Вы здесь

Королевский подарок

В Рождество все немного волхвы... (И. Бродский)

Большеглазый застенчивый мальчик с тонким, нервным лицом как-то не походил на описанного папой по телефону тяжёлого аутиста. Только потом, прочитав его историю, я поняла, какую колоссальную работу проделали его приёмные, как оказалось, родители.

Заниматься с Никитой было одно удовольствие. Он, хотя и стеснялся поначалу, всё схватывал на ходу, а уж мотивация просто зашкаливала. Куда девались уже через несколько занятий и неуверенная походка, и тихая невнятная речь, и вялые жесты- перед нами был счастливый мальчик с блестящими умными глазками, которому очень — очень хотелось научиться управлять собакой.

Одним из первых занимавшихся у нас детей Никита начал проходить с нашей собакой-терапевтом, голден ретривером Олли, импровизированную полосу препятствий, с удовольствием забивал Олли голы, играя с ней в оллибол, аккуратно причёсывал собаку во время небольших пауз для отдыха.

Успехи Никита делал настолько впечатляющие, и так легко переносил сформированные на занятиях навыки общения на другие ситуации, что скоро встал вопрос и о его подготовке к школе. А потом Никита, к нашей радости, действительно начал учиться. И не только в школе, но ещё и рисованию, авиамоделизму и музыке, к которой проявлял всё большие способности. Занятия канис-терапией из-за большой занятости и долгой утомительной дороги пришлось оставить, но мы не теряли контакт с его отцом, который время от времени звонил и рассказывал о Никитиных успехах. И о трудностях, как же без них...

Пришло время нашей очередной ёлки. Солнечнопёсные ёлки особенные, в сказке под ёлочкой принимают участие все дети, которые занимаются в «Солнечном Псе», даже маленькие, даже лежачие- у каждого есть своя роль. А потом приезжает на собачьей упряжке Дед Мороз с подарками, а потом обязательно пир на весь мир, и хороводы, и катание на собаках... А главное, самое главное, что происходит в такие вечера — особые наши дети, дети-гости, дети волонтёров, взрослые гости, мамочки особых детей невероятным образом очень скоро так перемешиваются, что становится совсем неважно, где чей ребёнок, здоров он, или чем-то необычен, есть только хохочущие счастливые дети, радостные взрослые и что- то такое... неуловимое, чудесное, что растёт в душé потом ещё долго-долго.

И вот к нам на ёлку пришли и дорогие гости, Никита с папой. Мы были им очень рады, Никиту не узнать — повзрослел, вытянулся... И сказку посмотрели, и пировали вместе со всеми, и в хороводе покружились — настала пора катания на собаках. Как и многие дети, Никита с радостью помогал придерживать коляску, на которой по очереди ехали наши дети, но сам кататься наотрез отказывался: собакам тяжело (аутист, ага, мысленно подпрыгнула я). Еле уговорили, но Никита сел в коляску при условии, что потом он прокатит в коляске Олли.

Так и сделали. Никита проехался, Олли отпрягли, посадили её на коляску, и она с важной мордой поколесила по вестибюлю, принимая, как должное, катание на дочке Нике и мальчике Никите.

А когда гости стали расходиться, под локоть меня взял Никитин папа и очень попросил пройти с ним — Никита приготовил сюрприз. Специально для меня учил. Такая честь, и трогательно очень...

Поручив волонтёрам наблюдение за оставшимися детьми, которые не в силах были так сразу оторваться от собак, мы пошли по гулким коридорам погружённой в тишину и полумрак пустой школы. В этой школе во многих холлах стоят пианино, и Никита выбрал инструмент с самым лучшим, по его мнению, звуком.

Церемонно усадив меня на мягкий диван ( да-да, в школьном холле, это такая вот школа), Никита бережно открыл крышку пианино и осторожно, медленно, словно приручая незнакомого зверя, тронул клавишу, потом другую... Инструмент отозвался глубоким мягким рокотом.

Он играл Баха. За окном вечер качал в снежной синеве жёлтый свет фонаря. У самого стекла проносились хороводами звёзд снежинки. И всё заполняла музыка. Музыка Баха. И весь этот вечер вдруг вырвался из тёплых школьных стен, мы летели в звуках навстречу ветру в радости чистоты и света, в самой глубине, в самой потайной и трепетной глубине творчества... Там, где от сердца к сердцу...

Слёзы катились сами. Как хорошо, что не видно ничего в темноте... Звуки замерли.

Мы как-то торопливо попрощались... Я не знала, что сказать, чтобы это не зазвучало фальшиво...Думаю, Никита всё понял без слов...Наши дети это умеют...

Что можно сказать, когда в святой вечер совершенно ни за что получаешь поистине королевский подарок...

Комментарии

Галина Пысина

Прочла на этом ресурсе рекомендации писателя Быкова  о включении в учебные программы весьма сложных для детей новелл (у него речь идет о новеллистике 60-х годов прошлого века). 

Надо в школе на уроках литературы изучать подобные новеллы - именно такие, как Ваша "Королевский подарок"!

И в 60-х годах также были авторы, кто писал о добре нечто подобное.

Нельзя подросткам среднего школьного возраста забивать головы иными проблемами, кроме проблем, связанных с реализацией добра: как лучше сделать лучше. Вот такая лишь должна быть у них проблема. 

У нас в городе опять две девочки покончили с собой, прыгнув с высокого этажа.

Дети, подростки, должны быть закаленными, " привитыми" против самоубийств. Педагоги обязаны им в этом помогать. А пока... Что сказать? Это проблема...

