Вы здесь

Неоантропы матрицы

Глянцевая поверхность мира шероховата на ощупь, она не может до конца скрыть рубцы, оставленные неумолимым временем на теле живой материи. Эти рубцы пытаются замаскировать выхолощенной казенной радостью от вещей, приобретенных в кредит у многорукого спрута денежной цивилизации. Или превратить в очередное реалити-шоу. Но подлинная жизнь – она там, за обложкой глянца, вдали компьютерного монитора, отмеченная шрамами. Но мало у кого хватит мужества посмотреть в глаза неприглядной правде бытия. Человек не сумел создать справедливое настоящее для обитателей своих городов, он лишь открыл пути бегства.

И один из таких путей – виртуальная матрица. Она предлагает удобное пространство для выражения тайных желаний: здесь вы можете стать тем, кем хотели бы стать, но не стали. Воспримет ли вас толпа созерцателей именно так, вопрос вторичный, не относящийся к функционированию самой матрицы. Цифровой мир превращает образ в условность, создавая миф новых «покорителей» времени. Они не ограничены привычными рамками «я» и не «я», новое «self-made I» безапелляционно шагает по вершинам Эвереста и плещется в Эгейском море, делает selfy и наслаждается запечатленным мгновением. Этот калейдоскоп радости уже прилип к глазам многих созерцателей, а мир вдали экрана кажется мрачной и тоскливой дымкой.

Не поделиться очередным рецептом омлета или чашечкой виртуального кофе – это почти что не проснуться с утра. Таких людей не нужно беспокоить рассказами о трагедиях и боли, они панически боятся всякого упоминания о несчастье, считая, что позитивный настрой убережет от всех несчастий мира. Этот неписанный договор со слепым и упрямым желанием комфорта они воспринимают как страховку собственного безоблачного виртуального существования, где границы «я» и не «я», как некое личное пространство жизни, рассыпаются.

Непрерывно пишущийся миф виртуальных «self-made I» прост, понятен, притягателен и примитивен. Общение сводится к игровой коммуникации существ, которые думают, что живут вне времени и вне пространства. Язык такой матрицы не нуждается в философских категориях и сложных метафорах. Ему не нужна фундаментальность понятий. «Мысль изреченная есть ложь», но что же тогда «жизнь, выложенная на всеобщее обозрение», как не капитуляция перед матрицей? Частные пиксели жизни на экране обречены проживать бесконечную комедию положений, играя в подлинную жизнь. Но они никогда ей не станут, просто потому, что существуют в форме жидкокристаллических зеркал, искажающих подлинное «я» приложениями для создания ретуши. Шизофреническое мышление существ, старающихся соответствовать цифровой копии своих «я», входящих в состояние посткоммуникации, приводит к тому, что язык полностью утрачивает связь с мышлением. Он выполняет исключительно прикладную функцию передачи «феерической радости» или «оглушающей печали». Разрушение языка отражает разрушение мира. Неоантропы матрицы вступают в собственное эсхатологическое пространство, не подозревая об этом. Они вписаны в процесс новой технологической революции, чья задача в ее настоящем формате – уход от реальности. В таком общении человек становится частью того мира, который ему обещают. И в данном случае это – радикальная форма дегуманизации, дающая ложное ощущение комфорта. Из инструмента одинокого мышления язык такого пространства превращается в штампы коллективного сознания, которое пытается защититься от правды пиксельными образами «счастья».

Процесс этот происходит параллельно с развитием принципиально иных форм передачи информации, которые можно назвать революционной посткоммуникацией современного общества потребления. Конечная стадия предполагает общение на уровне картинок, мемов и ощущений подключенных напрямую к компьютеру неоантропов матрицы - самообучающегося искусственного интеллекта. Это пока только фантастический сценарий. Каким будет наше будущее? Технологическая революция 21 века закончится либо полным распадом общества потребления и созданием принципиальной иной модели развития, либо превращением неоантропа матрицы в идеальный обслуживающий персонал автоматизированной системы сборки собственного жизненного пространства, заваленного «умными бытовыми приборами», которые, пройдя через гигантские супермаркеты, проживут не более двух лет в домах «счастливых» обитателей технополисов, оказавшись на свалке бытовых отходов где-нибудь в Мумбаи. Продлится такой «технологический рай» не долго. Все закончится катастрофой для техносферы, которая, словно раковая опухоль рано или поздно сожрет все живое и заменит его металлопластиком. В том числе и человека. Говорить о мире и человеке в этой высокотехнологической среде обитания, управляемой ИИ, будет уже не кому, да и не зачем.

Комментарии

Елена Шутова

так рада встрече с Вами, Юлия, что ни о каких матрицах говорить не хочется, тем более, что ничего в них не смыслю. С праздником! С опозданием, но желаю детскою верою и искренностью всевозможных чудес в духе святого Николая. Мира Вашему сердцу, любви и радости. У Господа Бога и щедрот, и любви для нас, детей неразумных, много.