Вы здесь

Милостыня

 Моросил теплый летний дождь. Где-то вдалеке погромыхивал гром. Сережа спешил в храм на Литургию. У церковной ограды сидел высокий худой человек в старом плаще и просил милостыню. Взрослые говорили, что давным-давно он был врачом, но почему-то превратился в бездомного. Также все знали, что собранные милостынею деньги он тратит на дешевое вино, которым торговали в частном доме неподалеку. Поэтому милостыню человеку в старом плаще почти никто не давал. В ту минуту Сережа вдруг подумал, что сейчас он зайдет в храм, а этот несчастный останется здесь, под дождем, и будет собирать свои копейки. Карманные деньги у мальчика всегда были, но давать на вино он не хотел, поэтому не придумал ничего лучшего, как пройти мимо.
В храме начиналась служба. Сережа, взяв благословение у батюшки и облачившись в стихарь, отправился читать часы, а его друг Коля в это время в алтаре разжигал уголек для кадила.
…Служба шла своим ходом, величественно пел хор, а у Сережи все не выходил из головы тот человек в старом плаще. То и дело мальчик выглядывал в окно — дождь на улице расходился, пузырились лужи.
После Причащения отец Александр взял крест и вышел на амвон с проповедью.
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!.. — начал батюшка и, к удивлению Сережи, заговорил о милостыне: — Заповедано каждому из нас: «просящему у тебя дай», но также сказано: «да запотеет милостыня в руке твоей». Сказано для того, чтобы мы не только творили милостыню, но делали это с разумением. Потому что и милостыня может быть человеку во вред…
Решение пришло внезапно.
— Коля, раздашь за меня просфорки? — спросил Сережа.— Мне идти срочно надо.
— А полы в алтаре кто будет мыть? — возмутился Коля.— Пушкин Александр Сергеевич?
— Буду должен! Вопрос жизни и смерти!
Сережа стянул стихарь, быстро вышел из храма и, перепрыгивая лужи, побежал к калитке в церковной ограде. Человек в насквозь промокшем старом плаще по-прежнему сидел на своем месте. В его протянутой руке виднелось несколько желтых монет. Мальчик пробежал мимо и направился в магазин. У прилавка, как нарочно, стояла длинная очередь. Наконец он оказался у кассы и попросил дать ему буханку хлеба, две банки консервов и двухлитровую коробку апельсинового сока. Погрузив все это в пакет, Сережа вышел на улицу и, посмотрев в сторону церкви, с ужасом обнаружил, что человека в старом плаще уже не было.
На небе полыхнула молния. Над самой головой грохнул гром, так что и земля под ногами, и храм, и колокольня заходили ходуном. Мальчику казалось, что его замысел рухнул с этим раскатом грома. Взяв себя в руки, он понял, что далеко тот человек уйти просто не мог, и, оглянувшись по сторонам, заметил, как в конце улицы за угол свернула высокая фигура в старом плаще. Сережа, с тяжелой сумкой наперевес, побежал туда.
Вывернув на другую улицу, мальчик увидел, что просивший милостыню человек остановился напротив того дома, где торговали дешевым вином, и начал пересчитывать на ладони мелочь. Сережа, скинув с плеча сумку, подошел к нему.
— Я видел вас возле храма… Если вы голодны, у меня есть хлеб, сок и консервы,— сказал мальчик и протянул пакет с продуктами.
— Спасибо,— человек в старом плаще с удивлением взял пакет.
— Во славу Божью!
Перейдя дорогу, Сережа направился восвояси. Через полсотни шагов он оглянулся назад. Нищий на ощупь перебирал содержимое пакета. Затем, немного подумав, он ссыпал в карман мелочь и, резко развернувшись, зашагал прочь от дома, где торговали дешевым вином.
Рисунок Федора Гаазе