Вы здесь

Не может быть

По окончании Литургии, когда Нина Сергеевна Н. уже выходила из Свято-Лазаревского храма, ее догнала запыхавшаяся свечница Ольга:

— Вас отец Алексий зовет. В канцелярию. Срочно.

И Нина, теряясь в догадках, зачем бы она могла потребоваться настоятелю, поспешила вслед за ней в пресловутую канцелярию — небольшую проходную комнату, где настоятель, о. Алексий, имел обыкновение принимать тех, кто приходил в храм, чтобы побеседовать с ним.

Вот и сейчас священник находился там. А напротив него, за старинным письменным столом с массивной столешницей, обтянутой потертой черной клеенкой, сидела какая-то женщина, как говорится, средних лет. Похоже, она разговаривала с о. Алексием о чем-то крайне важном для нее. И потому недовольно покосилась на Нину, чей приход прервал их беседу.

— А вот как раз тот человек, о котором я Вам говорил, — обратился к ней настоятель. — Нина Сергеевна — наш краевед. И сейчас все Вам расскажет.

Нина опешила. Что именно она должна рассказать этой женщине? И кто она сама? В этот миг незнакомка подняла глаза…и Нине Сергеевне показалось, что в ее них промелькнула тревога. Нет, эта особа пожаловала в их храм явно неспроста. Вот только что ей здесь нужно?

И тут, словно догадавшись, о чем сейчас подумала Нина, женщина обратилась к ней:

— Видите ли…Нина Сергеевна…, мой прадед был священником. Он служил в этой церкви. Давно, еще до революции. Даже считался в ней…как бы это сказать?.. за самого главного. Вот-вот, он был тут настоятелем. И жил неподалеку, на улице Пустозерской, 10. Его дом до сих пор цел… Я и подумала — если он служил в этой церкви, то, может, здесь сохранились документы, относящиеся к нему и к его семье? Ну, которые бы подтверждали то, что у него были родственники… Вдруг у вас тут есть какой-нибудь церковный архив?.. Видите ли, у нас самих не сохранилось ничего, совсем ничего… Вот Вам на всякий случай, номер моего телефона. Меня зовут Ирина Германовна. Сообщите мне, если что-то найдете. Если надо, я могу Вам даже заплатить…

Увы, Нина Сергеевна слишком хорошо знала историю Свято-Лазаревского храма, который после своего закрытия в 1930 году успел побывать и рабочим клубом, и столярной мастерской, и складом… Так стоило ли после этого надеяться, что в нем могли уцелеть документы дореволюционных времен?..

Нина уже собиралась напрямую сказать об этом Ирине Германовне. Однако прежде, чисто из любопытства, спросила: как звали ее прадеда-настоятеля.

— Его фамилия была Постников, — ответила та. — Николай Постников.

— Не может быть! — чуть не вскрикнула изумленная Нина Сергеевна.

Потому что именно протоиерей Николай Постников был последним настоятелем Свято-Лазаревского храма. Как раз перед его закрытием в 1930 году.

 * * *

Об этом Нина Сергеевна узнала из недавно выпущенной епархиальным издательством книги о судьбах местных священнослужителей в послереволюционные годы. Там были приведены краткие биографические сведения об о. Николае Постникове. А именно: что он родился в 1860 г., в многодетной семье сельского дьячка. С отличием окончил духовное училище, находившееся в губернском городе Н-ске, потом — тамошнюю семинарию. После чего три года нес послушание псаломщика в кафедральном соборе. Затем был рукоположен во священника и направлен для прохождения службы в один из уездных городов Н-ской епархии, где помимо служения в храме, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. И за свою педагогическую деятельность неоднократно получал благодарность от Епархиального училищного совета. Спустя 15 лет о. Николай Постников был переведен для дальнейшего прохождения службы в Н-ск и определен духовником той самой семинарии, которую в свое время окончил. В 1915 г. возведен в сан протоиерея. Являлся членом местного училищного совета. В 1917 г. был назначен настоятелем Свято-Лазаревского храма, где прослужил до его закрытия в июле 1930 г. Имел троих детей, из которых двое умерли еще во младенчестве. В живых остался лишь самый младший сын, Димитрий…

Единственный выживший ребенок, единственный наследник… И, тем не менее, у его потомков не осталось никаких документов, подтверждающих их родство с о. Николаем! Чем дольше Нина Сергеевна размышляла над тем, почему так случилось, тем больше ей казалось: это произошло неспроста. Наверняка Ирина Германовна скрыла от нее что-то важное, касающееся истории своей семьи. Вот только что именно она утаила? И, самое главное, почему?