Галина Минеева

Такие особенные детки, как Никитка, есть в каждой такой группе, словно Господь посылает их для посредничества между нами и теми, кто остался ещё там, пока за гранью. Вы правы, Татьяна, у этих детей удивительного света улыбки и глаза, потому что они живут любовью. Спасибо за Ваше трогательное повествование! Храни Вас Бог и Ваших подопечных! Всех - со Святыми днями! give_rosesunnewyear

Алла Немцова

Да, Таня, как ты сказала точно: не знаешь, что сказать, чтобы не звучало фальшиво. В этой теме фальшь недопустима. Знаешь, что я заметила еще очень давно, когда только-только делали первые шаги на пути реабилитации? Что, погружаясь в среду особых детей и их родителей, начисто избавляешься от зависти. Начинаешь радоваться успехам не своего ребенка как своим собственным. И так же остро переживаешь чужие неудачи, как если бы они были твоими неудачами. Какой толстый слой коросты слезает с души, как легко становится прощать ошибки ближнего. И это тоже королевский подарок. 

СпасиБо за рассказ о Никите. Сколько в рассказе тонкостей и нюансов...

С Рождеством Христовым, Танечка! 

Хорошая у вас школа, счастливчики дети, к вам попадающие. Дорогое это удовольствие? Я бы сам походил к вам на занятия :-)
Здоровые дети светились бы, если бы ими так же занимались. И сколько взрослых людей жили бы совсем иначе, если б ими в детстве занимались. Дело не в том, что больные дети - лучше, дайте то же самое здоровым. Меня настораживает культ нездоровых детей, чуть ли не поклонение им, как в секте. При всей симпатии к вам.
Дискриминация про принципу здоровья получается, не находите?

Татьяна Любимова

Михаил, школа хорошая, это правда. Это совершенно обычная школа, вернее, образовательный центр с несколькими десятками замечательных кружков, студийи и спортивных секций в Южном Бутово. В этой школе учатся самые обычные дети , жители микрорайона. Если бы мы не жили на другом конце Москвы, на Речном вокзале, я была бы счастлива. если бы мои дети учились в этой школе. А занятия раз в неделю детей- инвалидов канис- терапией возможны благодаря директору школы, Татьяне Ивановне Аникиной. Она же дала распоряжение принимать наших детей во все кружки школы, но большинство наших ребят проделывают по субботам до школы оооочень неблизкий путь, некоторые едут из Подмосковья, занятия даже с собаками для них настолько утомительны. что на другое сил уже не не хватает. Но самое главное- наши дети получают, всё-таки, возможность побыть среди обычных сверстников, для них это бесценный опыт.

Многие, особенно те, с кем мы начинали 10 лет назад, были так называемыми отказниками- за них не брались ни в больницах, ни в государственных реабилитационных центрах-бесплатных-, а платные...мать- одиночка, живущая на пенсию и мизерное пособие по уходу просто не в силах потянуть даже курс из нескольких занятий. А дети наши нуждаются в помощи не курсами, а постоянной, годами. Далеко не все родители умеют бегать по фондам и искать копеечку.

Были разговоры при записи- я честно предупреждаю, что не обещаю чудес, и движемся мы малюсенькими шажками, идём от состояний ребёнка. А родители отвечают:"Нам бы хотя бы было, куда из дома выйти!" ПО статистике, только 0, 25 ( !!!) детей с нарушениями в Москве получают помощь, адекватную их состоянию. Остальные просто не выходят не то что из дома- из квартир. Совсем. Никогда. Никуда. Годами. Мамы выгуливают их, сажая под открытой форточкой.

Я не говорю о среде, это отдельный тяжёлый разговор. Одна девочка с ДЦП перестала к нам ходить, хотя успехи были замечательные, потому что мама уже просто не могла ехать с инвалидной коляской на автобусе, с двумя персадками в метро и от метро ещё пешком. Далеко не все проходящие мимо мужчины помогали ей поднять коляску по лестницам. Служба помощи в метро появилась только полгода назад.

Если это всё можно назвать "дискриминация по принципу здоровья"...Могу согласиться только в другом значении.

Я против рисования нашим детям нимбов и приделывания крылышек, они не лучше ( хотя, кое в чём всё- таки...лучше, но не в том, чём Вы думаете) но они нуждаются в бОльшем внимании и помощи, чем обычные, хотя получают минимум от потребного, если вообще получают. А помощь окупилась бы- большинство из них и могло бы работать, и очень хотят. Получай они помощь и были бы доступные специальные мастерские-количество таких желающих увеличилось бы на порядок.

Занятия бесплатные, потому что директор все 10 лет не берёт с нас за помещение ни копейки.

В лагере в Давыдово мы имеем возможность вести занятия со здоровыми детьми, ведём кружок юного кинолога по вечерам. НО это уже на надрыве...

В Москве у нас по субботам сейчас приходит до 40 человек. Это колоссальная нагрузка на пятерых волонтёров и четырёх собак, хотя и капля в море для Москвы. Есть дети, которые занимаются все 10 лет. Занятия со здоровыми детьми мы пока не в состоянии себе позволить.Многие учебно- кинологические площадки, впрочем, проводят занятия со здоровыми детьми, даже если у этих детей нет собак.Воспитанник одной из таких площадок, Валентин Кузьмин- неоднократный победитель и призёр чемпионатов мира и Европы по кинологическому фристайлу ( танец с собакой).

Для работы с особыми детьми нужны знания, специально отобранные и обученные собаки. Поготовка собаки занимает от полугода до года, столько же мы учим волонтёров.

Галина Пысина

И Вашими коллегами! О, если бы такие учителя были у каждого особенного ребенка! Ведь такие дети не бесполезны для общества. Вы помогаете создать им нишу, в которой девочки и мальчики будут ощущать себя нужными людьми во взрослой жизни. Спасибо Вам и всему Вашему педагогическому коллективу!