Вы здесь

Не вини этот мир

Не вини этот мир, не вини,
Если в нем для тебя неуютно,
И в пылу искушений минутных
Божьих дел на земле не брани.

Не вини этот мир, не вини,
Если даже безвыходно сложно,
Только вспомни, что Чудо возможно,-
Не угасли бы веры огни.

Не вини этот мир, не вини,
Если мздою неправой он платит,–
Может сам ты в нем что-то утратил,
Расточая в беспечности дни.

Не вини этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Не заигрывай с лестью приятной,
И за правду друзей не гони.

Не вини этот мир, не вини,
Увядая в смертельной обиде,
Ведь легко его светлым увидеть,–
Только сердце свое измени.

                                2009 

Комментарии

Дорогая Ольга!

Я очень признателен Вам за сотрудничество в деле усовершенствования моих стихов. Мне очень хочется, чтобы мои стихи были ясными и четкими до каждой буквы (правда мастерства для этого пока не всегда хватает). Я с радостью правлю даже те стихи, которые были написаны 20 лет назад.

Целый ряд правок стал возможен благодаря Вашему участию. Надеюсь, что наше плодотворное взаимное сотрудничество вокруг моих и Ваших произведений будет развиваться и далее.

Храни Вас Господь.

Ольга Клюкина

 Спасибо, отец Алексий, я тоже на это очень надеюсь. В моей прозаической жизни (в смысле написания прозы) случился один неожиданный опыт. Два лета подряд - в прошлом и позапрошлом году - я прожила в Переделкино рядом с большим поэтом. Это Инна Львовна Лиснянская, ставшая в этом году лауреатом национальной премии "Поэт. " (Ей сейчас 81 год). Вот это мастер! Когда у нее "писалось", она с утра показывала  мне новые стихи и требовала, чтобы я говорила, что нравится, а что нет. Первое время я очень стеснялась, а потом осмелела, стала говорить. И она - исправляла, меняла, "крутила строку" (ее выражение), до тех пор, пока она точно и навсегда не вставала на свое место. Наверное, в такой требовательности к себе - секрет ее удивительного творческого долголетия.  

Желаю Вам никогда не уставать на пути совершенствования!    

Дорогая Ирина, очень благодарен за Ваше посещение и совет.

Вообще строки: «Только вспомни, что Чудо возможно» и «Не угасли бы веры огни» должны согласовываться таким образом по смыслу: ожидая Божьго Чуда, мы должны думать о том, чтобы вера не угасла в нашем сердце – ведь это самое страшное. Ведь многие ожидают Чуда Божия, а о своем сердце и угождении Богу не беспокоятся. И такое ожидание как правило остается тщетным.

Здесь возможно перенести точку с запятой с конца второй строки на конец третьей:

«Не вини, этот мир, не вини,
Если даже безвыходно сложно,
Только вспомни, что Чудо возможно,–
Не угасли бы веры огни».

Тогда, возможно, смысловое согласование между 3 и 4 строками станет более ясным. Я уже внес это изменение в публикацию.

Спаси Господи за участие.
 

После долгих поисков я склонился к такому варианту:

«Не вини, этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Не заигрывай с лестью приятной,
И за правду друзей не гони».

Эту правку я уже внес в опубликованный текст стихотворения.

Надеюсь, что такой вариант будет наиболее удачным из всех.
 

Ольга Клюкина

 Дорогой отец Алексий, по-моему, что надо! По смыслу - о том же, но более точно. Вы настоящий "стихоработник" : уважаю и горжусь общением с Вами. (По-хорошему). 

Дай Бог Вам всего самого лучшего! 

   

Ирина Богданова

 Дорогой отец Алексий, это очень, очень удачный и точный образ.

 

Может быть как-то чуть подшлифовать вот эти строки? Мне они кажутся немного несогласованными:

"Только вспомни, что Чудо возможно,
Не угасли бы веры огни".

Я бы выразилась  в таком смысле, но не умею слагать стихи:

Если вспомнишь, что Чудо возможно -

Не угаснут и веры огни.

