Вы здесь

Мы рождены - ко многому успеть…

Мы рождены - ко многому успеть…
И выбор ждет у зрелости истока:
Нести свой свет… стремиться и гореть, –
Иль духом умереть еще до срока.

Но как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, фарса и комедий,–
Чтоб в книге бытия не разыграть
Еще одну из тягостных трагедий.

Гореть по жизни можно как свеча, –
Дарить тепло спокойно и радушно,
Светить в пути, и, кротости уча,
Не навредить огнем своим послушным.

А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем свободным, ярким, восторгая.
В бою, как вызов, бросить Божий дар,
Вокруг себя враждебный мир сжигая.
 

                                             2009 

Комментарии

Дорогой Алекс!

У меня в негоативном смысле употреблен не образ "огня", а образ "пожара" - если можно так выразиться "беспорядчного огня".

Следует заметить, что в этом стихотворении не рассталены окончательные акценты. Нет и строго осуждения образа "пожара" и абсолютного возвеличивания ораза "горящей свечи". Здесь, возможно, больше повода к размышлению, нежели конкретных ответов.  

Насчет "комедий" - "трагедий"  я особо не комплексую. Так формально ведь можно придраться к чему угодно. Я пробовал разные варианты, но лучше, чем было не получилось.

 Можно конечно и такой вариант второго четверостишия:

"Но как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, вызванных тобою,–
Чтоб в книге бытия потом не стать
Еще одной трагической главою".
 

Как Вам?

Дорогая Мария!

Образ огня, пожара – задумывался в целом как негативный образ. Такое горение часто впечатляет окружающих, но оно несет в себе существенную примесь человеческой страстности. Такой огонь может сжечь на своем пути и много полезного. Вся жизнь страстного человека превращается в непрестанную вражду против других; и, что самое важное, такой человек из за своей гордости и страстности часто сам наживает себе врагов на пустом месте, а потом вступает с ними в отчаянную борьбу.

«бросить Божий дар». Божий дар дается нам для созидательной деятельности, а люди, которые «горят как огонь» часто используют его для деятельности разрушительной, для борьбы с другими.

Безусловно, в данном стихотворении далеко не все разложено по полочкам (как в ряде других моих стихотворений), далеко не на все дан ясный ответ. Многое в понимание этого стихотворения зависит от личного восприятия читателя.

Рад Вашим посещениям и комментариям, Мария.

Храни Вас Господь.
 

Евангелист Иоанн Богослов был огненным по духу. Страстность натуры это свойство темперамента. Можно гореть и сгорать, воспламеняя всех вокруг, а можно тлеть без пользы для других. Это я к тому, что образ огня не может быть негативным в принципе. Важно чем гореть и для чего, каким огнем гореть: ненависти или любви.

Мария Коробова

Доброго вечера! Чуть не пропустила еще одно Ваше стихотворение, а мне они всегда очень интересны. Показательно, что в содержании "веер предложений" (как сказала бы моя начальница)

А как горит Ваш огонь? Мне кажется, как "радушная свеча", спокойный и ясный светоч, звездочка путеводная... "Сжигать" или "восторгать" кого-то - странно представить Вас в этой ипостаси. - Одно -  жестоко, другое - суетно. Вот "Божий дар - как вызов..." - я не очень поняла. Дар своей "самости", способности воевать с "враждебным миром"? Или образ шире, и речь идет о мятежной душе? Корень "мятеж" - жутковатое слово. Это равноправное "предложение" или осуждаемое Вами?

Очень, очень интересный текст. Многое от меня явно ускользает. Но остается общее впечатление чего-то яркого, сильного...

В постскриптуме хотела только еще реплику вставить(только не сердитесь, Христа ради - ладно?) - "Комедию" и "Трагедию" как-то  "не смотрится"  рифмовать. чуточку комично.

С огромным уважением Ваша Нижегородская собеседница

Дорогая Светлана, очень рад Вашему посещению и отзыву.

Трудовое конечно получилось стихотворение. 

Я заметил такую вещь: когда увидишь уже опубликованное стихотворение, как-то более критичеки к нему относишься, чем раньше, острее чувствуешь его недостатки. 

