Вы здесь

Лень-да-Иван-да-Марья

С издавна бродит Лень помеж людей, вступает с ними в интимнейшие отношения, плодится в людях и через людей. И, если с кем такая беда приключится, помочь извне тому вряд ли возможно.

Не обошла Лень и Марьину деревню. Только в чей дом не придет, всюду ее гонят и чести желаемой не оказывают.

Лишь Иван-лежебока принял ее как родную. Ему тогда шел как раз тринадцатый годочек. И чем ему Лень так приглянулась? Другие хлопцы гнали ее, как бешеную собаку, чтобы жить не мешала. Скучно же с ней! А Иван, наоборот, словно смысл своей жизни в ней обрел.

Бывало, скажет мать ему в доме прибрать, а Иван по углам мусор разметет, чтобы не видно было, да и лежит на печи, мух считает. Скажет воды принести иль еще чего исполнить, а Иван так занедужает, что мать сжалится, сама все сделает да еще за Иваном, как за больным ходит.

Иногда, правда, Иван брался за дело, если лениться надоест. Только никогда до конца не мог довести начатое. Отец порол его за то, мать подзатыльники давала, только все бестолку. Не был Иван себе хозяином, потому что Лень завладела его душой всецело.

И кто знает как сложилась бы жизнь Ивана, если бы не Марья. Полюбила она его по-настоящему. Ивану-то и ухаживать за ней было лень. Да любящему сердцу того довольно, что само любит.

Поженились Иван да Марья, и Лень Иванова с ними обручилась. Так и стали жить втроем. Марья-то поначалу думала, что за Иваном замужем — про Лень не сразу догадалась. Боролась за Ивана против Лени, ругалась то ли с ним, то ли с ней, да только со временем устала. Но Ивана не бросила. Трудилась с раннего утра до позднего вечера, а Иван, как дитя малое, лишь принимал заботу ее.

Была Марья девушкой радостной, пригожей, а потому тосковать не стала. И женскую, и мужскую работу — всё делала весело. А Иван, знай себе, на печи лежит да пироги жует.

За годы такой жизни окрепла Марья и духом, и телом, возмужала. Деревенские уж и звать ее стали не иначе как Иван-да-Марья, мол, и мужик, и баба в одном лице. А Иван, наоборот, стал похож на тень. Расползлась Лень по всему его телу и духу. Он уж и ложку сам ленился держать. Сидит голодный, пока Марьюшка придет покормить его.

Долго бы так жили, но от непосильных трудов Марья занемогла и померла. Иван тенью прожил еще около года. Все сидел с ложкой в руках на ее могилке, поросшей красивыми желто-синими цветами, и есть просил. Там и помер.

А Лень с тех пор в Марьино не живет. Скучно же с ней и безрадостно — никто не принял ее к себе! Бродит теперь Лень, как прежде, меж людей — пристанище ищет али дураков. Авось кто за свою примет?

Комментарии

Вспомнился Антон Павлович Чехов.

Моя «она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Её зовут — Лень.

1885

Ольга Клюкина

Очень хорошая сказка, Света, честная. Так и  видишь наши  заброшенные деревни, где ржавые ложки на огородах валяются... Мне понравилось. И стиль такой - грустно-раздумчивый, близкий к притче.

А вначале вспомнилась моя любимая в детстве сказка: "Это я -горе-злосчастье!", только там все позитивней заканчивается.  

Да, всякий процесс склонен к развитию (с). Есть такие процессы, которые лучше в себе вовсе не запускать. Мы иногда очень беспечно запускаем в себе ту или иную страсть, надеясь, что потом-то как-нибудь разрулим ситуацию, а пока авось пронесет...

СпасиБо за отзыв, Мариша.

Мария Коробова

 Светочка, как раз сегодня подумала: что-то Светы не было давно... Не хватает уже - ждала эссе. А получила прелестную сказку! Про цветок иван-да-марью были и раньше истории - "любовные-любовные".
Грустный конец, но закономерный. И ироническо-наставительный тон помогает воспринять сказку, как притчу. Марьюшку жалко. Помните стихи в ответ на некрасовские (Коня на скаку и т.д.) - "...Она бы хотела иначе - носить драгценный наряд... А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят..." Отмечу, кстати, изящество слога и стиля.

Спасибо за литературный подарок. Успехов!

СпасиБо, что ждешь
Кстати, мне и Ивана жаль - так пусто человек жизнь прожил! Ему и жить-то лень было - ужас просто.
И Марьюшку подвел, конечно. Но раз уж она его полюбила - значит, судьба ее была такой.

Жаль, что много нынче таких вот иванов развелось. Марьюшек, ясное дело, на всех не хватает. Тем важнее вовремя предупредить полонение ленью нерадивых иванов.

СпасиБо за отзыв, Машенька!

Мария Коробова

 Подумала вдруг - а типаж-то с благородными корнями... Кстати, Илья Ильич Обломов по крайней мере пытался в какой-то момент переломить судьбу и огрехи воспитания, а твой Иван и не собирался. Так ему и надо тогда! 

Попробовала добавить про детей, но тема тогда новая появляется - судьба детей. В корзинку смыслов добавляется еще один, в данном случае, лишний. Моя мини-зарисовка, притча, разрастается,  а мне бы этого не хотелось )
СпасиБо за отзыв, Наташа