* * *

Впрочем, горький жизненный опыт давно уже убедил Нину в том, что ее догадки и предположения, как правило, столь же далеки от действительности, как небесная высь — от грешной земли. Вспомнив об этом, она решила не тратить время на разгадывание воображаемых тайн, а сразу обратиться к фактам. Итак, о. Николай Постников служил в Свято-Лазаревском храме. И жил неподалеку от него, на улице Пустозерской, где до сих пор стоял дом, когда-то принадлежавший ему. Дом, на восемь десятилетий переживший своего хозяина… Последнее вещественное напоминание об о. Николае. Возможно, именно поэтому Нине Сергеевне вдруг захотелось увидеть его. Причем как можно скорее. Нине казалось, что, если она не поспешит сделать это, последствия промедления могут оказаться непоправимыми. Дом рассыплется от ветхости, сгорит от спички, оброненной случайным прохожим…одним словом, бесследно исчезнет. Разумеется, Нина прекрасно понимала: эти страхи порождены ее разыгравшейся фантазией. И нет никакого смысла в том, чтобы тащиться на совершенно незнакомую улицу, дабы узреть там какую-то древнюю развалюху. Однако она все-таки решила сделать это. Прежде всего, для того, чтобы воочию убедиться в справедливости известной поговорки: «за дурной головой — ногам работа»…

Разве могла она знать, что после этого похода ей вспомнится совсем другая поговорка. А именно: «человек предполагает, а Господь располагает».

* * *

…В ближайший выходной, после Литургии, Нина Сергеевна отправилась на Пустозерскую улицу, которая, как ей помнилось, находилась где-то поблизости от Свято-Лазаревского храма. Тем не менее, ей пришлось изрядно поплутать в лабиринте окрестных улочек и закоулков, прежде чем оная улица, наконец, отыскалась. Едва увидев ее, Нина поняла, что пришла сюда не зря. Лишь здесь, на окраине ее родного Н-ска, еще сохранились такие улицы: немощеные, поросшие по обочинам высокой травой, и настолько тихие и безлюдные, словно время здесь тянулось медленнее, чем в центре города, а потому на дворе стоял даже не минувший двадцатый, а еще девятнадцатый век… В свое время почти на такой же улице прошло и ее детство… Ностальгические воспоминания о невозвратном прошлом в одночасье захлестнули Нину, отодвинув настоящее на второй план. И она опомнилась лишь тогда, когда очутилась как раз возле дома номер десять. К изумлению Нины Сергеевны, сие здание, несмотря на свой почтенный возраст, оказалось отнюдь не ветхой лачужкой. Скорее, так можно было назвать кособокие и обшарпанные двухэтажные дома советских времен на соседней улице Лаухина, названной так в честь местного революционера-подпольщика Якова Лаухина, в 1919 г. расстрелянного интервентами… По сравнению с ними бывший дом священника выглядел, как новенький. Тем более, что его нынешние хозяева, похоже, основательно занялись ремонтом своего жилища. И уже успели обить дом новой вагонкой и заменить старые оконные рамы на пластиковые пакеты.

Двор перед домом казался безлюдным. Однако, подойдя к самой калитке, Нина увидела на задворках какую-то женщину в пестрой футболке, которая снимала с веревки высохшее белье. Разглядеть ее она не успела. Потому что в следующий миг к забору с яростным визгливым лаем подлетела крохотная, но весьма воинственно настроенная мохнатая собачонка, разгневанная тем, что посторонний человек дерзнул приблизиться к границам ее владений. Женщина в футболке резко повернулась и подозрительно уставилась на Нину. И та поняла: сейчас ей придется объяснять хозяйке, что она всего лишь явилась посмотреть на дом, где более полувека тому назад жил совершенно чужой ей человек. Но, хотя Нина скажет ей чистейшую правду, та все равно не поверит ни единому ее слову. Ведь иная правда может показаться невероятнее самой грубой и отъявленной лжи…

И тут женщина вдруг заулыбалась и устремилась к ней навстречу, словно к долгожданной гостье:

— Ой, здравствуйте! Вы ведь врач, да? А Вы меня помните? Нет? Зато я Вас помню. Я Галя Копалина… Вы меня год назад лечили. Теперь вспомнили? У меня еще тогда спина сильно болела. А с тех пор больше ни разу не беспокоила. Я так хотела Вас найти и спасибо сказать… А-а…что Вы тут делаете?