Да, дорогие Светлана и Ольга, вы абсолютно правы с моими новыми вариантами.

Замечу, однако против слова «лишь», что его употребление сильно вредит фонике: «внемлишь» - «словам лишь».

Можно еще такие варианты (со словом только):

1.

Не вини этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Ты словам только внемлешь приятным,
Позабыв, что лукавы они.

2.

Не вини этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Что ж словам только внемлешь приятным,
Позабыв, что лукавы они.

Думаю, первый вариант более удачный по соображениям фоники.

Хотелось бы еще начало третьей строфы построить в виде намека (Может?), как было изначально. Но это слово уже никак не вместить в такой ограниченный размер строки.

Что же? Лучше заменить на «Ты словам только внемлешь приятным,
Позабыв, что лукавы они» или оставить в первоначальном варианте.

Снова прошу помощь клуба
 

Ольга Клюкина

  На мой взгляд, последний вариант лучше всего:  

  "Не вини этот мир, не вини,
   Если многое в нем непонятно,–
   Ты словам только внемлешь приятным,
   Позабыв, что лукавы они". 

  К сожалению, не заметила "внемлишь" и "лишь". Все время забываю, что стихи надо читать вслух! Спасибо, батюшка. 

Я все-таки подумал над «проблемой» четвертого четверостишия и решил представить на суд омилийцев и читателей два варианта с более гармоничным завершением последних двух строк. Спасибо, Ольге, что она подвигла своим комментарием подвигла меня к этому подвигу.

Изначально в публикации было:

«Не вини, этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Не внимаешь ли только приятным
Ты словам,– но лукавы они».

Можно изменить так:

Не вини, этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Просто внемлешь ты гласам приятным,
Позабыв, что лукавы они.

Или так:

Можно изменить на:
Не вини, этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Просто внемлешь словам ты приятным,
Позабыв, что лукавы они.

Отличие двух вариантов только в третьей строке: 1) «Просто внемлешь ты гласам приятным»; 2) «Просто внемлешь словам ты приятным».

Заранее благодарен всем за помощь.
 

о. Алексий, мне Олин варинт понравился более всего:

 "Не вини этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Ты же внемлешь словам лишь приятным,
Позабыв, что лукавы они"

Важно, чтобы не получилось, что все приятные слова (или гласы) лукавы. Ведь не все ;)

Ольга Клюкина

 А если так еще попробовать: 

 "Не вини этот мир, не вини,
Если многое в нем непонятно,–
Ты же внемлешь словам лишь приятным,
Позабыв, что лукавы они" - ближе к первому варианту.   
 

Или же оставить вопрос, который, действительно, немного взламывает ровный ритм: 

 "Что ж ты внемлешь словам лишь приятным,
Позабыв, что лукавы они?"  Но могут быть и другие варианты. Мне кажется,  важно сохранить смысл "лишь приятным", "только приятным" словам, который во 2 и 3 случаях теряется.  Бог в помощь! 

  

Дорогая Ольга, благодарю Вас за участие в обсуждение моих стихов. С интересном жду Ваших комментариев.

Что касается четвертого четверостишия,- я об этом, безусловно, много размышлял. Проблема в том, что когда все очень, очень гладко и прилизано - сглаживаются и смысловые акценты. Этот небольшой перебой "в мелодии" решает определенные задачи. Если бы стихотворение было 2-3 четверостишие - в нем бы не было необходимости. Еще очень важно еще и не переборщить с подобного рода приемами.

Бывает, что постороннему читателю некоторые тонкости восприятия более заметны, чем автору, для которого, после длительной работы над стихом, некоторые фразы и выражения очень "приелись".

Спаси Вас Господи.
 

Ольга Клюкина

 Красивое и музыкальное стихотворение. В отличие от многих современных романсов,  с глубоким смыслом. 

"Не внимаешь ли только приятным
Ты словам,– но лукавы они" - лишь по поводу этой сроки я бы еще немного подумала. Она как-то ломает мелодию, хотя в этом тоже что-то есть. Спасибо!