Творческих успехов Вам, и всего самого наилучшего.  

Дорогая Ирина!

Спаси Господи, Ирина за Ваше посещение о оценку...

А Вы все-таки опередили меня. Я думал незаметно внесу новые правки:

1) Первую строку сделал: Мы рождены – ко многому успеть… (вместо старого: Нам жизнь дана ко многому успеть…) – по фонике так лучше.
2) последние две строки стихотворения стали звучать:
«В бою, как вызов, бросить Божий дар,
Вокруг себя враждебный мир сжигая».

Для меня ярким примером в процессе написания стихотворения является А.С.Пушкин. Он являясь, безусловно, гениальным литератором очень тщательно работал с текстами своих произведений. Так что это удел не только графоманов.
 

Ирина Богданова

 Получилось замечательно! 

И сразу запоминается, что говорит о слаженности стихотворного строя.

Отностительно графоманов, то мой опыт показывает, что они как раз не работают со своими текстами, а пишут и пишут, пишут и пишут...

Учитывая пожелания и замечания, внес в текст следующим правки:

1) Первая строка стала звучать: Нам жизнь дана ко многому успеть… (было: Прожить достойно надобно суметь…).

2) Изменено заключительное четверостишие:

Было:

«А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем надрывным, ярким восторгая.
Бросать врагам, как вызов, Божий дар,
Вокруг себя жестокий мир сжигая».

Стало:

«А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем мятежным, ярким восторгая.
Врагам, как вызов, бросить Божий дар,
В пылу сражений ветхий мир сжигая.»

Немного поясню, на что я хотел указать в последних двух строках. Дело в том, что в горение человека в жизни «как пожар» вносит трагическую ноту. Весь мир вокруг этого человека превращается в поле битвы «за добро». Но в такой борьбе, нередко, гибнет не только грех, но и сам окружающий мир. Но, с другой стороны, когда "ветхий" мир сгорает - на его месте должен появиться что-то "новое".

Я, безусловно, не совсем удовлетворен как была раскрыта суть стихотворения (и фоника не на высоте).  

Есть над чем работать, и над чем думать в последующем.

Приношу благодарность всем за участие в обсуждении.

Всегда рад новым пожеланиям и предложениям.

Сергей Магалецкий

Отец Алексий, добрый вечер. Очень красивое стихотворение! Пламенное и яркое, как огонь. Спасибо огромное!

Последняя строчка не очень ложится на сердце - "...Вокруг себя жестокий мир сжигая." Может быть попробовать немного изменить - Вокруг себя ГРЕХИ сжигая... И еще словосочетание - "надрывным, ярким," не кажется очень удачным. Простите, ориентируюсь только на слух, как слышу. Может и не прав. Хотелось просто, чтобы стихотворение заиграло еще лучше и чище. Храни Вас Бог!

Елена Гаазе

 за пронзительное стихотворение, у меня на последнем четверостишье даже слезы навернулись. Чувствуется, что это все выстраданное у Вас.

     Еще раз спасибо Вам за Ваш  добрый свет.

Ольга Клюкина

 Прекрасное стихотворение, отец Алексий! Особенно - три последних четверостишья, на одном дыхании. А первое - почему-то не очень...  

Мне вдруг немного дерзкая мысль пришла в голову (не обижайтесь, если что, она у меня сегодня с утра болит!). А что если это стихотворение немного перевернуть и "встряхнуть"?   

Гореть по жизни можно как свеча,–
Дарить тепло спокойно и радушно,
Светить в пути, и, кротости уча,
Не навредить огнем своим послушным.

А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем надрывным, ярким восторгая.
Бросать врагам, как вызов, Божий дар,
Вокруг себя жестокий мир сжигая.
 

Так как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, фарса и комедий,–
Чтоб в книге бытия не разыграть
Еще одну из тягостных трагедий.

Разумеется, это всего лишь эксперимент, даже не совет, так что вовсе не обязательно поддерживать. Просто у меня сегодня в голове что-то вращается, вот и с Вашим стихотворением вдруг повернулось. В нем есть классический, тютчевский звук...