Так Нина Сергеевна в очередной раз убедилась, что не зря их город называют «большой деревней», в которой, куда ни пойдешь, везде знакомого найдешь. Но все-таки — разве не чудо, что хозяйка дома, который Нине так хотелось увидеть, оказалась ее бывшей пациенткой? Нет, неспроста ее так тянуло побывать на улице Пустозерской… В этот миг Нине вдруг подумалось… Возможно, в другое время она сочла бы эту мысль нелепой, если даже не безумной. Но сейчас, на миг поверив в возможность невозможного, она все-таки рискнула спросить Галину, не сохранилось ли в доме что-нибудь из вещей, принадлежавших его прежним хозяевам.

-Если что и осталось, то только на чердаке, — ответила та. — С повети-то* мы уже весь хлам повыбросили, а вот там пока еще порядок не наводили… Решили подождать, пока крышу перекрывать станем… Если хотите, можете сами туда подняться и посмотреть. Вот только…- она с сожалением покосилась на светлое платье Нины…- там такая грязь… Вам потом свое платье не отстирать будет...

Но Нина Сергеевна пропустила ее слова мимо ушей. Потому что окончательно уверилась в том, что все происходящее с ней сегодня — промыслительно. Да, в истории семьи о. Николая Постникова действительно есть какая-то тайна. Но там, на чердаке бывшего священнического дома, она найдет ее разгадку!

* * *

В поисках оной разгадки Нина перерыла кучи хлама, которым был завален чердак. Однако все, что попадалось ей под руки, с успехом можно было найти на любой городской помойке…Поэтому вскоре энтузиазм Нины сменился горьким раскаянием. Ибо она убедилась, что вела себя, как последняя дура. И угораздило же ее пойти на эту разнесчастную улицу! А впридачу еще и устраивать эти дурацкие раскопки на чердаке! Да что там могло быть, кроме никому не нужной рухляди?.. И вообще, почему она решила, что в истории семьи о. Николая Постникова есть какая-то тайна? Мало ли по каким причинам люди теряют семейные документы… Любой здравомыслящий человек понял бы это сразу. И не искал тайну там, где ее просто-напросто нет и не может быть.

Раздосадованная Нина изо всех сил пнула подвернувшуюся под ноги связку старых газет. Гнилая бечевка лопнула и газеты рассыпались по полу, увлекая за собой соседние предметы — истрепавшийся веник, стиральную доску, погнутое велосипедное колесо... За ними показался угол небольшого сундука, обитого проржавевшей жестью. Нина бросилась к нему, подняла крышку… И увидела старинные книги в переплетах из кожи и картона с мраморными разводами. Раскрыв наугад одну из них, она разглядела на титульном листе надпись: «собственность иерея Николая Постникова». Присев перед сундуком, Нина принялась складывать книги себе на колени. И тут заметила под ними фотографию…одну, другую, третью... Не веря своему счастью, Нина сгребла находки в охапку и с торжеством спустилась с чердака, по пути порвав подол платья о торчавший откуда-то гвоздь.

Изумленная Галина воззрилась на нее с нескрываемым сочувствием и поспешила вызвать ей такси. Зато Нина Сергеевна торжествовала. Потому что была уверена — ключ к тайне семьи о. Николая Постникова находится у нее в руках!

* * *

Дома Нина принялась разбирать свои находки. Она начала с фотографий. Их оказалось одиннадцать: прекрасно сохранившиеся старинные фотокарточки, наклеенные на серый картон с тиснеными золотыми буквами. По ним можно было проследить всю историю семьи о. Николая Постникова. Вот юноша в форме семинариста, с книгой в руке, а рядом с ним — улыбающаяся пухлощекая девушка в белой кофте с пышными рукавами. На другой фотографии те же люди, только молодой человек одет в рясу, а его молодая жена, похоже, ждет ребенка… На третьем снимке в волосах у священника уже пробивается седина. У него на коленях сидит не по-детски серьезная девочка лет двух, а матушка в темном платье, стоя сзади, крепко держит дочку за руку, словно пытаясь удержать ее «на земле живых»… Последняя фотография была сделана в 1912 году: немолодой суровый священник в муаровой рясе и седая женщина со скорбным лицом, а рядом с ними — полный кудрявый мальчик в белой рубашке. Были там и фотокарточки родственников о. Николая и его матушки. Причем на обороте каждой из них имелась надпись, сделанная одним и тем же красивым, почти каллиграфическим почерком, где было указано, в каком году сделана фотография и кто изображен на ней. Судя по всему, автором их был о. Николай Постников, стремившийся таким образом сохранить память о своей семье. И передать ее детям. Вернее, своему единственному сыну и наследнику — Димитрию.

