о. Игорь в нашем клубе! Надеюсь, Вам у нас понравится 

Спасибо за полезный для нашего клуба материал!

А о граффоманах если говорить...

Вспомнились слова Петра І: «Нельзя запрещати человеку писать. Нужно дать ему перо, и бумагу и пусть сочиняет, дабы ДУРЬ ОНАГО, всему миру ясно была явлена!»

Этим мы здесь и занимаемся