Вы здесь

О безмолвии

Известно, большие стихии всегда безмолвны. Горная река мелководна, но быстра и шумная, а впадая в море и океан, растворяется в молчании. В безмолвии внемлют небу высокие горы, леса и степи. Безмолвие хранит пустыня. Человек, стажавший благодатное небо, становится окрылен духовно, мысленно возносится горе, не разменивается на трескот и щебетание мелких пернатых, но подобно парящему орлу приближается к солнцу. Кто из человек может уподобиться тому, о ком сказано «чего ходили в пустыне видеть? Трость ли ветром колеблему, человека в мягкие ризы облечена? Пророка ли? Говорю вам: и больше пророка. Сей же есть, о нем писано: посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,который уготовит путь Твой пред Тобою. Истино говорю вам не востал среди рожденных женами более Иоанна Крестителя» (Мф.11:8-11). Так говорит Спаситель о Предтече и Пророке Иоанне, родившемся от престарелых пророка Захарии и Елизаветы — родителей, которых одного Господь погружает в безмолвие, другую возводит в пустыню. Теснит мир враждебный еще не воплотившегося Господа, ищет умертвить и того, кто уже разрешает узы безмолвия отеческого бесгласия, кто прозябает нераждающую пустыню. Уже слышен «глас вопиющего в пустыне», «глас Словесе, светильник Света, Денница Солнца — Предтеча в пустыни — покайтеся, всем вопиет людем и предочиститеся, се бо предстоит Христос от тли мир избавляяй». Уже слышны те слова, которые скажет и Сам Господь: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное». Мы слышим слово, исшедшее из недр безмолвия, пустынного овча-Предтечи о Том, Кто и Сам есть Слово изшедшее из Отеческих недр пакибытия, Кто Сам указующим перстом пророка станет Агнцем Божьим, вземлющим грехи мира. Человек становится небесным гражданином и земным ангелом. Благовествует об Иоанне Захария, которого разверзаются узы немоты: «И ты, отроча, пророк Вышнего наречешися, предидеши бо пред лицем Господнем, уготовати пути Его» (Лк.1:76). Слова пророков не бывает напрасными. Ибо сказаны Тем, от Кого произошли и к Кому направлены. Архангел Гавриил благовествует Захарии об этом. И в достоверность лишает его ветхозаветного пустословия и многоглаголания. Лишает ради нашего назидания, мы становимся «как рыбы бесгласные, недоумеваем происнести». Что наши слова? Детский лепет и возрастное словоблудие. Ведь сказано в Законе «всякое слово ложь есть». И отцы учат, что лучшее слово есть не высказанное слово. Святитель Григорий Богослов наставляет: «говори, если у тебя есть нечто большее молчания». Вот и Пророк Иоанн учит говорить о Том, Кто есть более его словом, вышедшим из кроткого и молчаливого Духа, посылаемого от любящего Отца, почивающего во славе воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Комментарии

Благовествует об Иоанне Захария, которого разверзаются узы немоты: "И ты, отроча, пророк Вышнего наречешися, предидеши бо пред лицем Господнем, уготовати пути Его"(Лк.1;76). Слова пророков не бывает напрасными. Ибо сказаны Тем, от Кого произошли и к Кому направлены. Архангел Гавриил благовествует Захарии об этом. И в достоверность лишает его ветхозаветного пустословия и многоглаголания.

Да, интерсно Вы о Захарии говорите.

Спаси Бог, о. Пётр! Интересно было прочесть.

Пророк Захария был не многоглаголивый не только тогда, когда получил весть от архангела о рождении Иоанна Предтечи, а при встрече Отроковицы Девы Марии в Иерусалимском храме, не воспрепятствов Ей войти во Святая Святых, и при своей мученической кончине между жертвенником и алтарем, не сказав Иродовым воинам, где прячется Елисавета с его сыном. Как пророку ему не свойственны пустословие и многоглаголание, которые более присущи фарисеям, и немота  была принята им как веление Божие в уверение явления Божия, а не наваждения от призрака.