Внимание Нины Сергеевны привлекла маленькая фотография подростка в белой вышитой рубашке. Причем дело было не только в том, что пухлощекий кудрявый паренек с сурово сведенными у переносицы бровями, сжатыми в ниточку губами и гордым поворотом головы выглядел крайне комично. Нине показалось, что она уже где-то видела подобное лицо. Вот только где именно?

На обороте фотографии была надпись, сделанная все тем же аккуратным почерком:

«26 августа 1915 г. Вот ненаглядный Митенька, но только он здесь снялся плохо. На самом же деле он очень симпатичный, беленький кудряш, без этих морщин, которые снялись у него на лбу. Он тут снялся совсем разбойником, на самом же деле он у меня добрый, славный, хороший, и живем мы с ним очень хорошо»*.

Это была фотография младшего сына о. Николая Постникова, Димитрия. Деда Ирины Германовны. Обычно такие фотографии люди бережно хранят в семейных альбомах, как дорогую память. Так почему же эта карточка оказалась среди чердачного хлама? И, самое главное, где Нина могла уже видеть это лицо?

* * *

…Но, едва Нина Сергеевна раскрыла первую из найденных на чердаке книг, ей стало не до этих вопросов. Что это? Пророчество? Или всего лишь плод фантазии человека, искренне верившего, что подобного никогда не может быть? Кстати, именно так и назывался этот Пасхальный рассказ: «Не может быть»***. Сюжет его был таков: некий сельский священник, решив вздремнуть перед Светлой заутреней, проснувшись, увидел свою церковь пустой и заброшенной. И узнал от охранявшего ее человека в форме, что все церковные праздники и Богослужения давно отменены, а храм превращен в подобие музея, куда раз в неделю за плату пускают посетителей, любопытствующих узнать, «как это там было раньше». И, объятый отчаянием и скорбью оттого, что вера, надежда и любовь навсегда покинули этот мир, священник, войдя в храм и пав ниц перед Престолом, молил Бога о смерти… Но какова же была его радость, когда он обнаружил, что все виденное им оказалось всего лишь кошмарным сном. Иначе говоря, тем, чего нет и не может быть. Судя по тому, что на полях книги уже знакомым Нине почерком о. Николая Постникова было выведено: «Что правда, то правда. Такого не может быть», герой рассказа был не одинок в своих выводах.

Отцу Николаю было невдомек, что меньше, чем через десять лет, все, описанное в этом рассказе, станет явью. Вот только реальность окажется куда страшней писательского вымысла. И ему придется убедиться в этом самому…

* * *

…Следующая книга была Нине знакома. «Училище благочестия» ей доводилось читать еще в юности, вскоре после того, как она крестилась. Но такое роскошное издание: в красном коленкоровом переплете, с цветными иллюстрациями, она видела впервые. Нина бегло просмотрела несколько картинок. И вдруг увидела на обороте одной из них какую-то запись. А потом еще… и еще одну… Некоторые из записей были датированы. Похоже, это был чей-то дневник. Вот только чей именно?

 

«Вчера читал «Пещеру Лехтвейса». И тут подходит он. «-Что это ты такое читаешь? А ну, покажи! И как вырвет у меня книжку! — А-а, вот оно что! И кто ж тебе дал эту гадость? Какой такой Гришка? Чтобы впредь ты не смел якшаться с кем попало и читать всякую дрянь! Вот тебе «Закон Божий». Выучишь вот эту главу. Вечером спрошу. И, если ответишь плохо, на поклоны поставлю. Понял?!»

Все, пропала Гришкина «Пещера Лехтвейса»! Теперь он мне не даст почитать «Тайны мадридского двора»!

Через два дня. Сегодня, когда мы обедали, он мне и говорит:

«Запомни, Митя: человек должен всегда благодарить Бога за Его великие благодеяния к нам. Вот ты ешь белый хлеб вдосталь, и живешь в довольстве. А я в детстве и черного хлеба едал не досыта, и ходил в лаптях, а то и босиком. Но я никогда не роптал на Господа и всегда надеялся на Него. И Он обильно излил на меня Свою благодать и милость. Все, что я имею, дал мне Господь. И если ты будешь всегда надеяться на Него, неукоснительно исполнять свой долг перед Ним и за все благодарить Его, Он никогда не оставит тебя. Помни об этом».

Да лучше есть черный хлеб и ходить босиком, чем изо дня в день слушать его поучения! Почему я должен во всем поступать так, как хочет он? То не читай! С этим не водись! Одни запреты! Почему я не могу жить так, как хочу?

20 июля 1914 г. Эх, все-таки придется мне идти в семинарию! А как бы я хотел учиться в гимназии! Или в городском училище, как Гришка! Вот только он об этом и слышать не желает! Он хочет, чтобы я стал священником! Он всегда только о себе думает! А до меня ему дела нет!

10 октября 1914 г. Теперь я не одинок. У меня появился друг. Его зовут Яков Лаухин. Он учится в среднем классе. Когда Щербатый и Костыль меня дразнили и хотели побить, он заступился. И всем сказал, чтобы впредь никто не смел меня трогать, иначе будет иметь дело с ним. А он в семинарии — первый силач. Какое счастье, что у меня теперь есть такой замечательный друг!

14 декабря 1914 г. Вот уж впрямь: не было бы счастья, да несчастье помогло! Не пойди я в семинарию, разве бы я нашел такого друга, как Яков! Вчера он дал мне почитать одну книжку. Называется «Спартак». Только велел ее никому не показывать. Я всю ночь ее читал… Вот это книга! Вот ради чего нужно жить! Бороться за свободу против презренных тиранов! Таких, как он.

…На святках катался с Гришкой на коньках и провалился в прорубь. Что было потом —помню смутно. Кажется, видел что-то очень страшное… И вдруг слышу его голос: Господи, смилуйся! Не отнимай у меня моего Митеньку! Лучше возьми мою жизнь, только пусть он живет! Я побежал на его крик — и очнулся.

И вот теперь лежу дома, а он все время торчит рядом, как будто у него других дел нет, кроме как следить за мной. Век бы его не видеть!

 

25 сентября 1915 г. Спасибо Якову! Сколько всего я прочел за этот год благодаря ему! И Толстого, и Станюковича, и Горького… Но «Овод» — лучше всего. Вот это человек! Как бы я хотел быть таким, как он!

…Какой же я был дурак! Боялся, что Бог меня накажет. А ничего не случилось! Да я потом еще пару раз плюнул на икону, и ничего! Гром не грянул, земля не разверзлась. Говорил же Яков, что они нарочно придумали всяких богов, чтобы людей дурить. Зато теперь я знаю, что никакого Бога нет. И меня уже никто не обманет!

 

16 ноября 1915 г. Вчера, после вечерней молитвы, когда я, как обычно, брал у него благословение на сон грядущий, он вдруг спросил меня:

— Что с тобой случилось, сынок? Последнее время я не узнаю тебя. Может, ты нездоров? Или тебя кто-то обидел? Пожалуйста, скажи мне правду. Ты же знаешь, как я люблю тебя…

Ишь, какой хитрый! Добреньким прикидывается. Думает, я ему поверю… Не дождется!

10 декабря. Якова исключили из семинарии. Говорят, что у него нашли целую библиотеку запрещенных книг и еще какие-то листовки… И будто теперь его за это даже могут посадить в тюрьму… Проклятые палачи! Они всегда ненавидят тех, кто борется за правду! И он — один из них! Как же я ненавижу его!

10 августа 1915 г. Сегодня в семинарском храме он читал проповедь о том, как-де хорошо страдать за Христа. Да разве он знает, что такое страдание? Он только других страдать заставляет. Как меня! Лжец и лицемер! Как же я когда-то был глуп, что верил в него, как в Бога! А он лгал мне всю жизнь. И сейчас лжет. «Страдания очищают и возвышают душу…» Легко ему это говорить! А чтобы сам он когда-нибудь решился пострадать за своего Христа? Да такого не может быть!»

…И тут Нина наконец-то догадалась, почему лицо юного Дмитрия Постникова показалось ей знакомым. Да, ей уже приходилось видеть этот гордый поворот головы, эти презрительно сжатые губы… На иллюстрациях к роману «Овод», который она читала в школьные годы. Как раз этим романом зачитывался и семинарист Дмитрий Постников. Овод стал его любимым героем, его кумиром. Неудивительно, что мальчик подражал ему. Настолько, что в своем дневнике почти дословно процитировал письмо, которое будущий Овод, а тогда еще Артур Бертон, написал своему отцу-священнику: «Я верил в Вас, как в Бога, а Вы лгали мне всю жизнь».

Но считая своего отца лжецом и лицемером, мог ли он знать, что в 1930 г. тот примет мученическую смерть за Христа? Что вскоре после закрытия своего храма о. Николай Постников явится в местные Советы и обличит богоборную власть. После чего будет арестован, а спустя два месяца приговорен к расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Через три недели, 7 октября 1930 г., приговор приведут в исполнение.

Увы, гордый и самолюбивый мальчишка, возомнивший себя страдальцем и борцом за свободу, слишком плохо знал своего отца!

* * *

Нина захлопнула книгу. Теперь ей было понятно, почему у потомков Дмитрия Постникова не сохранилось документов, подтверждающих их родство с о. Николаем. Наверняка их уничтожил сам Дмитрий, отрекшийся от своего отца-священника. Но теперь, когда родственникам репрессированных возвращают некогда конфискованное у них имущество, Ирина Германовна решила заполучить назад прадедовский дом. Хотя прекрасно знала, что не имеет на него никаких прав. А, чтобы облегчить поиски нужных документов, решила обратиться в церковь, в надежде, что для нее, правнучки тамошнего настоятеля, да еще и пострадавшего за Христа, будет сделано все возможное и невозможное. Конечно, это было рискованно: явиться в храм и назваться родственницей о. Николая Постникова, не предъявив никаких доказательств этого. Выходит, не случайно тогда Нине показалось, что Ирина Германовна чего-то боится. Да, она опасалась, что ей не поверят. Однако ей удалось перехитрить и о. Алексия, и Нину Сергеевну. Но теперь, когда Нина знает всю правду о семье Постниковых, она разоблачит обманщицу. И, так сказать, «над неправдою лукавою грянет Божией грозой»…

Едва сдерживая рвущийся наружу праведный гнев, Нина Сергеевна набрала номер Ирины Германовны.

— Здравствуйте. Это Ирина Германовна? Вас беспокоит Нина Сергеевна из Свято-Лазаревской церкви. Да-да, мне удалось найти кое-какие документы. И я хотела бы передать их Вам. Кстати, забыла спросить, как звали Вашего деда? Нет, не прадеда, а деда… Дмитрий Лаухин? Вот как… Тогда давайте встретимся через два часа у памятника жертвам интервенции. Хорошо. До свидания.

Место встречи Нина выбрала не случайно. Она хорошо помнила, что на памятнике жертвам интервенции высечены имена расстрелянных революционеров. В том числе и Якова Лаухина. Человека, чью фамилию взял Дмитрий Постников после того, как отрекся от своего отца-протоиерея.

* * *

Сквер возле памятника жертвам интервенции был безлюдным и заброшенным. В чугунных вазонах вместо цветов торчали чахлые сорняки, между бетонных плит, ведущих к обелиску с именами погибших героев-большевиков, густо зеленела трава, а сам памятник, покрытый облупившейся серебряной краской, наглядно свидетельствовал о недолговечности людской памяти… Нина Сергеевна пришла сюда за полчаса до условленного срока. И без труда отыскала на обелиске имя Якова Лаухина. Оно значилось первым в списке подпольщиков, расстрелянных 25 августа 1919 года. Теперь ей оставалось лишь подождать Ирину Германовну. Почему-то Нина Сергеевна была уверена, что та опоздает. И потом начнет плести небылицы об ушедшем из-под носа или сломавшемся по дороге автобусе. Ведь для нее уже наверняка давно вошло в привычку лгать людям.

И тут к памятнику, скрипнув тормозами, подъехало такси и из него выскочила Ирина Германовна. Еще миг — и она уже стояла рядом с Ниной, теребя пальцами ремешок висящей на плече сумочки.

— Здравствуйте, Нина. Простите, забыла Ваше отчество… Я так волнуюсь… Неужели Вам и вправду удалось что-то найти?

— Да. — сурово ответила Нина Сергеевна. — И теперь у Вас есть шанс заполучить то, что Вы хотите. Только зачем было для этого прибегать к обману? Ведь Вы прекрасно знаете, куда девались Ваши семейные документы. Вернее, кто их уничтожил.

Ирина Германовна испуганно отшатнулась от нее:

— Что? Что Вы говорите?

Но Нина Сергеевна уже окончательно вошла в роль беспощадной обличительницы:

— В отличие от Вас, я говорю правду. Их уничтожил Ваш дед. Неужели Вам неизвестно, почему его фамилия не Постников, а Лаухин? Да не может быть! Наверняка Вы знаете, что, когда он отрекся от своего отца, то взял себе другую фамилию. Фамилию своего друга по семинарии, убитого интервентами. Его звали Яков Лаухин. Вот его имя здесь, на памятнике… А вот дневник Вашего деда. Может, Вам будет интересно узнать, как он отзывался о своем отце? Вот, читайте… И после этого Вы еще смеете называть себя правнучкой о. Николая!

Она не договорила. Пробежав глазами несколько строк, Ирина Германовна подняла голову. В глазах у нее стояли слезы, а губы дрожали, так что она едва смогла выговорить:

— Это н-неправда! Мой дедушка не мог этого н-написать! Н-не м-может б-быть!

Захлебываясь от рыданий, она швырнула книгу на землю и побежала к поджидавшему ее такси. Еще миг — и машина, сорвавшись с места, скрылась из глаз. А Нина так и осталась стоять у заброшенного обелиска…

* * *

Поздним вечером Нина Сергеевна сидела у себя на кухне, размышляя о событиях минувшего дня. И все больше понимая, какую непростительную ошибку она совершила. В самом деле, почему она сочла Ирину Германовну обманщицей? Не потому ли, что с самого начала почувствовала неприязнь к ней? Когда же она прочла дневник ее деда, эта неприязнь переросла в ненависть. Но разве пример Дмитрия Постникова не убедил ее, что человек, объятый ненавистью, способен видеть все лишь в черном цвете? И вот теперь жертвой ее ненависти стал ни в чем неповинный человек… Что же ей делать? Позвонить Ирине Германовне и попросить прощения? Но ведь тогда наверняка придется рассказать ей правду о своих находках. Хватит ли у Ирины Германовны мужества услышать и принять эту правду? Или она предпочтет остаться при своем «не может быть»? Бог весть. Как говорится, «человек предполагает, а Господь располагает». И на людское «не может быть» властно отвечает: «да будет!»

Тогда для чего же Он дал Нине раскрыть тайну семьи о. Николая Постникова? Только ли для того, чтобы она поняла, до каких бездн падения могут довести человека ненависть и гордыня? Как это произошло с Дмитрием Лаухиным, отрекшимся и от собственного отца, и от Отца Небесного. Или же для того, чтобы показать ей, что мир состоит не только из подлецов и предателей? И «солью земли» (Мф. 5, 13) являются вовсе не самовлюбленные эгоисты, а совсем иные люди, самые обыкновенные люди, способные на жертвенную любовь к Богу и к ближним. Такие, как о. Николай Постников.

Примечания:

*Поветь — хозяйственное помещение в задней половине северного дома.

**Подлинная надпись на дореволюционной фотографии неизвестного юноши, за исключением имени.

***Речь идет о рассказе Н. Колосова «Не может быть», напечатанном в «Руководстве для сельских пастырей», изданном в 1909 г. в г. Киеве.

Комментарии

Юлия Санникова

Матушка Евфимия, очень понравился Ваш рассказ, захватил. И проблемы поставлены так, как сваливаются они на нас в жизни, и выбор, который может быть неправильным для человека, описан точно. А Вы берете своих героев из жизни? Как приходят к Вам сюжеты?

Успехов Вам в Вашем творчестве и помощи Божьей!

Спасибо, уважаемая Юлия! Кстати, с Введением во храм Пресвятой Богородицы - заступления Вам и помощи Всепетой Матери! Про рассказ скажу так: это - ранняя редакция. В поздней убран фрагмент с рассказом "Не может быть" (он интересный, но размывает остроту темы). Теперь про сюжет: в основе - история одного Новомученика, который добровольно (через, кажется, 8 лет после закрытия своего храма) пошел в органы Советской власти, похулил оную власть и был расстрелян. Противостояние "отец-сын" появилось позже. У меня где-то ниже висит ранний рассказ на тот же сюжет: "Юлиан-отступник". Ну, плюс перечитанный пару лет назад "Овод" (здесь цитируется дореволюционная редакция, поэтому нет одного кощунственного фрагментика, который мы с Вами знаем - царская цензура его не протпустила). Плюс - влияние английской писательницы Эллис Питерс - автора серии "краеведческих детективов" о монахе Кадфаэле, из времен, кажется, 15 века, ее родного Уэльса (книжек этих под 20, я читала только 2) - смешение реальности и вымысла. Вдобавок, читала интересную фэнтэзистику - книгу Веры Камши "Красное на красном". Там - всякие рыцари-мушкетеры-королевы-привидения... И, главное - юный, постепенно подлеющий геройчик, считающий себя эталоном благородства. А рядом - другой тип, коего юноша считает подлецом, но над ним, по крайней мере, этот подлец трясется, как наседка над цыпленком (а геройчик считает, что тот ему делает пакости). Вот отсюда совершенно дикое восприятие Митенькой поступков своего отца... Плюс - не новые игры молодежи в Оводов, вампиров, Гарри Поттеров и иже, и иже... Так я обычно свой "реал" и делаю. И так сделаны все остальные, тут висящие, рассказы этого цикла: "Свидетели", "До Последнего Суда" и "Завещание". Истории о прошлом, полуреальные, но весьма-а современные по проблематике. Честно скажу, лучше всего - первые два... Вот, собственно, откровенный рассказ о том, "как это сделано". Ну, конечно, есть и то, что помимо этого, однако тут мне рассказывать труднее... АВам спасибо - Вы читаете... Е. 

Юлия Санникова

Спасибо за такой подробный ответ, матушка Евфимия А я вот в своих рассказах люблю все придумывать, мне так проще...

Успехов Вам в вашем творчестве и покровительства Матушки Божьей!

С удовольствием прочитала еще один Ваш рассказ, но комментарий напишу завтра!

Пиши-ите, уважаемая Юлия! Но самый лучший (на мой взгляд) - "До Последнего Суда" (его "двойник" - на толкиено-фэнтэзи - висящие где-то далеко жуткие "Записки нуменорского врача" - тоже с самоубийством героя, но по другим причинам...третий рассказ с такой же концовкой погребен в недрах моего компьютера...дай Бог, надолго...из моих героев лишь трое - самоубийцы). Хотя "Свидетели" - не хуже. И каноничнее. Ну, вот Вы придумываете, а не умею... Кстати, когда напишете "комментарию", я Вам могу рассказать, "что там было на самом деле".

Спаси Вас Господи за сей рассказ!
Прочел с большим удовольствием и интересом.
Матушка простите меня за отступление от темы. Хотел узнать дошло ли до Вас мое послание, которое я отправлял Вам через админа (другого способа отправить я не нашел)?
Еще раз, спасибо за Ваше творчество!

Спасибо, уважаемый Констатин! Сейчас посмотрю, где оно, Ваше послание. Но Вас-то я помню. Вы - мой коллега, только хирург. Рассказ - четвертый из детективной серии ("Свидетели", "До последнего Суда", "Завещание"). Правда, я буду его править. В частности, уберу фрагмент с рассказом (он лишний, хотя то, что в 1900 г. был написан такой рассказ, и впрямь интересный факт). Ну, а мальчик, "косящий" под Овода, оказался дрянцом. Впрочем, когда пару лет назад перечитывала "Овода", мне показалось, что герой-то, скорей, Монтанелли, его жальче. Кстати, Вам не приходилось держать в руках издания "Овода"...ну, не дореволюционные, а изданные до 1953 г. (когда вышел перевод Волжиной). Забавно сравнить, что вырезала царская цензура. Кстати, возможно, отсюда отличия в "старом" и более новом фильмах про Овода... Ладно! Сейчас пойду искать письмо, и, если нет, отпишу, что его нет. Спасибо Вам! Е.Ага, таки-таки его нет. Ну, тогда так: mara1899@mail.ru. "Мара-кошмара"...

Возможно не верно отправил в первый раз... простите меня грешнаго!
Здравствуйте матушка!
Да,конечно, и с книгой и фильмом "Овод" знаком, но советского "производства". Тогда когда знакомился с подобными произведениями был школьником-октябренком, и по настоящему оценить было сложно. Хотя многое из "прошлого" нравится и сейчас. И "покупало"-то именно жертвенность.
"Как закалялась сталь", "Мальчиш-Кибальчиш", "Мать" (М. Горького) и т.п.
А "Молодая гвардия"? Там немного иное - Отечественная война, но... патриотизм.
Жалко людей обманутых советской идеологией - люди сами себя наказали!
Но это всё мое грешное мнение.
И еще... матушка... отправил Вам на адрес письмо. Спаси Вас Господи!

Здравствуйте дорогая матушка!
И книгу читал, и фильм смотрел, конечно, советского производства.
Я в то время был школьником-октябрёнком, и все "такие" фильмы мне очень нравились. И Овод и Павка Корчагин, а уж Мальчиш Кибальчиш, и "Молодая Гвардия"...
Мне жалко людей, которые были обмануты той "лукавой" идеологией!
Бог всем судья!
А произведения Ваши читаем всей семьей. Скопировал, и после вечерняго чайку прямо за столом и читаем! Задумчивыми становятся мои "домашние". Сначала сам им предлагал послушать, а сейчас сами просят!
Ждем новых Ваших рассказов!
А письмо Вам с историей своей отправил. Надеюсь на этот раз дойдет.
Помогай Вам Господь в Вашем благом деле!